Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник к ГОСам ТиГ 2012-13 1.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
6.43 Mб
Скачать

8.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Дворцово – парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж.

Полным ходом идет реконструкция дворцово-замкового комплекса Радзивиллов XVI—XVIII вв.

Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс с большими водоемами и парковыми массивами. В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох.

На месте деревянного укрепления середины XVI в. был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони — автор ряда построек в городе.

На гравюре Т. Маковского 1613 г. показаны земляные в каменные укрепления: насыпные валы, бастионы и ров, заполненный водой. Через ров со стороны входа в замок был подъемный мост. Попасть же из города к замковому комплексу можно было только по разборному деревянному мосту (в XIX в. он заменен дамбой). Таким образом, при необходимости замок получал островное положение. Вал высотой до 20 м и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость.

За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам (сохранились с незначительными изменениями до сегодняшних дней). Слева от него трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа — двухэтажное хозяйственное здание. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор.

Центральный корпус, перестроенный в XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона с гербом. В это же время с тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и башенками.

Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал и выходит во двор напротив центрального корпуса. Такой прием создал интересную глубинную перспективу. Живописный вид открывается на дворцово-замковый комплекс с дальних точек обзора: сложное сооружение со стройными башнями и башенками, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка.

Романтическая привлекательность архитектурных форм замка была использована во второй половине XIX в. мастерами-садоводами в качестве видовых акцентов при разбивке парка. Территория парка сейчас складывается из пяти частей: Замковый участок, Старый парк, Японский парк, Новый парк и Английский парк общей площадью свыше 90 га. Художественную ценность составляют разнообразные зеленые насаждения, искусно подобранные и размещенные.

Другой несвижский парк "Альба", расположенный на южной окраине города, более старый и создан с комплексом построек как летняя резиденция Радзивиллов. Здесь были эрмитаж, дворец и так называемая консоляция (утешение), мореходное и артиллерийское училище, шпалерная мануфактура, своеобразный зверинец-заповедник и др.

Обширная парковая территория (около 200 га) с системой водоемов складывалась из пейзажной и регулярной части. Этот интерьерный по составу парковый комплекс был уникальным для Беларуси. Его остатки — аллеи, каналы, зеленый массив деревьев местных пород и экзотических — удивляют размахом создателей этого романтического парка.

Архивные и литературные источники сохранили некоторые сведения о былых интерьерах замка. Согласно инвентарю 1658 г. в корпусах комплекса было 12 залов (Королевский, Гетманский, Мраморный и др.) и множество других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Коллекция портретов несвижской галереи насчитывала около тысячи полотен. Среди них портреты Ивана Грозного, Витовта, Ягайло. Богатой была дворцовая библиотека (20 тысяч томов), размещенная в зале с бюстами древних философов. Бюсты эти были выполнены из фаянса на радзивилловской мануфактуре в Свержене, В библиотеке хранились редкие рукописи и старопечатные издания, а в архиве — множество исторических актов, грамот, писем, в том числе письма Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. В одном из этих залов был целый арсенал рыцарских доспехов, маршальских жезлов. В Гетманском зале находилась большая коллекция слуцких поясов.

В ночь с 24 на 25 декабря 2002 года дворец горел. Сейчас реставрируется.

9. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.

Сынковичская церковь напоминает в плане немного в вытянутый четырехугольник размером 17,5х13м с трехнефным членением. Все нефы имеют почти одинаковую ширину (4 м). Толщина стен достигает 1,5 м. Высокая двухскатная крыша придает зданию стройность и легкость.

Четыре башни, которые находятся на углах здания, различаются размерами и архитектурными формами. Две западные башни стоят на квадратных фундаментах, с трех сторон и подпирают контрфорсы. Верхняя часть башен — восьмигранник с тремя ярусами бойниц. Две восточные башни имеют ци­линдрическую форму, здесь также есть бойницы.

В башнях находятся лестницы, которые когда-то вели к бой­ницам, размещенным во фронтоне. Верхняя часть стен, кроме восточной, охвачена мощной аркатурой. Она держится на ступенчатых встроенных кронштейнах. В промежутках между арками находятся округлые бойницы. Над ними сделаны наблю­дательные отверстия. Это позволяло защитникам храма следить за действиями противника и вести огонь на большие рас­стояния. Бойницы Сынковичской церкви в первую очередь был сделаны для целей обороны. Кроме того, они являются важ­ным элементом и средством украшения здания.

