Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зависть и Я-концепция.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
1.09 Mб
Скачать

1.2.2. Отечественные исследования зависти как психологического феномена

Необходимо отметить, что в отечественных теориях задача понятия зависть отражена значительно слабее, чем в зарубежных. Вероятно, это связано с тем, что формирование психологии человека в нашей стране пришлось на весьма длительный этап господства идеологических установок, определяющих для советского общества. чувства зависти, как и многие другие отрицательные психологические и социально-психологические образования, априори не могла быть присуща «советскому индивиду», «строителю коммунизма», что и было условием избегания ее исследования в советской психологии.

В последние же годы в отечественной психологии ярко выявились тенденции, для которых характерна фокусировка на исследовании «хорошего» индивида, позитивных эмоций и положительных аспектов жизни. Психологи, придерживающиеся данных взглядов, убеждены, что психологическая наука не пропорционально выделяет внимание изучению отрицательных свойств и состояний человека. Однако исследование положительных сторон человеческой жизни не должно полностью аннулировать исследование ее противоположного аспекта. Как подчеркивает В.Н. Панферов, «изложение глубинных основ человеческой психологии неизбежно соприкасается с малоприятными сторонами человеческой натуры. Избегать этого в анатомическом театре человеческой души было бы погрешностью перед правдой» [24, с. 9]. Возможно, некоторые отрицательные психологические образования, именно, получили достаточное исследование и знания о них интегрированы в целостные психологические теории, но, на наш взгляд, это не относится к понятия зависть, представления о которой до сих пор характеризуются раздробленностью. Перефразируя слова А.Н. Поддьякова, можно высказать: от того, что мы откажемся видеть ее, самого понятия зависть меньше не станет [28].

Анализ отечественных теорий человека иллюстрирует, что впервые дефиниция « чувства зависти» встречается в теории В.Н. Мясищева, исследующего личность как систему отношений к разным сторонам окружающего, а чувства зависти – как чувство человека к другому индивиду. Автор иллюстрирует, что желанием совокупность взаимное действий «…может быть то или иное чувство переживания, например, … успехи другого ученика могут стать желанием враждебно-завистливого совокупность взаимное действий к нему» [21, с. 389], а также то, что само чувство может являться основанием действий индивида. Кроме того, В.Н. Мясищев, высказывает мысль о том, что конституциональная слабость может обуславливать «…завистливый подсчет своих и чужих возможностей» [21, с. 305], которая нуждается в эмпирической проверке. Позиция В.Н. Мясищева, описывающего чувства как эмоциональный параметр совокупность взаимное действий, прослеживается в трудах А.В. Петровского и К.К. Платонова.

А.В. Петровский относит чувства зависти к «высшим чувствам», подчеркивая, что они включают в себя не только нравственные, «…но и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, чувства зависти и др.), т.е., по существу, низменные эмоциональные выявления человека» [8, с. 250]. Он подчеркивал, что «чисто человеческие чувства» [8, с. 252], возникают из разного рода отношений между индивидами, а их содержание описывают «… устойчивые совокупность взаимное действий человека к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать личность во многом означает высказать, что вообще данный конкретный индивид любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует и т.д.» [8, с. 252].

Персонолог К.К. Платонов описывает чувства зависти как «чувство, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и выявленную этим ненависть к нему» [27, с. 174]. Однако трактуя чувства зависти как чувство, он представляет структуру, которая кроме эмоционального параметра, содержит когнитивный и что полностью соответствует структуре психологических отношений по В.Н. Мясищеву.

А.А. Бодалев, направляясь к исследованию параметров развития у детей совокупность взаимное действий к другому индивиду как высшей ценности, рассматривает и его противоположный аспект: «… чувство зависти, желание покуражиться над беззащитным, черствость, высокомерие, слабодушие перед неправедной силой и др.» [4, с. 183], подчеркивая их негативную общественную оценку. Вклад А.А. Бодалева в осмысление задачи зависти связан с его тезисом о том, что индивид при проведении общения прибегает к искусной имитации тех отношений, которые он на самом деле не имеет, условием чего чаще всего является желание индивида выглядеть у людей лучше, чем он есть: «…Мы завидуем своему более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам» [4, с. 71].

