Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Министерство образования Омской области (Автосохраненный) (Автосохраненный) (Автосохраненный).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
9.15 Mб
Скачать
    1. Художественные изделия из бисера 18-19 века

Западная Европа и Россия в конце XVIII — первой половине XIX века, была поистине всеобъемлющая. Время оставило нам в наследство удивительное разнообразие предметов, украшенных бисером. Используя изысканный бисер, привезенный из Венеции, Богемии, Германии, Франции, рукодельницы вышивали, вязали, плели, ткали, делали даже бисерные мозаики на воске. Дамские сумочки, кошельки, пояса, туфельки; мужские бумажники, помочи, кисеты, трубки, табачницы, ермолки; подстаканники, бювары, чернильницы, подносы, шкатулки, каминные экраны становились объектом приложения мастерства многочисленных рукодельниц.

Изделия из бисера поражают изяществом и красотой, которые нисколько не потускнели со временем. Кроме того, они обладают еще одной уникальной особенностью. В России XVIII—XIX веков в отличие от многих европейских стран не существовало ни фабричного, ни кустарного производства изделий из бисера. Украшенные им вещицы изготавливались рукодельницами исключительно индивидуально и предназначались для их родных и близких, иногда для собственного интерьера или туалета. Они всегда несли на себе отпечаток души мастерицы, заключавшийся не только в трогательных надписях, но и в выборе сюжета, имевшего большей частью еще и символическое значение, и в компоновке различных частей рисунка, и в подборе цветов бисера (число которых порой превышало 30 в одной вышивке).

Рисунки для вышивания тоже имеют свою чрезвычайно интересную историю. Первый известный сборник таких рисунков был напечатан в Германии в 1523 г. (Schoensperger. Furm- und Modelbuechlein. Augsburg). Однако для работ, вошедших в моду с появлением мельчайшего и очень ровного бисера, требовались пособия совсем другого рода. Их начали издавать преимущественно в Берлине и Париже с конца XVIII века. Сначала рисунки представляли собой плавный контур на фоне мелкой сетки, затем (в 1810-х гг.) его разбивали на квадратики и раскрашивали вручную, а позже (в 1820—1860 гг.) начали применять условные обозначения цветов в каждом квадратике. Еще позже появились рисунки, напечатанные типографским способом. С конца XVIII века начинают выходить русские модные журналы: «Магазин английских, французских и немецких новых мод» (М., 1791), «Журнал приятного, любопытного и забавного чтения» (1802—1804), «Журнал для милых» (М., 1804), «Дамский журнал» (М., 1806) и т.д. В некоторых из этих журналов печатались рисунки для вышивания, но большей частью это были перепечатки с иностранных образцов.

Рисунки для бисерного рукоделия составлялись в основном профессиональными художниками, которые делали их самостоятельно или брали в качестве оригиналов картины, гравюры, книжные иллюстрации, виньетки.

Рисунки для вышивок конца XVIII — начала XIX века были очень дороги. В объявлении из «Московских ведомостей» за 1798 г. сообщается, например, о том, что в книжной лавке у купца Кольчугина продаются узоры для шитья по канве, раскрашенные и не раскрашенные, ценою 10 и 6 рублей за тетрадь. Подписка на отечественные журналы с рисунками для вышивания стоила также далеко не дешево. А стоимость самого бисера можно приблизительно оценить по одному из изречений Козьмы Пруткова: «Ценность всего условна: зубочистка, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной». На чехол для зубочистки бисера идет совсем немного, а два с полтиной были по тем временам вполне солидные деньги. Таким образом, бисерное рукоделие в период его расцвета было доступно лишь состоятельным рукодельницам.

В то же время не встретилось ни одного упоминания о бисерных работах, выполненных крепостными. В художественной литературе и мемуаристике того времени можно найти множество сообщений о мастерских, в которых крепостные мастерицы занимались белой гладью, кружевоплетением, ковроткачеством. По сравнению с этими трудоемкими работами бисерное рукоделие казалось легкой забавой. По-видимому, поэтому оно и оставалось долгое время исключительно занятием барышень и дам из высших слоев общества. Только к середине XIX века бисерное рукоделие распространилось в монастырях, но к тому времени расцвет его уже в значительной степени прошел. Использование же бисера в народном костюме представляет собой самостоятельную область прикладного искусства, поскольку там применялись совершенно другие сорта бисера и приемы рукоделия, да и назначение украшенных бисером предметов было совершенно иным.

В любом случае творчество начиналось для рукодельницы прежде всего с выбора сюжета. В немецком руководстве по вышивке конца XVIII века даются, например, интересные указания на то, кому и для чего прилично вышивать тот или иной сюжет: «...шлем, меч, военные трофеи — на бумажнике для офицера; курильницу — на альбоме для стихов; канарейку — на вышивке для стола; голубку в гнезде, обрамленную незабудками, — на свадебном поздравлении, а могильный холм с крестом в окружении кипарисов — на альбоме для стихов уезжающему другу». Переделанные, дополненные или сокращенные подобные сюжеты, действительно, в изобилии встречаются на бисерных вещицах первой половины XIX века.

