Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семёнов - история цивилизованного (классового)...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.3 Mб
Скачать

3.1.9. Образование мировой средиземноморской системы и центрального исторического пространства

Греческое историческое гнездо возникло первым. Но оно было не единственным классовым обществом нового типа. Вслед за ним появилось карфагенское историческое гнездо, этрусское и, наконец, латинское, в кото­ром ведущее положение занял Рим.

Карфагенское общество принято рассматривать в курсе исто­рии Древнего Востока. Карфаген — одна из финикийских коло­ний. Финикийские социоисторические организмы действительно были древнеполитарными, точнее древнеполитомагнарными. Они были простыми или сложными урбополитархиями. Основанный в 825 г. до н.э. выходцами из Тира Карфаген был самым важным фи­никийским центром на западе Средиземноморья. В VII в. до н.э. он объединил под своей властью финикийские города Северной Аф­рике. Возникла Карфагенская держава, которая начала широкую экспансию.

Первоначально Карфаген был сложной урбополитархией. За­тем политарные отношения исчезли. Не стало ни политосистемы, ни политарха. Получил развитие доминомагнаризм. Карфаген превра­тился в социоисторический организм, сходный с архаическими поли­сами Греции. Он стал своеобразной олигархической республикой. Во главе государства находились два выборных суффета. Высшим органом власти был Совет десяти, впоследствии реорганизованный в Совет тридцати. Другой важный органом власти — Совет старейшин. Существовало в Карфагене народное собрание, но существенной роли не играло. Оно выбирало магистратов, но всегда только из числа знатных и богатых.

Развитие Карфагена шло по линии превращения в серварный социоисторический организм. Но хотя этот процесс к моменту ги­бели державы так и не был завершен, Карфаген тем не менее с пол­ным основанием должен быть включен не в восточный, а в античный мир. Его история была неотъемлемой частью истории последнего, а не первого.

По такому же пути шло развитие Этрурии, где в VI–V вв. до н.э. были уничтожена царская власть и нобиларные отношения. Классовое общество этрусков, по крайней мере, на ранних этапах своего развития, было доминомагнарным. Кроме знати и рядовых свободных людей у этрусков существовали рабы, а также разного рода за­висимые люди, одни из которых самостоятельно вели хозяйство на чужой земле, уплачивая долю урожая, а другие жили непосредст­венно при дворе владельца и выполняли различные работы.

Согласно традиции, в 509 г. до н.э. в результате вооруженного восстания пала царская власть в Риме и была учреждена республика. На ранней стадии своего классового развития древнеримское обще­ство было доминомагнарным. Для этой эпохи характерна ожесто­ченная борьба между патрициями и плебеями. О природе последней социальной группы между историками нет единства. Одни считают их низшим слоем полисной общины, другие — людьми, не входив­шими в ее состав. Во всяком случае, они были неполноправной ча­стью населения древнеримского социоисторического организма. Не­сомненно, что плебеи страдали от долговой кабалы и вели против нее упорную борьбу. В результате борьбы плебеи шаг за шагом доби­лись равных с патрициями прав. В целом социально-экономическое развитие Рима шло по пути от доминомагнаризма к серваризму. Рабство как господствующий способ производства утвердилось в нем лишь к III–II вв. до н.э.

Греческое, этрусское, латинское и карфагенское исторические гнезда вместе взятые образовали новую историческую арену — среди­земноморскую. В эту систему входили и греческие полисы, располо­женные на берегах Черного моря. В отличие от древнеполитарного мира, который никогда не был единым, весь античный мир состав­лял собой одну систему - античную, средиземноморскую.

К этой системе и перешла от ближневосточной системы роль центра всемирного исторического развития. Именно она стала теперь мировой системой. Ближневосточная же система перестала ею быть. С возникновением среди­земноморской системы и переходом к ней главенствующей роли в истории человечества произошла смена эпох всемирной истории. Эпоха Древнего Востока сменилась античной.