В трудах теоретика человека Б.Г. Ананьева дефиниция « чувства зависти» как таковая отсутствует, однако В.Н. Панферов, развивая его учение в рамках общего подхода к психологии индивида, направляется к описанию способа появления понятия зависть в «Я интимном» и использует при этом об различные и метафорические конструкции: Если индивид психологически не соглашается на роль по своим возможностям, то он непроизвольно включается во внутренний конфликт с самим собой, постепенно вовлекая в него окружающих. В этот момент из неудовлетворенности собой появляются понятия зависть [24, с. 114-115]. Выход из этого конфликта видится в приобретении равновесия – либо путем совершенствования себя, уравновесить свои возможности со уровнем своих притязаний; либо снизить свои притязания в соответствии с возможностями.

В целом, говоря об исследовании понятия зависть в отечественной науке, можно выделить следующие направления изучения:

  • во-первых, исследование понятия зависть как социально-психологического феномена детально исследуется в работах Т.В. Бесковой, Е.Е. Соколовой;

  • во-вторых, изучение социальных параметров, помогающих развитию понятия зависть, как сложного эмоционально- желанияционной системы подчеркивается в работах Н.В. Дмитриевой, Е.П. Ильина, О.Р. Бондаренко;

  • в-третьих, исследование нарушения системы значимых, доминирующих отношений, детерминирующих завистливое поведение, подчеркивается в работах В.Н. Мясищева, Л.С. Архангельской, В.А. Лабунской, А.Г. Асмолова. Авторы подчеркивают, что для человека понятия зависть «характерна патогенная система отношений», его деструктивная активность проявляется в целенаправленном причинении вреда, духовного и физического «уничтожения человека»;

  • в-четвертых, изучение понятия зависть, как фрустрированной потребности в «позитивном самоосуществлении», представлено в трудах К. Муздыбаева, К.Ф. Седова и др. Исследователи заключают, что у человека понятия зависть ведущим желанием является избегание неудач, как мнимых, так и настоящих. Чужие заслуги и приобретения воспринимаются болезненно, как угроза личностному росту и самореализации. человек имеет множественные аффективные переживания и боится того, что другой объект опередит его в приобретении общественных благ;

  • в-пятых, исследование психологических странностей переживания чувства понятия зависть в подростковом и юношеском возрасте исследуют Н.В. Горшенина, Н.М. Клепикова;

  • в-шестых, изучение внутренних детерминант понятия зависть ( психологических свойств и странностей человека) представлено в работах И.Б. Котовой, Д.А. Калмыковой, Т.В. Кочетовой, А.Н. Кукушкиной, К.С. Летягиной, К. Шамионова;

  • в-седьмых, феноменологию понятия зависть изучали Р.И. Александрова, М. И. Розенова, В.А. Гусова, С.П. Колпакова, А. Ю. Согомонов.

Отечественными учеными чувства зависти видится с позиции психологии отношений, где она является, как одна из детерминант патогенного комплекса отношений, при котором отсутствует равноправие и взаимообогащение партнеров. коммуникации между индивидами условно, формально и стереотипно. совокупность взаимное действий пропитаны «непримиримыми конфронтациями».

Авторы разных изучений свидетельствуют о, что в основании появления чувства понятия зависть всегда лежит способ социального сравнения, так как человек оценивает и осознает себя путем сравнения с «похожими другими». Иными словами, социальное сравнение испытывает вторую детерминанту понятия зависть – наличие образа превосходства другого индивида и осознание человеком своей собственной приниженной позиции. Невыгодный итог сравнения ведет к неудовлетворенности, которая и имеет проявления чувством понятия зависть.

В разных областях социально-гуманитарного знания ученые преимущественно исследуют чувства зависти, как ущербное чувство, деформирующее личность и провоцирующее его на асоциальные поступки. Многие исследователи, несмотря на разнообразие трактовок, подчеркивают, что чувства зависти – фрустрирующее чувство, которое вносит в социальную систему конфликты, удерживает формирование, подавляет натуру, ведет к выстраиванию жестких границ между человеком понятия зависть и обществом.

Обратимся к современным психологическим теориям, раскрывающим психологическую природу столь неоднозначного и всеобъемлющего психологического явления.

Как подчеркивает О.Р. Бондаренко, в последнее время существуют попытки продемонстрировать, что чувства зависти обладает конструктивные предпосылки, рассматривается как «орган осознания» глубинных желаний человека, как стимул, для увеличения командований на эмансипацию и свои права в социуме [5].

