Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник документов-1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
597.5 Кб
Скачать

Из протокольной записи выступления я.Бермана

на пятом заседании третьего совещания Коминформа 65

18 ноября 1949 г.

В Польше - говорит т. Берман - мы в 1947-1948 годах повели борьбу против «гомулковщины», которая своими корнями вырастала из недоверия к Советскому Союзу и проявила в своем развитии все антипартийные черты правого и националистического уклона.

Гомулковщина была тем более опасна, что она перекликалась с живучими еще тогда, особенно среди части рабочих пепеэсовцев, националистическими настроениями и что ее носителем был генеральный секретарь партии.

Руководство партии уже на первых порах выступило против гомулковщины, но надо подчеркнуть - говорит т. Берман, - что лишь помощь ВКП(б) и Резолюция Информбюро помогли нам полностью осознать всю сущность и опасность гомулковщины.

Благодаря бдительности руководящего актива партии, планы Гомулки - застигнуть партию врасплох и толкнуть ее на путь капитулянтства и блока со всей ППС - окончились провалом.

Эта опасность, угрожавшая партии, мобилизовала все ее революционные силы, а борьба с правым и националистическим уклоном в партии, а также с социал-демократизмом, явилась серьезнейшей школой более глубокого усвоения всей партией идеологических и организационных основ марксизма-ленинизма...

(с. 643-644)

Чехословакия

В годы второй мировой войны в Чехословакии сложился союз антифашистских сил, особую роль в котором играл возглавлявшее эмигрантское правительство в Лондоне лидер и идеолог Национально-социалистической партии президент Э.Бенеш. Он не только установил дипломатические отношения с СССР, надеясь на восстановление государственности страны после разгрома фашизма, но и поддерживал контакты с руководством компартии Чехословакии (КПЧ). Коммунисты, со своей стороны, проявляли готовность к компромиссу. 5 апреля 1945 г. в словацком городе Кошице было создано правительство Чехословацкой республики, куда вошли представители партий, составлявших Национальный фронт чехов и словаков - коммунистической, социал-демократической, национально-социалистической, народной и Словацкой демократической. В 1945-1946 гг. в Чехословакии были проведены демократические преобразования на основе компромиссной Кошицкой программы. Некоторые выводы о том, как создавался окончательный ее вариант и какие положения проекта вызывали недовольство советской стороны, позволяет сделать анализ содержания документов № 3;4.

Ключевые позиции в армии и органах государственной безопасности страны сразу же заняли коммунисты. Поскольку уже с начала 1946 г. в Чехословакии активно действовали советские советники, система госбезопасности с самого начала создавалась по образу и подобию НКВД, а в ее работе практиковались аналогичные советским методы66 (см. также док. № 6).

Весной 1946 г. в стране прошли парламентские выборы, на которых КПЧ одержала победу, но при этом не добилась абсолютного большинства голосов. Это на некоторое время обусловило продолжение сотрудничества коммунистов с другими партиями. Но, как и в период до выборов, руководство КПЧ с явным недоверием относилось к партнерам по Национальному фронту (док. № 3;6;7). Это во многом объяснялось тем, что внутри самой КПЧ усиливалась фракционная борьба, в процессе которой приверженцам концепции «национального пути к социализму» противостояли сталинисты, отметавшие малейшие отклонения от опыта большевиков и советской модели построения социализма и ратовавшие за утверждение диктатуры пролетариата и политической монополии КПЧ. Перелом в партии в пользу сталинистов произошел в январе 1947 г., причем, как позволяют утверждать документы № 12;14, это стало возможным не без сильного давления со стороны СССР. В этой связи важно обратить внимание на изменения во взглядах сталинского руководства на перспективы развития не только Чехословакии, но и стран ЦЮВЕ в целом. Вплоть до конца 1946 г. Сталин признавал, что построение социализма в Восточной Европе не исключает применения мер, обусловленных национальной спецификой (док. № 11). Но в первые месяцы 1947 г. все концепции «национального» «специфического» пути к социализму были подвергнуты Кремлем жесточайшей критике; при этом деятели восточноевропейских компартий, имевшие смелость (или неосторожность) отстаивать прежние взгляды, получили клеймо «буржуазных правонационалистических уклонистов». Столь серьезные по меркам того времени обвинения послужили основанием для массовых репрессий, свидетельствовавших, что в странах ЦЮВЕ наступил «свой 1937 год».

Среди представленных ниже источников особое место занимают документы, раскрывающие остроту разногласий между руководством КПЧ и словацкими коммунистами и видными функционерами некоммунистических партий (док. №№ 4;6,9,13,15-16). Знакомясь с ними, необходимо иметь в виду, что сталинисты-догматики в Праге сумели использовать неизбежно возникавшие в условиях сосуществования двух наций в границах одного государства расхождения во взглядах на дальнейшие перспективы экономического и внутриполитического развития для того, чтобы усилить активность репрессивного аппарата, контролируемого в основном чехами. Раскрытие различных «заговоров» в Словакии и выявление связей «заговорщиков» с «подрывными западными спецслужбами» и «чешской реакцией» позволяло им заслужить благорасположение Сталина и укрепить свои позиции в партии.

Представленные ниже материалы (док. №№ 9-10;12-13;20) указывают на одну существенную особенность поведения руководителей коммунистических а также различных левых и демократических партий восточноевропейских стран того периода. Все они, участвуя в политической борьбе, старались заручиться поддержкой Сталина и признавали его мнение окончательным и не подлежащим обсуждению. Но такое положение дел, характерное не только для Чехословакии, но и для Польши (док. №№ 8;11;14-15;23) и Венгрии (док. №№ 4;11-13;15-16;19;27;30) было выгодно, разумеется, в первую очередь коммунистам, на чью сторону Сталин неизменно вставал при урегулировании межпартийных конфликтов и разрешении политических кризисов.

Документы показывают, что в начале 1948 г. достигла своей кульминации конфронтация между представленными в национальном фронте коммунистической партией, с одной стороны, и буржуазными - с другой. КПЧ, насчитывавшая в феврале 1948 г. более 1 400 тыс. человек, к этому времени представляла собой мощную силу в политической борьбе, и лидеры партии искали лишь предлога, чтобы взять власть в свои руки. О кризисных февральских событиях 1948 г. дает представление документ № 18.

Документы

1. **