Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
158
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
142.85 Кб
Скачать

Бог стоиков не всемогущ, т.к его воля постоянно наталкивается на противостоящую ему слепую необходимость природы. И этой слепоты и тупости тем больше, чем ниже уровень бытия. Бытие имеет градации: неорганическое, органическое и одушевленное. Неорганические тела как целые существуют в силу простых свойств, или состояний, растения – в силу «природы», животные – в силу души, а люди – разумной души. Душа – это особое тело, «теплая и огненная пневма». Однако, телесная душа не умирает сразу после смерти, а «остается некоторое время жить сама по себе», постепенно подвергаясь разрушению.

Этика стоиков опиралась на их веру в провидение и разум космоса, благодаря которому космос в целом всегда справедлив и разумен, зло возможно лишь в частностях. Главный принцип разумного поведения состоит в добровольном следовании судьбе: «Покорного судьба влечет, непокорного тащит», - писал Зенон. Стоики воспитывали в себе невозмутимость (атараксию) и бесстрастие (апатию), считая главными добродетелями независимость, самоудовлетворенность, умение «быть другом самому себе» (Марк Аврелий). При этом стоики вовсе не призывали избегать общества, или впадать в депрессию, наоборот, «добродетельный человек не живет в одиночестве: от природы он общителен и деятелен». Бесстрастие мудреца – это свидетельство силы его духа, высшее достижение пневмы.

Видя в бесстрастии путь к блаженству, стоики большое внимание уделили разработке анализа страстей. Страсть они определяли как неразумное и даже противное природе, противоестественное движение души. Стоики выделяли 4 вида негативных страстей: печаль, страх, вожделение, удовольствие.

Печаль они понимали как неразумное сжатие души, страх – предчувствие зла, вожделение – неразумное движение души, неподобающее достойным лицам, удовольствие – неразумное возбуждение себя тем, что представляется желанным. В отличие от Эпикура, стоики считали, что самое общее влечение живого существа – не к удовольствию, а к самосохранению, удовольствие же при этом часто только вредит. Самосохранение достигается жизнью согласно с природой, « и это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Единственное же зло – это противоположность добродетели, т.е. порок. Все остальное – жизнь и смерть, слава и бесславие, тяжкий труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье – от нас не зависит, а потому безразличны.

Жить добродетельно – значит жить в согласии с разумом, повиноваться долгу, а не чувству. Стоики впервые обосновали этическое и философское понятие долга, сделав его центральным в своей системе нравственности. Добродетельная жизнь сама по себе является наградой и удостаиваются её не все, но лишь самые мудрые и достойные. Мудрость состоит в бесстрастии, но не в отрешенности, не в преодолении страстей, а в свободе от них. Свобода мудреца заключается в том, что он знает: нельзя изменить необходимый ход событий, но можно изменить свое эмоционально-ценностное отношение к ним. Иными словами: от нас зависят не сами обстоятельства нашей жизни, а лишь наше отношение к этим обстоятельствам. Этот этический принцип надолго пережил натурфилософию стоиков.