В 1997 г. К. Муздыбаев опубликовал работу, направленную на изучение социально-демографической структуры понятия зависть, исследуя чувства зависти в разрезе отрицательного влияния на личность, имеющей чувства зависти. В своем изучении К. Муздыбаев определил предрасположенность различных социальных групп к чувства завистливости; установил поведенческие, когнитивные и личностные корреляты понятия зависть. Он понимает чувства зависти как только отрицательное явление, которое обладает антисоциальное, деструктивное и дисфункциональное качество. Он выявил, изучая аттитюды к успеху и везению в социальных группах, что именно студенты испытывают больше чувства понятия зависть к успешному однокласснику или однокласснице во всех случаях, нежели представители других социальных групп. Кроме того, изучая социально-демографическую структуру чувства завистливости, К. Муздыбаев показывает данные по возрастным этапам о том, что чувства завистливость у взрослых на протяжении жизни достигает максимального значения от 18 до 24 лет, от 30 до 34 лет, от 55 до 59 лет. Также исследователь установил, что самое высокое стремление к понятию зависть испытывают студенты, имеющие ориентацию на приобретение и по возрасту, и по образовательной деятельности, и самая низкая степень понятия зависть проявилась у служащих государственного сектора экономики [20].

Е.П. Ильин описал внутренние и внешние параметры, помогающие развитию понятия зависть. К внутренним параметрам он относит странности человека, появляющиеся в эгоизме, себялюбии и тщеславии. Наличие у человека злобной понятия зависть считает о неспособности за индивида достичь того уровня, на котором обнаруживается другой индивид, данное выявление исследуется автором как бессилие. Сам завистник делает сравнение сложившегося моменты, свои достоинства и итоги своих приобретений со статусом тех человек, кто стоит близко к нему по социальной лестнице. В итоге близость создает позитивные условия для сравнения, что делает жизнь другого человека наиболее понятной для понимания [13, с. 176].

Л.С. Архангельская исследовала чувство зависти в структуре отношений человек, имеющих трудности общения, раскрывая анализ отношений респондентов в различные этапы жизни, который проходил на базе следующих критериев:

- совокупность взаимное действий, занимающие большую часть в момент обращения за психологической помощью;

- совокупность взаимное действий участников изучения в этап жизни, предшествующий обращению за психологической помощью;

- совокупность взаимное действий, занимающие большую часть у респондентов в детском возрасте;

- совокупность взаимное действий участников изучения в моменты понимания успехов других личностей;

- объект понятия зависть у респондентов.

Описанный Л.С. Архангельской система отношений и переживаний, которые имеются у человек, свидетельствуют о на мало осознаваемое либо завуалированное завистливое чувство человека [3].

В.А. Лабунская, раскрывая странности отношений между человеками, описывает различные виды понятия зависть: «чувство зависти- последовательность», «чувство зависти — желание к превосходству (соперничество)», «чувство зависти-безнадежность».

В итоге характеристики данных типов понятия зависть В.А. Лабунская приходит к выводу о том, что каждому типу понятия зависть подходят различные переживания и различные методы поведения, подразумевающие деструктивную природу понятия зависть. Автор раскрывает негативную природу понятия зависть, понимая, что чувства зависти всегда имеет проявления негативными переживаниями, которые направлены на объект зависти, которые испытываются во враждебных чувств, ненависти, агрессивности [19].

Е.Е. Соколова анализирует чувства зависти с точки зрения конструктивного начала, выявляя в чувства завистливости роль стимула, который является толчком к самореализации и самосовершенствованию человека [31, с. 10-14].

Особый вклад в изучение чувства завистливости человек вносит Т.В. Бескова, которая не только описала детерминанты понятия зависть, но и разработала инструментарий изучения понятия зависть.

Т.В. Бескова разработала опросник для изучения социально-психологического феномена понятия зависть. Опросник включает вопросы, направленные на выявление самооценки понятия зависть, на представление о понятия зависть других к себе. В своих изучениях в области со совокупность взаимное действий понятия зависть и желание приобретения она пришла к выводу, что желание приобретения связана с чувством зависти к объектам — к собственному социальному превосходству и материальным благам, а чувства зависти других к их семейным и дружеским совокупность взаимное действие. То есть чем выше желание приобретения, тем больше личность убеждена, что испытывают зависть ее социальному превосходству, материальным благам и его высоко сформированного человека. Кроме того, чувства зависти не является выявлением желания приобретения, но представления индивида об интенсивности понятия зависть других к себе связаны с доминированием у него данного вида желания [7, с. 104].