Но когда это произошло, Восток, конечно, не исчез. Он не стал античным, серварным, а продолжал оставаться древнеполитар­ным. Поэтому в исторических трудах и учебных пособиях термин “Древний Восток” продолжают использовать применительно и ко всему I тысячелетию до н.э. и даже первой половине I тысячеле­тия н.э. С этим вряд ли можно согласиться. Восток в античную эпоху точнее всего называть не древним, а синантичным (от греч. син - со, одновременный), или соантичным.

После утраты первенства ближневосточная система продол­жала не только существовать, но расширяться. Классовые социои­сторические организмы стала появляться на территории Иранского нагорья. В VIII в. до н.э. там возникло Маннейской царство. Другие области нагорья, в частности Мидия, оказались под властью Новоассирийской державы, К середине VII в. до н.э. Ассирия достигла вер­шины своего могуществам: вся ближневосточная система от Элама до Египта оказалась под ее властью. Но восстали мидяне и создали единое царство. Добилась независимости Вавилония. Заключив союз мидяне и вавилоняне в 612 г. до. э. взяли и уничтожили последнюю столицу Ассирии – Ниневию. Первая мировая империя рухнула.

В середине VI в. могущество мидян было сломлено персами. Представители династии Ахеменидов – Кир II и его преемники подчи­нили своей власти не только области, входившие в состав Ми­дийской державы, но и Малую Азию, включая греческие города, острова Эгейского моря, Фракию, Сирию, Палестину, Египет, Вави­лонию, часть Средней Азии. Расширяясь, Персидская держава вклю­чила в себя не только все области, отделявшие ближневосточную ис­торической арену от возникшей к этому времени индийской истори­ческой арены, но и часть последней. Возникла еще более обширная, чем Ассирийская, новая мировая держава, подчинившая себе не только всю значительно расширившуюся ближневосточню систему, но и некоторые области за ее пределами.

В начале V в. до н.э. персидские владыки попытались завое­вать серварную Грецию, но потерпели сокрушительное поражение. Греко-персидские войны 499–449 гг. до н.э. наглядно продемонстри­ровали преимущество нового общественного строя.

Превосходство античной мировой системы над ближнево­сточной политарной особенно наглядно проявилось в следующем веке .В результате походов (334–326 гг. до н.э.) Александра Македон­ского Персидская держава была сокрушена. В результате в рамках одного государства оказалась не только вся ближневосточная по­литарная историческая арена, но и значительная часть средиземно­морской серварной системы.

Средиземноморская историческая арена с самого начала была тесно связана с ближневосточной ареной. После походов Александра Македонского эта связь настолько упрочилась, что продолжала со­храняться и после распада созданной им державы на множество го­сударств, которые принято именовать эллинистическими. В резуль­тате две названные выше исторические арены вместе взятые стали образовывать новую историческую целостность. Это новая, более высокая система в отличие от исторических арен включала в себя со­циоисторические организмы не одного, а нескольких социально-экономических типов. Поэтому для ее обозначения требуется особый термин. Учитывая роль этой системы в мировой истории, я буду на­зывать ее центральным историческим пространст­вом.

После образования центрального исторического пространства две составивашие его исторические арены стали двумя его историче­скими зонами. Одна из этих зон была центром всемирно-историче­ского развития, другая —- периферией. С образованием центрального исторического пространства возникли два вида исторической пери­ферии. Одна периферия — внутри центрального исторического про­странства — внутренняя, другая — за его пределами, внешняя. Внутрен­няя периферия была классовой, в основном древнеполитарной. Внешняя периферия делилась на первобытную, прежде всего варвар­скую, и на классовую, древнеполитарную.

Центр был серварным, рабовладельческим, античным. Будучи мировой системой, он оказывал огромное влияние как на внешнюю, так и особенно на внутреннюю периферию. Ближневосточная зона центрального исторического пространства подвер­глась интенсивной эллинизации. Но эллинизация, сущест­венно повлияв на культуру Востоке, не изменили сколько-нибудь коренным образом социально-экономический строй существовав­ших там обществ. Они в основе своей продолжали оставаться поли­тарными. С возникновение центрального исторического простран­ства начался новый период развития античного мира — эпоха элли­низма.