Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[ПС].Философия.Лекции.DOC.2005-2008 / КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 2005.doc
Скачиваний:
117
Добавлен:
15.06.2014
Размер:
1.91 Mб
Скачать

9. 3. 2. Существует ли объективный механизм

социального развития?

(Взаимодействие и реализация интересов как механизм функционирования и развития общественных

формирований)

До XVIII века вопросы активности людей и противоречий в общественной жизни в философии в основном объяснялись как проблемы сознания, как некое проявление духовно-субъективного начала. И сегодня сохраняется подход к социальным проблемам, включая и вопросы развития общества, на позиции антиисторицизма, отрицается наличие объективных закономерностей в функционировании и развития общества. Но позиция объективности и естественно-научный подход к пониманию природы и сущности социального показывают решающее значение практической деятельности и отношений субъектов как общественных формирований. Невозможно обойтись без понимания того, чьи же интересы взаимодействуют, и что собой представляет итоговый результат взаимодействия и реализации интересов. При таком подходе поиски ответов на вопросы взаимодействия, сочетания, реализации интересов или их противоречий выходят на проблему их носителей. Говоря иначе, надо знать не только, кто является носителем интересов, но и что делает их носителями, на что влияет реализация интересов: на изменение сознания или на состояние носителей, а сознание только фиксирует последнее?

Выше говорилось, что в литературе рассуждения о взаимодействии интересов часто сводятся к сознанию личности как к процессу мысленного соотнесения интересов и выбора какого-то из них для себя. И тогда решение проблемы интересов фактически ограничивается воспитанием, деятельностью сознания, а задачи реализации решаются в рамках морали, нравственности личности. Но откуда тогда тысячелетняя история разнообразных предложений для решения проблемы противоречий интересов и способов, путей их реализации, иногда весьма хитроумных? Почему такие трудности с их реализацией, если все совершается в сознании личности, по предпочтениям личности? Ведь если все интересы имеют единственного носителя – личность, то все зависит от ее нравственности и сознательности, и остается только ее просвещать. Что, конечно, необходимо, но, странное дело, уровень образованности и грамотности растет, а конфликтов интересов не убывают. Но тогда отчего возникают и что такое сами интересы?

С самого начала человеческой истории непосредственное, как у животных, удовлетворение потребностей стало опосредованным у людей. Создание предмета потребности со времен исторически первичных охоты и собирательства требовало общих усилий, совместной деятельности людей. И поэтому как в случаях с потребностями, так и при изучении интереса повсюду видим не только отдельных индивидов, но ту или иную общность людей: род, семью, племя в прошлом, государство, отдельные предприятия, отрасли производства и тому подобные общественные формирования сегодня. При этом любой индивид вступает с ними в отношения, стремится реализовать свой интерес и оказывается связанным с процессом взаимодействия иных для него интересов других структурных подразделений общества.

Дело в том, что интересы любых современных предприятий и организаций в своем происхождении ничего общего не имеют с симпатиями и желаниями какой-либо личности, пусть даже директоров. Производство и наличие того или иного предмета удовлетворения потребности зависят не от сознательности или благосклонности личности или определенной группы людей, а от потребности самого производства и потребности общества, которые людьми угадываются или специально познаются. Отсюда очевидна разнообразность носителей интересов, – это любые виды общественных формирований. Сам же факт принадлежности потребности и интересов не сознанию, а самому отдельному общественному формированию, как его объективного свойства, является методологической основой в понимании механизма взаимодействия любых субъектов в социальной действительности. Потому-то уже возникал вопрос: означает ли реализацию интересов просто лицезрение предмета или даже взятие его в руки? Положительный ответ – такая же крайность, как и вывод, что «если интересы не познаны личностью, не восприняты, то они остаются не реализованными»63. Если в этом суть реализации, то все просто: осознавай и лицезрей предмет твоей потребности. Но сразу вспоминается Хаджа Насреддин с его разговором о халве в ощущении. И потому в начале необходим ответ на вопрос, вроде бы, далекий от взаимодействия самих интересов: каким образом, в результате чего исчезает потребность?

Значение и роль потребности не только в том, что она выступает исходным пунктом деятельности. Удовлетворение потребностей и появление новых есть не что иное, как внутренний механизм процесса становления и изменения общественных формирований. Для нормального функционирования, тем более для развития любого общественного формирования, необходимо потребление соответствующего предмета. Только его потребление ведет к удовлетворению потребностей. И только удовлетворение потребности приводит в новом цикле к появлению другой, а материальное производство возникает как социальный способ и средство создания этих предметов. В дальнейшем производство продолжает развиваться в силу наличия цикличности в удовлетворении потребностей людей и общества в целом. Верно было замечено, что потребности создают производство, которое в свою очередь «создает предметы, соответствующие потребностям»64. Вот почему удовлетворение потребности – это признак движения, внутреннего изменения общественного формирования. Однако на примере потребности в питании легко обобщить и отметить, что ни одна потребность окончательно, абсолютно не исчезает. Она именно удовлетворяется, чтобы через какое-то время вновь проявить себя, когда потребление предмета теряет свою эффективность. В свою очередь этот акт означает, что потребуется иной предмет удовлетворения. Для уяснения механизма реализации интереса это принципиально важный вывод.