Изучая странности выявления понятия зависть в межличностном взаимное действии человек, Т.В. Бескова выявила, что любые выявления понятия зависть сдерживаются, нейтрализуются и скрываются; она предположила, что «вероятнее всего, именно о «белой» понятия зависть говорят в лицо, а о «черной» — предпочитают молчать» [7, с. 105].

Т.В. Бескова определила, что собственные чувства зависти не всегда осознаются человеком: у индивида присутствует желание выглядеть лучше перед самим собой.

В своих изучениях, направленных на исследование понятие зависть как морально-этического качества человека учебной деятельности, мы определили, что уровень чувства завистливости описывает жизненную направленность, так как иерархия ценностей респондентов с высоким и средним уровнем чувства завистливости имеет направление на личностное пространство, тогда как иерархия ценностей респондентов с низким уровнем — на личностное и социальное пространство. Кроме того, определились корреляционные зависимости между выявлениями чувства завистливости человека, уровнями выявления « понятия зависть- неприязненного чувства», « понятия зависть-уныния» и самооценкой, уровнем притязаний, личностной конкурентоспособностью и коэффициентом человечности [9, с. 202-205].

Анализ современных социально-психологических трудов по данной тематике показал, что до сих пор в научной литературе существуют конфронтационные взгляды на природу понятия зависть и место этого феномена в межличностных совокупность взаимных действий.

Выводы

Таким образом, в данной главе изучены психологические аспекты понятия зависть и чувства завистливости. Можно сделать следующие выводы.

Задача понятия зависть прямо или косвенно изучается во многих теориях человека, базирующихся на различных подходах. Однако в осознании ее психологической сущности, истоков происхождения и других не менее принципиальных моментов, касающихся ее осознания, единое мнение отсутствует. Причем данная тенденция видится не только в рамках различных подходов, но и внутри какого-либо одного.

Различный ракурс изучения понятия зависть прослеживается у психологов, придерживающихся психодинамического направления в исследовании человека и наиболее часто направляющихся к анализу данного феномена. Представители классической психоаналитической школы исследуют чувства зависти как следствие непреодоленного Эдипова комплекса (« чувства зависти к пенису» (З. Фрейд), « чувства зависти к груди» (М. Кляйн)). С позиций психологии чувства зависти связывается со желанием к власти и превосходству (А. Адлер); аналитической психологии – с темной, бессознательной стороной человека (архетипом Тени) и конфронтациями в коллективном бессознательном (К. Юнг); теории гуманистического психоанализа – с ненавистью к жизни как одной из принципиальных направленностей человека (Э. Фромм); социокультурной теории человека – со желанием к власти, престижу и имению (К. Хорни); эго-психологии – с неправильным разрешением психосоциального кризиса «трудолюбие – чувство неполноценности» (Э. Эриксон, А. Питерс). В диспозициональном направлении исследования человека чувства зависти исследуется как одна из форм личностной агрессивности (Г. Олпорт); характеристика человека коррелирующая с подозрительностью (Р. Кеттел); в гуманистическом – как непреодоленный пережиток психологического нездоровья (А. Маслоу); в экзистенциональном – как одна из условий утраты смысла жизни (В. Франкл).

В отечественных психологических теориях человека представления о понятия зависть также характеризуются неоднородностью: чувства зависти анализируется как психологическое чувство человека, желанием которого является успех Другого (В.Н. Мясищев); общественно осуждаемое моральное чувство (А.А. Бодалев); безнравственное «чисто человеческое» чувство (А.В. Петровский); следствие конфронтаций в «Я интимном» (В.Н. Панферов).

Подобная разрозненность в научных представлениях о столь распространенном в феномене, каким является чувства зависти, с одной стороны дает возможность посмотреть на нее с различных углов зрения, а с другой – противодействует интеграции знаний о ней в единую теоретическую систему.

Таким образом, выявлена разрозненность и неоднородность научных представлений о понятия зависть, что, с одной стороны, дает возможность посмотреть на нее с различных углов зрения, а с другой – противодействует интеграции знаний о понятия зависть в единую теоретическую систему.