Жизнь, однако, состояла не из одних пасторалей, что нашло отражение и в бисерных вышивках. Целый ряд украшенных ими предметов был предназначен, по-видимому, для людей, занимающихся коммерцией. Например, на одной стороне бисерного бумажника поместился полный набор атрибутов торговли: тюки с товарами, пальмы, весло, крылатый шлем и кадуцей (жезл с обвивающими его змеями) бога торговли Меркурия. На другой его стороне — обвитый плющом (символ постоянства) рог изобилия. Символ удачи и процветания — рог изобилия, встречается в бисерных вышивках вообще очень часто. Не менее распространенным являлся и сюжет «Вера, Надежда, Любовь», представляющий собой композицию из роз, горящего сердца, якоря, библии и креста, увитого плющом (Приложение 2 рис.1). Изображение горящего сердца очень характерно для католической символики, но может быть понято и как масонский символ. К этому же кругу символов относится, по-видимому, и древний знак вечности — змея, кусающая себя за хвост. В книге «Символы и эмблематы», изданной еще при Петре I, этому соответствуют изречения: «Конец от начала происходит», «О божестве не испытывай».

Общепринятым символом верности и преданности было изображение собаки. Отсюда все многочисленные изображения собак разнообразнейших пород на бисерных картинках, кошельках, портмоне, бюварах. (Приложение 2 рис.2)

Не только символика, но и жанр занимал достойное место в бисерных вышивках. Все бесчисленные беседки, храмы, урны, колонны, которые встречаются на бисерных вышивках, воспринимались не только как символы любви, дружбы, памяти, но и как вполне реальные объекты, украшавшие в то время барские парки (Приложение 2 рис.3). Кроме того, предметом вышивки могли стать самые обыденные вещи: например, табурет, а под ним играющие с клубком кошки, или жардиньерка со стоящим на ней аквариумом (Приложение 2 рис.3). Скромное представление уличного артиста тоже становится предметом чудесной бисерной композиции: перед ширмами, за которыми спрятан кукольник, пляшет и играет на некоем инструменте Пьеро; двое детишек обнявшись смотрят на происходящее.

В это же время становятся необычайно модными сцены и типы народной жизни. Как и все моды того времени, это направление пришло к нам из Франции, где в конце XVIII века начали появляться сборники гравюр, изображающих уличных торговцев «Cris de Paris» («Крики Парижа»). Вскоре подобные гравюры появились в Лондоне «Cris de Londre» («Крики Лондона»). В России такие сюжеты обязаны своим появлением публикации в 1817—1818 гг. «Волшебного фонаря» — иллюстрированного сборника забавных сценок из русской народной жизни. Эта тематика появляется в росписи фарфора, в мелкой фарфоровой и керамической пластике. Находит она отклик и в бисерных вышивках. Интересна довольно часто встречающаяся сцена русского народного гулянья: танцующие крестьянки, мужик, играющий на балалайке, и другой, слегка подвыпивший, с зажатым в руке штофом «зелена вина» (Приложение 2 рис.4).

Одной из наиболее обаятельных вышивок с народной тематикой является повторяемый на многочисленных бумажниках, сумочках, бюварах «Хоровод»: вокруг березки, украшенной лентами, плавно движутся девушки в русских национальных костюмах; в отдалении стоит группа зрителей (Приложение 2 рис.5). Большой популярностью пользовались также изображения разнообразных повозок с запряженными в них парами и тройками лошадей (Приложение 2 рис.6). В некоторых случаях интересную информацию можно получить, рассматривая мундиры военных, изображенных на вышивках.

Большинство перечисленных выше сюжетных вышивок украшено либо орнаментальной полоской, либо более или менее пышным цветочным узором. Оба эти вида декора могли существовать в бисерных работах и вполне самостоятельно. Более того, букеты, гирлянды, венки из цветов и плодов единодушно признаны шедеврами русского бисероплетения. Если в XVIII веке вышитые изображения цветов носили достаточно условный характер, то в XIX — бисерная флористика обретает исключительно натуралистический характер: цветы легко распознаются с помощью ботанических атласов или определителей растений. Помимо красоты и ботанической точности бисерные букеты и венки заключали в себе зачастую и определенный смысл, котрый мог быть понят в соответствии с общеизвестным тогда «языком цветов».

Потомки этих мастериц долго хранили память об их искусстве. Вот, например, как вспоминает о своей бабушке Елизавете Егоровне Барбот дочь художника Федора Толстого: «Бабушка моя — умная женщина, прекрасная мать и большая рукодельница. И если бабушка не умела рисовать кистью, то она производила иголкой и шелком по полотну “a petits points”7 такие пейзажи и цветы, что им дивиться надо. Это и я могу подтвердить, потому что работы ее сохранились у меня до сих пор... бабушка была художница в душе, и ее только влиянию надо приписать то диво, что в те времена в графской семье мог развиться такой художник, как мой отец»8.

Техника бисероткачества обычно ассоциируется с индейцами. Однако она широко была распространена в Европе до первой Мировой войны. Ткачество с бисером появилось в России в XIX веке (Приложение 2 рис.7). Этот метод использовали для изготовления экранов и витражей, устанавливавшихся на подсвечники и прикрывающих огонь свечи, поясов, цепочек и др. Ткачество было менее распространено, чем другие виды рукоделия с бисером. Но сейчас оно становится все более популярным.

Сейчас бисерные вещицы XXI века, воспринимаются как дошедшие до нас некие послания, которые могут быть объединены надписью, вышитой на одном из бисерных кошельков: «Руки работали, а сердце дарит». А еще сказать об этих милых вещицах можно словами А.И.Куприна: «...над этими почтенными древностями трудились целыми годами, с любовью и терпением, прилежные мастера, вложившие в них очень много вкуса, знания и красоты, ... из поколения в поколение сотни глаз смотрели на них с удовольствием и сотни рук прикасались к ним бережно и ласково, ... в их причудливых оболочках точно еще сохранились незримо тончайшие частицы давно ушедших душ».