Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политические системы стран Ближнего Востока.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
19.04.2020
Размер:
270.85 Кб
Скачать

Заключение.

Выстраивание новой системы международных отношений после исчезновения Советского Союза поставило аравийские мо­нархии в качественно новые условия, требующие внесения суще­ственных изменений в свою внутреннюю и внешнюю политику.

Крайне негативно, особенно в экономическом плане, на эту группу стран повлияла агрессия Ирака против Кувейта в начале августа 1990 г. и последовавшие за нею события, в ре­зультате которых они оказались в сильной военно-политичес­кой зависимости от США, чье военное присутствие здесь при­обрело постоянный характер и стало фактически важнейшим, если не решающим, фактором внутриполитического развития стран данного региона.

Процесс глобализации, охвативший и этот регион мира, сопровождается дальнейшей интеграцией аравийских монар­хий в мировую экономику и требует структурной перестройки их национальных экономик прежде всего с целью качествен­ного изменения роли в них государства.

Как уже отмечалось, государство играет ведущую роль в экономической жизни аравийских монархий, являясь собст­венником основных природных ресурсов и большей части производственных мощностей, владея и напрямую руководя финансовыми институтами, выступая в качестве самого круп­ного работодателя и самого крупного потребителя товаров и услуг. В последнее время правящие элиты заявляют о переходе к политике приватизации некоторых сфер экономики и даже осуществили некоторые шаги в этом направлении.

Отдавая дань господствующим в настоящее время в миро­вой экономической мысли либеральным идеям, представители властных структур в аравийских монархиях заявляют о том, что государство намерено сконцентрировать свое внимание на создании стабильной внутриэкономической ситуации, внедре­нии соответствующего законодательства, осуществлении про­грессивного администрирования, выработке и проведении на­логовой политики, поощряющей частный сектор брать на себя инициативу и активно участвовать в экономической жизни. При этом подчеркивается, что государство будет стремиться обеспечить контроль за выполнением заключенных контрак­тов, охранять собственность, сокращать бюрократию, покон­чить с коррупцией и пр.

На развитие политических процессов в аравийских мо­нархиях глобализация оказывает влияние прежде всего в том плане, что она формирует новую доминанту ориентации обще­ственного сознания. Происходит, хотя и крайне медленно и весьма противоречиво, трансформация основных элементов политической культуры местных обществ, в том числе моде­лей коллективной идентификации, способов политической ло­яльности системе со стороны народа, норм взаимодействия и поведения, способов разрешения конфликтов и моделей со­циализации. Постепенно меняются конфигурация и социо­культурный профиль правящих элит.

Процессы, которые в последнее время имеют место в ара-нийских монархиях, называются, в том числе и правящими шитами этих государств, «модернизацией», призванной при­дать существующим здесь режимам более современный вид и сообщить им дополнительную жизнестойкость. Совершенно очевидно, что за этими процессами стоят набирающие силу в аравийских обществах круги, заинтересованные в демократи­ческих преобразованиях, в ослаблении позиций правящих ди­настий в экономической жизни и в политике, в сужении сферы влияния традиционных институтов. В конечном счете, речь идет о переделе власти и собственности в пользу этих кругов.

Вполне естественно, наметившиеся тенденции вызывают нарастающее сопротивление традиционных институтов, преж­де всего Исламских. Особое значение имеет позиция улемов, которые не без основания опасаются, что модернизация лишит их возможности в известной степени контролировать полити­ческую жизнь, законотворческие процессы, ослабив роль ис­лама в обществе в целом. При этом улемы пытаются представить все происходящее как борьбу между сторонниками вестернизации, т. е. прежде всего отделения религии от государства, что, как они считают, означало бы утрату наро­дом своей исламской идентичности, и защитниками исламских ценностей, в роли которых выступают, конечно же, улемы. Истламистские движения, которые, в принципе, выражают кон­солидированную позицию улемов, хотя в более бескомпро­миссной форме, представляют для монархических режимов гораздо более серьезную опасность, чем так называемые «либералы». Причем опасность исламистов заключается не в том, что они могут захватить власть в стране, а в том, что они под­рывают основы существующего в ней режима, ставя под со­мнение его легитимность.

Примечательно, что традиционные (как исламские, так и посменные) силы стремятся использовать появляющиеся эле­менты демократизации общественной жизни в аравийских мо­нархиях в своих целях, взять под свой контроль возникающие |дм демократические институты.

Разрываясь между двумя потоками общественного созна­ния и сознавая потенциальные угрозы, которые таят в себе как стремление сохранить status guo, так и ускоренные темпы мо­дернизации, правящие элиты (вовсе не отличающиеся внутренней сплоченностью) в аравийских монархиях, с одной, сто­роны, «подыгрывают» сторонникам демократических преобра­зований. Они все шире осваивают такие понятия, как права че­ловека, представительные органы, политическое участие, и формируют определенные демократические институты, при­званные создать хотя бы видимость движения от абсолютизма. Однако, с другой стороны, они всячески подчеркивают свою приверженность исламским ценностям и даже идут на опреде­ленные уступки исламистам, стремясь нейтрализовать таким образом их влияние на массы..

После событий 11 сентября 2001 г. в США аравийские монархии, прежде всего КСА, испытывают нарастающее дав­ление со стороны Запада, особенно американской администра­ции, направленное на то, чтобы ускорить темпы модернизации. При этом предметом наиболее пристального внимания Запада являются исламские институты, которые, как там убеждены, напрямую связаны с международным терроризмом, а потому требуют коренного реформирования.

Позицию западных политиков можно понять. Однако складывается впечатление, что на Западе уже забыт печальный опыт Ирана, где форсированная под нажимом прежде всего США демократизация иранского общества, а также заигрыва­ние некоторых кругов, особенно в Западной Европе, с ради­кальными исламистами явились одним из важнейших факто­ров Исламской революции 1979 г.

Глубокие политические потрясения на Ближнем и Сред­нем Востоке, которые неизбежно последуют (хотя и с опреде­ленным временным лагом) за начавшейся войной в Ираке, мо­гут иметь катастрофические последствия прежде всего для аравийских монархий, политические системы которых, как было показано, отличаются большой противоречивостью и по­тому - исключительной хрупкостью.