Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник к ГОСам ТиГ 2012-13 1.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
6.43 Mб
Скачать

16.Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.

Храм оборонительного типа, который известен как Маломажейковский («Мурованка»), находится на южной окраине по­селка Скрибовцы Щучинского района Гродненской области, в 3 км от деревни Маломажейково. Из-за отсутствия письмен­ных источников и неточного датирования существовавших до­кументов, в которых упоминалось поселение Мажейковщина, исследователи сделали ошибочный вывод о том, что эта укрепленная церковь была заложена в 1407 г. Более того, необыч­ная форма здания, наличие высоких стройных башен дали им основание высказать предположение, что примером при строи­тельстве Сынковичской и Маломажейковской церквей послу­жили мусульманские минареты.

Анализ исторических документов, сделанный Н. Иодковским в 1915 г., показал, что дата 1407 г. была фальсифициро­вана еще в 1648 г. Детальное изучение памятника, искусство­ведческий анализ характерных черт и особенностей его архи­тектурных форм и деталей позволяют определить наиболее ве­роятное время возведения «Мурованки». Это первая половина XVI в. Судя по всему, церковь была построена между 1516 и 1542 гг. Она представляет собой четырехстолпное одноэтаж­ное строение размером около 15 х 13,5 м с высокой двускат­ной крышей. Толщина стен достигает 2 м. На каждом углу стоят цилиндрические оборонительные башни. В отличие от Сынковичской церкви, где башни являются самостоятельны­ми строениями, присоединенными к основному объему, в Маломажейковском храме они органически связаны с корпусом. Впечатление такое, будто стены храма постепенно перераста­ют в цилиндрические башни. Это создает эффект компактнос­ти и единства плана.

Две западные башни небольшие по размерам (диаметр их около 4,5 м, толщина стен достигает 1,8 м, а первоначальная высота равнялась 14 м). Восточные башни меньше (диаметр 3 м, толщина около 1 м). Когда-то в башнях были винтовые лестницы, которые вели к обоим ярусам бойниц, а также к бойницам боевой галереи фронтона. Каждая бойница имела вид постепенно сужающегося к середине проема, перекрытого округлой аркой. Ранее в северной и южной стенах было по семь бойниц, затем их осталось только шесть (по три с каждой стороны). В щите западного фронтона было два яруса бойниц (в нижнем ярусе — четыре бойницы, в верхнем — три), в щите восточного фронтона также были бойницы для стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Этим «Мурованка» отличает­ся от Сынковичской церкви.

Западный фронтон возвышался над крышей и был своеоб­разным декоративным щитом, разделенным по горизонтали на две части. Внизу находились три ниши сложной конструкции, в каждой из которых было еще две ниши меньшего размера. В верхней части сделана большая ниша с двойной аркой. Не­смотря на очевидную простоту, такой декор гармонично рас­членяет поверхность щита и придает ему неповторимое изя­щество. Этому способствуют и вид фронтона с его крутыми скатами. Щит фронтона находится между более низкими угло­выми башнями, что значительно усиливает вертикальность за­падного фасада. Фасад оформлен по принципу постепенного нарастания декоративности. Восточный фронтон также имеет свои отличительные черты. Его вертикальные линии находят­ся в полном созвучии с неглубокими арками ниш, которые размещены в щите фронтона. Подобно западному фронтону, восточный разделяется на две части горизонтальной полосой. В нижней находятся две пары ниш, в верхней — три ниши, которые позднее были переделаны в обычные окна.

Стены Маломажейковской церкви украшены декоративны­ми элементами. Преимущественно это неглубокие ниши раз­личных форм. Они яркими пятнами выделяются на фоне кир­пичной кладки и снижают впечатление массивности здания. Своеобразными элементами архитектуры храма являются спа­ренные полуциркульные ниши, а также круглое окно в центре западной стены, как в памятниках романской и готической ар­хитектуры. Богато украшены боковые фасады, алтарная апси­да и башни. Внизу через все здания проходит лента традици­онного поребрика — ряд кирпичей, положенных на угол.