Суть связи интереса с потребностью может быть понятна только тогда, когда будут учитываться изменения потребности как изменения, происходящие с ее носителем. Данное утверждение находит практическое подтверждение. Неудовлетворение ряда потребностей, главным образом социальных и особенно духовных, отсутствие того самого перехода от одной к другой, например, в первые годы жизни ребенка не только тормозит его развитие, но может вообще поставить под вопрос его человеческую сущность. Зарегистрированные наукой примеры жизни детей в экстремальных условиях животной среды – яркая тому иллюстрация. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого стремления к знанию, к истине, к жизни, наконец. А человеческие эмоции и чувства может сформировать только человеческое общение и социальная действительность как среда, включенность в систему отношений и потребление соответствующих предметов: от игрушки до достижений науки, искусства. В развитии же взрослого человека неудовлетворение духовных потребностей не просто обедняет личность. Если еще при этом имеет место потребление предметов, все более теряющих свою потребительскую значимость, происходит в известном смысле деградация личности.

Жизнь поставила в нашей стране суровый для нас эксперимент. Но он подтверждает целиком и полностью принципы, используемые здесь для толкования природы и сущности потребности и интереса и для уяснения механизма реализации последних. Наши 70-е годы показали, что из-за неудовлетворения части потребностей предприятий, а также из-за не реализации некоторых интересов общества и личности произошло искажение их функционирования. К примеру, предприятия из производителей предметов потребностей превратились в производителей товарной массы, что повлекло за собой неудовлетворение потребностей людей и общества в целом. В результате усилилось торможение экономического и социального развития общества и нарастание кризисных факторов. Сказалось здесь и неглубокое проникновение в суть обусловленности потребностей предприятий и организаций устанавливаемыми оценочными показателями их деятельности, а также непонимание зависимости интересов от этих показателей. А причина обусловлена использованием управленцами субъективно-объективной трактовки как интересов, так и потребностей.

Для выявления механизма взаимодействия интересов и для уяснения их функций в практике жизни общества принципиальным становится вопрос: что означает их реализация? Если путь от потребности к интересу это путь от социальной сущности к ее явлению, то обратное движение – это практическая сторона человеческой деятельности. Ведь интерес представляет собой проявление потребности в целесообразной деятельности. Стало быть, реализация интересов как процесс, как деятельность общественного формирования есть необходимое условие удовлетворения социальных потребностей. Удовлетворение потребности обязательно для функционирования любого общественного формирования, но сама реализация интересов есть процесс внешней деятельности и такая же объективная необходимость для функционирования носителя интересов в системе общественных отношений: стать владельцем предмета потребности, создать условия для его овладения и при необходимости – защитить, оставить его в своем владении.

Потребность, а тем более процесс ее удовлетворения исследователю невозможно увидеть и оценить прямо и непосредственно, ибо потребности – внутренние (сущностные) условия функционирования и развития живых и социальных систем. Напротив, реализация интересов – доступный для наблюдения процесс: овладение предметом или сохранение владения им для потребления. Реализация интересов и есть не что иное, как характеристика роста, развития либо отдельной стороны общественного формирования, либо развития его в целом. Что касается субъективной стороны в деятельности по реализации, то она, будучи связанной со степенью осознания интересов и с определенным пониманием условий и способов их реализации, проявляет себя в выборе и практическом осуществлении путей и методов реализации интересов: в овладении или защите предметов потребностей.

Взаимодействие интересов всегда конкретно и реалистично. Различные общественные формирования – его участники: индивид (работник) – предприятие, предприятия – отрасль, человек (личность) – государство, общество и т. д. И может статься, что этими двумя (тремя и более) окажутся либо одинаковые формирования (однокачественные): два предприятия, два человека, два коллектива и т. д. (их однотипное множество), либо два одинаковых интереса у разных по функции и по природе формирований (разнокачественные): интересы обучения, образования у студентов и у института, интересы снабжения электроэнергией у предприятия и ТЭЦ, либо, наконец, неодинаковые интересы разнокачественных носителей: работник – частный собственник и т. п. Вот почему при анализе механизма взаимодействия интересов нельзя обойтись без выяснения основания, которое удерживает носителей интереса во взаимодействии, делает механизм его единым, то есть стабильным, постоянным.

Осознание интересов желательно всегда. Конечно, это важная сторона человеческой деятельности. Осознание позволяет правильно оценить и избрать формы и методы, конкретный путь реализации любых интересов, включая и сословно-стратификационные. Но основой результативности, условием реализации интересов всегда выступает действительное, практическое взаимодействие их носителей, а не манипуляции понятиями и представлениями интересов в сознании. Но если личность может строить свое поведение, не задумываясь ни над природой (и определением) интересов, ни над механизмом и формой их взаимодействия, то при научном анализе поступков и принятых решений конкретных лиц положение иное. Чтобы их понять, нельзя обойтись без уяснения сущности интересов и особенностей их взаимодействия.