Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ МЫСЛИ РОССИИ XIXВ. Ч.I.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.11 Mб
Скачать

3. Надсон с.Я. (1862-1887)

Семен Яковлевич Надсон сотрудничал в «Отечественных записках». Его первый сбор­ник стихов, изданный в 1885 году пользовался большим успехом и неоднократно пере­издавался.

Надсон с тоской вспоминает забытые идеалы «шестидесятников». Современность же он отождествляет с «царстом ВААла». Надсон обличает либералньое народничество.

ЛИТЕРАТУРА:

1.

2.

Глава 5 русский анархизм

Анархизм (αναρχια – безначалие, безвластие) как идея идет еще со времен греческих офистов. Антифонта можно считать первым анархистом, который подчеркивал условность человеческих установлений, и утверждал примат человеческой личности.

Первыми анархистами в новоевропейской истории считаются В. Годвин, П. Прудон, М. Штирнер, В. Тэклер. Крайне интересен тот факт, что большинство анархистских идей начинают воплощаться именно сейчас, хотя реально они имеют несколько иной вид и выражение. Это и идея децетрализованной экономики, основанной не на командно-административной системе управления, а на гибкой «сетевой» системе договорных отношений мелких сегментов разных типов производств. Это и идея об «отмирании государства» - действительно, сейчас в начале третьего тясячелетия, государства превращаются в марионетки, а реальное управление сосредоточено в руках людей, которые управляют финансовыми потоками. Хотя это имеет негативные последствия, вызвавшие протестное движение «антиглобализма», но, тем не менее, это «антиглобалистское» движение имеет такой же «глобалистский» антиэтатистский характер. Более того, современный «посмодернизм» как идеология, - это идейная легитимация свободного поведения человека, его свободы мысли и образа поведения.

Третье тысячелетие – это конкретная реализация идей анархизма.

Со стороны России, которая внесла наибольший вклад в разработку его теории, ведущими анархистами считаются М. Бакунин и П. Кропоткин, к ним же часто относят и Л. Толстого.

Русский анархизм имеет истоком во многом писаревский нигилизм. Многие сотруд­ники «Русского слова» общались в европейскими анархистами, и сами впоследствии примыкали к тем или иным направлениям анархизма.

§1 Бакунин м.А. (1814-1876)

Михаил Александрович Бакунин – общественный деятель, философ. Учился в Петербургском артиллерийском училище (1828-1832), затем служил в армии (1832-1834), выйдя в отставку, примкнул к кружку Н. Станкевича, сблизился с В. Белинским. Был в то время увлечен Гегелем. В 1840 году уехал учиться в Германию. Там сближается с В. Вейтлингом, А. Руге, П. Прудоном, К. Марксом и Ф. Энгельсом. За участие в революции 1848-1849 гг. он был одновременно приговорен судами Саксонии и Австрии к смертной казни. Был выдан России, и после длительного заключения сослан в Сибирь. В 1861 оду бежит из ссылки и вновь включается в европейское революцион­ное движение. В 1861 году вступает в I Интернационал, но там начинает борьбу с группировкой К. Маркса, в этой борьбе он потерпел поражение, ибо большинство пошло за Марксом, Он был исключен из I Интернационала. Но Бакунин создал анархический «Международный Альянс социалистической демократии» (1868). После роспуска этого «Альянса..» еще продолжало существовать анархическое «братство», которое вело борьбу против Генерального Совета Интернационала, возглавляемого К. Марксом.. Его деятельность доставила много неприятностей международному рабочему движению, ходили, пущенные русским послом в Париже Киселевым сплетни о связи Бакунина с охранным отделением. В 1870 году участвует активно в лионском рабочем восстании, поддерживает Парижскую коммуну.

Бакунин был влиятельнейшим представителем революционного движения в Европе, он имел множество сторонников не только в России, но в Италии, Испании, Швейцарии. Остается таковым и сейчас у представителей леворадикального европейского движения. Основные работы: «Федерализм, социализм и антителеологизм» (1867), «Государствен­ность и анархия»(1873).

Бакунин, общаясь с К. Марсом по I Интернационалу, сложил о нем как о человеке довольно негативное мнение. Отмечая ум и эрудицию К. Маркса, его заслуги как ученого, и, прежде всего, его теории о решающем влиянии экономического фактора на жизнь общества, М. Бакунин в своей работе «Государственность и анархия» писал: «По происхождению г. Маркс еврей. Он соединяет в себе, можно сказать, все качества и недостатки этой способной породы. Нервный, как говорят иные, до трусости, он чрезвычайно честолюбив и тщеславен, сварлив, нетерпим и абсолютен, как Иегова, господь Бог его предков, и ,как он мстителен до безумия. Нет такой лжи, клеветы, которой бы он не был способен выдумать и распространить против того, кто имел несчастие возбудить его ревность или, что все равно, его ненависть. И нет такой гнусной интриги, перед которой он остановился бы, если только, по его мнению, впрочем, большей частью ошибочному, эта интрига может служить к усилению его положения, его влияния или к распространению его силы. В этом отношении он совершенно политический человек» (Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М. 1989. С.443).

Анализируя оригинальность его идей, он сближает К. Маркса с Луи Бланом: «…в отношении политическом г. Маркс прямой ученик Луи Блана. Г. Маркс несравненно умнее этого маленького неудавшегося революционера и государственного человека; но, как немец, несмотря на свой почтенный рост, он попал в учение к крошечному французу.

Впрочем, эта странность объясняется просто: риторик француз как буржуазный политик и как отъявленный поклонник Робеспьера и ученый немец в своем тройном качестве гегельянца, еврея и немца, оба отчаянные государственники, и оба проповедуют государственный коммунизм, с тою только разницей, что один вместо аргументов довольствуется риторическими декламациями, а другой, как приличествует ученому и тяжеловесному немцу, обстанавливает этот равно им любезный принцип* всеми ухищрениями гегелевской диалектики» (Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М. 1989. С.444).

В принципе, М. Бакунин, мог бы упомянуть и то, что превалирование экономического фактора в истории существовало еще у римского мыслителя Тита Лукреция Кара, у арабского средневекового мыслителя Ибн-Хальдуна. А его идея классовой борьбы совершенно не оригинальна – это традиционная идея со времен французской романтической школы начала XIX века.