Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Толстопятенко Г.П_Европейское налоговое право....doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.88 Mб
Скачать

§ 2. Правовые основы налоговой системы ес

79

уплачиваемый юридическими лицами. Правовой ос­новой принятия соответствующих решений Комис­сии и Совета является ст. 100 (н.н. ст. 94) Договора о ЕС, предусматривающая возможность гармонизации прямых налогов в той мере, в какой они прямо зат­рагивают создание и функционирование общего рын­ка. Налогообложение доходов физических лиц, та­ким образом, остается вне поля деятельности ин­ститутов ЕС, поскольку не является условием для создания единого европейского рынка. При этом гар­монизация прямого налогообложения компаний кос­венно затрагивает доходы физических лиц, являю­щихся их акционерами и получающих часть своего годового дохода в форме распределяемых компани­ей дивидендов.

В целом гармонизация налогообложения доходов юридических лиц направлена на решение следующих задач:

  • устранение налоговых препятствий процессу концентрации организаций и предприятий и стимули­ рование, таким образом, создания транснациональ­ ных европейских компаний, способных более успеш­ но конкурировать с компаниями третьих стран;

  • принятие общих подходов в отношении методов исчисления облагаемой базы корпорационных налогов и устранение двойного налогообложения.

Для решения этих задач были приняты две ди­рективы: Директива Совета № 90/435/ЕЕС об общей системе налогообложения, применимой к материн­ским и дочерним компаниям в разных государствах-членах и Директива Совета № 90/434/ЕЕС об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, передаче активов и обмену акциями, в

отношении компаний в разных государствах-членах1. Позже эти директивы были дополнены Договором о принятии Австрии, Финляндии и Швеции и Решени­ем Совета2. Столь скромные по сравнению с косвен­ным налогообложением результаты нормотворчества органов ЕС в сфере прямых налогов и выбор для их гармонизации той правовой формы, которая в наи­меньшей степени ограничивает налоговый суверени­тет государств-членов, объясняются двумя взаимо­связанными причинами. С одной стороны, налоговое законодательство государств-членов имеет серьезные различия и содержит нормы, препятствующие фор­мированию общих подходов, а затем и общих правил налогообложения доходов компаний, а это отрицатель­но влияет на их инвестиционные возможности3; с дру­гой стороны, налоговый суверенитет является той ча­стью суверенитета, которую государства-члены гото­вы ограничить лишь в последнюю очередь. Принимая во внимание то, что государственный суверенитет в отношении косвенных налогов во многом разделен с институтами ЕС, государства-члены стремятся сохра-

1 Council Directive 90/435/ЕЕС of 23 July 1990 on the common system of taxation applicable in the case of parent companies and subsidiaries of different Member States // O. J. № L 225 of 20 August 1990. P. 6; Council Directive 90/434/EEC of 23 July 1990 on the common system of taxation applicable to mergers, divisions, transfers of assets and exchanges of shares concerning companies of different Member States // O. J. № L 225 of 20 August 1990. P. 1.

2 См.: О. J. № LI of 1 January 1995. P. 1.

3 Исследования, проведенные в 1990 г., показали, что нацио­ нальный налоговый режим является важнейшим фактором раз­ мещения инвестиций. В случае создания производственного предприятия 48% опрошенных европейских бизнесменов на­ звали этот фактор как определяющий их выбор места инвес­ тиций; в случае с финансовыми учреждениями значение на­ логового фактора достигает 78% (см.: Ruding's Committe Recommendations. Chapter 5. P. 22).

80

_~ Глава 2. Интеграционное налоговое право

2. Правовые основы налоговой системы ЕС

81

нить в своем полном ведении прямые налоги, занима­ющие вторую, а в некоторых странах и первую пози­цию среди налоговых поступлений бюджета. Тем не менее именно первый фактор определяет поведение государств в вопросах налоговой политики, посколь­ку экономические выгоды интеграции в рамках меж­дународного разделения труда и конкуренции оче­видны.

Решение Суда ЕС в правовом механизме гармониза­ции законодательства, регулирующего косвенные налоги в государствах членах ЕС

Подавляющее большинство решений по налого­вым вопросам принимается в соответствии с преюди­циальной процедурой по ст. 177 (н. н. ст. 234) Договора о ЕС. В основном они касаются косвенных налогов, и в частности директив о НДС, особенно Шестой. Ре­шения Суда первой инстанции по налоговым вопро­сам немногочисленны1. К тому же многие решения, определившие основу подхода Суда ЕС и нацио­нальных судебных органов, были сформулированы до образования Суда первой инстанции.

Наиболее сложной и важной с точки зрения раз­вития европейского налогового права является дея­тельность Суда ЕС по разъяснению и применению директив. Решения Суда, связанные с применением директив, реально представляют собой этап право­творчества, по окончании которого директива обре­тает завершенность. Практика Суда ЕС дает тому мно­гие примеры. Особенность правовой формы директи-

вы, предусматривающей цель и сроки ее достижения при использовании необходимых национальных пра­вовых средств государствами-членами, предполагает, с одной стороны, различную правоприменительную практику государств, а с другой — активную право­творческую деятельность Европейского Суда, направ­ленную на формирование общего подхода к право­применению.

Приводимые ниже судебные решения, разъяс­няющие положения Шестой директивы о НДС, яв­ляются лишь одним из аспектов широкого круга на­логовых вопросов, рассматриваемых Европейским Су­дом. Но даже этот узкий сектор практики показы­вает степень влияния Суда на формирование отдель­ных правовых институтов и соответственно европей­ского права в целом. Например, в Деле № 268/8S Суд установил, что лицо, которое приобрело недо­строенное здание, предназначенное для некоммер­ческих целей, должно рассматриваться как "нало­гоплательщик" по смыслу ст. 4(1) Шестой директи­вы. Данное лицо пользуется налоговым вычетом по 'НДС с даты приобретения прав на эту недвижимость до момента, с которого она стала приносить налого­облагаемый доход1.

В Деле № 235/85 Суд установил, что оказание услуг нотариусами можно рассматривать в соответ­ствии с Десятой директивой по НДС как экономичес­кую деятельность, осуществляемую независимо и, следовательно, подлежащую обложению НДС2. Так­же, по мнению Суда, являются плательщиками НДС

1 Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть сборники решений Суда справедливости и Суда первой инстанции или официальный сайт Суда в Интернете (http://www.curui.eu.int.). Соотношение принимаемых решений составляет примерно 10 : 1.

1 См.: Case 268/83, D. A. Rompelman and E. A. Rompelman — van Deelen v. Minister van Financien, [1985] ECR 655.

2 См.: Case 235/85 Commission of the European Communities v. Kingdom of the Netherlands, [1987] ECR 1471.

82

°~Тлава 2. Интеграционное налоговое право