Вход в западной стене раньше был закрыт железными дверями и имел оборонительную решетку, которая опуска­лась сверху на цепях через специальный проем. В середине «Мурованки» единственная апсида занимает всю ширину храма и воспринимается как органическое продолжение зала. Четыре колонны разделяют помещение на три почти оди­наковых по высоте нефа, средний из которых достигает в высоту 12 м.При возведении Маломажейковской церкви по сравнению с Сынковичской был сделан еще один шаг к готике. Особенно выразительно это проявилось во внутренней конструкции. Зда­ние перекрыто сложными звездчатыми сводами с резко про­филированными нервюрами. Система сводов здесь более раз­вита и свидетельствует об усовершенствовании приемов готи­ческого строительства, умелом использовании его богатых де­коративных возможностей. Несмотря на общее сходство с Сын­ковичской церковью, Маломажейковская имеет и свои отли­чия — симметричный и правильный план, более богатое внеш­нее оформление и более слабую систему бойниц.

В 1656 г. (во время войны 1654—1667 гг. между Речью Посполитой и Русским царством) «Мурованка» была сильно по­вреждена. Ее удалось восстановить только через несколько лет. В 1706 г. войска Карла XII по приказу короля подвергли цер­ковь обстрелу. После этих событий Маломажейковская цер­ковь пришла в запустение, ее обновили только в 1822 г. После ремонта 1871 — 1872 гг. вид здания изменился. Западные баш­ни были приподняты, и в одной из них сделали колокольню. В восточных башнях лестниц не стало. В несколько измененном виде фасад «Мурованки» сохранился до наших дней.

17.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Залесский дворец М.Огинского.

Имение Залесье, где прожил двадцать своих лучших лет создатель прославленного полонеза «Прощание с Родиной» Михал Клеофас Огинский находится в Сморгонском р-не Гродненской области. Это памятник дворцово-парковой архитектуры 18-19вв. Принадлежал роду Огинских.В комплекс входили 2 части – старая усадьба 1-й половины 18 века в стиле барокко( не сохранилась) и новый дворцово-парковый ансамль в стиле классицизма, возведенный в начале 19 века.

Корни генеалогического древа Огинских – старая восходят к белорусскому шляхтичу Дмитрию Глушонку, который около 1500 года получил от великого князя литовского Александра имение Огинты под Ковно. Его наследники стали писаться Огинскими.

В 21 год избранный в сейм Речи Посполитой, Михал Клеофас позже получает назначение посланником в Гаагу, затем посещает Лондон, в конце 1792 года Огинский оказывается в Санкт-Петербурге, где был представлен императрице Екатерине ІІ. Под его музыку танцевали тогда на балах Северной Пальмиры. Михалу Клеофасу была предложена служба в правительстве и пост казначея Литвы.

Но он играет важную роль в восстании 1794 года. После поражения восстания началось изгнание. Возвращение на родину оказалось возможным лишь после вступления на престол Александра І, даровавшего Огинскому прощение его «революционных грехов». Так появилось в его биографии Залесье.

Залесье перешло к Михалу Клеофасу в 1802 году от его родного дяди ¾ графа Франтишека Ксавера Огинского.

Михал Клеофас энергично взялся за переустройство усадьбы. Произведенные им перемены особенно ярко проявились в создании нового дворцово-паркового ансамбля.

Старый просторный деревянный господский дом в стиле барокко с во французском вкусе парком, расположился вместе с хозяйственными постройками и плодовым садом по одну сторону от широкой липовой аллеи ¾ центральной оси преображенного дворцово-паркового ансамбля.

С противоположной стороны от этой аллеи разместился, романтический английский парк с Г-образным каменным дворцом, увенчанным башенкой с часами, ¾ его фасадов коснулась уже кисть классицизма. К флигелю дворца примыкали две оранжереи, где выращивали экзотические фрукты. На берегу пруда с островом, к которому был переброшен мостик, стояла водяная мельница ¾ одновременно утилитарный и сентиментальный элемент композиции. На аллею выходила своим боковым фасадом каплица, служившая силуэтным акцентом усадьбы. За рекой, цепко взятый в крепкую деревянную ограду, находился зверинец с дикими животными.

Прямой потомок Михала Клеофаса, автор книги об Огинском Анджей Залуский, «жизнь в Залесье... своей размеренностью напоминала жизнь Версаля, судя по описаниям герцога Сен-Симона. Утро отводилось серьезным занятиям: учебе, формальным встречам для обсуждения политических вопросов, деловым беседам, переписке, работе над мемуарами. Обед всегда и для всех был в час дня. Еда и вина были особенно изысканными, и стоило только кому-то из гостей мимоходом заметить, что он кушал за границей гусиный паштет из Страсбурга и тот ему понравился, как этот деликатес уже подавали на стол…»

В 1822 году Михал Клеофас Огинский навсегда покинул свои «Северные Афины», как окрестили Залесье поэты и музыканты. Во Флоренции он поселился в центре города.

Его навещает Адам Мицкевич. 15 октября 1833 года стало его последним днем. В храме-пантеоне Санта Кроче (Святого Креста), где погребены увенчанные всемирной славой Микеланджело, Галилео Галилей, Николо Макиавелли покоится и прах Огинского.

  1. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

дворцово-парковый ансамбль Румянцева-Паскевича в Гомеле.

В IX–X веках, долгое время был самой обычной небольшой приграничной крепостью, и лишь в XVIII веке начинается его постепенное возвышение.. Решающий же поворот в жизни Гомеля наступил в 1772 году, когда он, после включения Восточной Беларуси в состав Российской империи, был подарен как “деревня в 5000 тысяч душ для увеселенья” Екатериной II генерал-фельдмаршалу графу П.А.Румянцеву-Задунайскому.

Дворец в Гомеле, заложенный в 1785 г. для П. Румянцева,- заметное явление в развитии монументального гражданского зодчества Беларуси. Местоположение дворца определилось выгодными природными условиями - на холме, над рекой Сож - и поддерживалось новой планировочной структурой города.

Строительство дворцового комплекса можно разделить на несколько этапов. Первым этапом следует считать 1785-1793 гг. В это время был возведен главный корпус дворца. Второй этап - 1794 - 1805 гг.- период строительства двух боковых павильонов, флигелей и колоннады. Третий этап - 1837- 1848 гг.- связан с переходом владения к генерал-фельдмаршалу И. Паскевичу и достройкой башни дворца.

Главный корпус дворца - компактное двухэтажное здание. Центральная часть его завершается куполом. В главном корпусе посередине расположен квадратный зал с широкими нишами по сторонам, обрамленный рядами стройных колонн. Подобное построение плана наблюдается во многих русских дворцах эпохи классицизма. План гомельского дворца отличается простотой и ясностью в решении группы основных помещений - без коридоров и темных проходов. Раскрытые пространства придают Интерьеру парадность.

В дворцовых сооружениях конца XVIII в. лестницы потеряли свою былую торжественность и большие размеры. Если раньше они располагались по главной оси здания, то теперь сдвигаются в стороны, уступая центральное место залу. Небольшие по своим размерам лестницы занымали скромное место в интерьере дворцов. Объясняется это тем, что все парадные помещения планировались в первом этаже, а верхний этаж отводился под жилье. Аналогичное явление наблюдается и в плане дворца в Гомеле: две лестницы главного корпуса размещены поодаль от зала и скрыты от глаз посетителей.

Основной элемент декора зала - классический коринфский ордер. Колонны с каннелюрами были выполнены из искусственного мрамора белого цвета. Использование полой керамики в виде коротких гофрированных труб в куполе и сводах обеспечивало легкость конструкции. В интерьере было много живописи и лепного орнамента тонкого рисунка.

Фасад дворца, обращенный к городу, имеет трехчастное деление. Четырехколонный портик коринфского ордера контрастирует с плоскостью стены и ризалитами. Иначе выглядит парковый фасад дворца, обращенный к Сожу. Средняя часть его в виде развитого шестиколонного портика является главной темой всей композиции. Обширная полуциркульная терраса служит удачным переходом от дворца к парку.

Гомельский дворец - свидетель важных исторических событий. 12 ноября 1917 г. здесь проходило заседание городского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором было принято решение о переходе всей власти в Гомеле в руки Советов. В здании в начале революции размещался первый Полесский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Дворец сильно пострадал в марте 1919 г. во время происходившего в Гомеле контрреволюционного мятежа. Здание было восстановлено в 1923-1925 гг.

В начале Великой Отечественной войны здесь находился штаб центрального фронта. После войны от дворца остались одни лишь обгоревшие стены. Сейчас дворец полностью восстановлен. В нем размещается областной краеведческий музей.