Особенно укреплена западная стена церкви. В щите фрон­тона устроены бойницы. В верхней части использован «фо­нарик» — своеобразный и редкий архитектурный элемент, который выполнял роль наблюдательного пункта. Система и планировка оборонительных приспособлений Сынкович­ской церкви такие же, как и у других памятников замковой архитектуры того времени. Здесь прослеживаются элементы романской и готической архитектуры: неглубокие, разнооб­разные по форме и размерам оштукатуренные и побеленные ниши в щите фронтона, похожие на ниши Мирского замка. Они снимают впечатление тяжеловесности и массивности и придают зданию определенную яркость и легкость. На вос­точных башнях и алтарных апсидах приблизительно на вы­соте 3 м находится декоративный поясок в виде плоской рельефной аркатуры из полуциркульных арок романского типа, которые опираются на маленькие кронштейны. Это украшение органично сочетается с арочным поясом бойниц. Высокая конусоподобная крыша над алтарными апсидами соответствует форме восточного фронтона. Явными элемен­тами готики являются стрельчатые арки оконных проемов с железными решетками, звездчатые своды правой апсиды хра­ма и высокая двускатная крыша.

Отмечаются небольшая перекошенность плана здания, не­которая искривленность оси апсид по отношению к нефам. Ви­димо, храм возводили местные мастера, которые для разбивки плана пользовались простыми, не очень точными измеритель­ными инструментами. Однако это не помешало им создать блестящий памятник архитектуры той эпохи. Определяя значение Сынковичского храма в истории белорусского оборонительного зодчества необходимо отметить, что по своим архитектурным качествам он является памятником мирового значения . Здание на удивление гармонично вобрало в себя черты поздней готики, а так же традиционные формы и решения внутренней планировки древних храмов эпохи Киевской Руси.

Такое соединение архитектурных стилей и форм объясняется тем, что Беларусь (в частности её западные земли) была своеобразным рубежом, который разделял две культуры, два стиля – готический (западный) и русско-византийский (восточный). Культуры и стили взаимообогощали друг друга. Благодаря прочной связи с народным зодчеством, богатым строи­тельными традициями, наличию высококвалифицированных кадров белорусская архитектура того времени не только сохра­нила свое национальное лицо, но и заметно обогатилась за счет русской и западноевропейской культур. Такой синтез спо­собствовал возникновению и становлению самобытных черт белорусской готики, которая нашла свое воплощение как в граж­данском, так и в культовом строительстве.

Сынковичская церковь — одно из звеньев в цепи укреп­ленных пятибашенных храмов. Начало этому процессу было положено на рубеже XV и XVI вв. Полоцкой Софией. На примере Сынковичского храма можно проследить, как по­степенно упрощалась система обороны в таких постройках. В «Акте визитации Сынковичского храма за 1760 г.» отме­чено, что посредине крыши церкви находился башнеобраз­ный «купол с железным крестом». Имел ли он в процессе обороны какое-то применение или нет — сказать сегодня с уверенность нельзя. Но стилистическая взаимосвязь здания с Софийским собором в Полоцке и Супрасльским храмом очевидна. Интересно, что этот купол сохранился до конца XVIII в. Исчез он, видимо, во время одного из ремонтов здания.

Существуют сведения о том, что в каждой угловой башне был склеп. В 1760 г. здесь уже был каменный бабинец. В спе­циальной литературе между тем указывалось, что бабинец воз­вели между 1841 и 1881 гг. во время одного из ремонтов. Сви­детельство «акта визитации» за 1760 г. не противоречит наше­му предположению, что бабинец был возведен если не одно­временно с храмом, то во всяком случае не позднее XVI в. Это подтверждает и техника его строительства.

Наконец, этот документ позволяет ответить на очень важ­ный вопрос о времени возведения Сынковичского храма. Ра­нее считалось, что он был построен в конце XV — начале XVI в. В документе 1760 г. говорится о том, что здание было заложе­но в период царствования королевы Боны, т. е. между 1518 и 1556 гг. Таким образом, Сынковичский храм, выдающийся ар­хитектурный памятник Беларуси, был возведен в середине XVI в.

Внешний вид храма с течением времени почти не изменил­ся. Только исчез купол ив 1891 г. перед входом была постро­ена каменная колокольня.

  1. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Костёл Божьего тела г. Несвиж.

Даты строительства, обновления: 1587—93 гг. / 1705 г.

Стиль: раннее барокко

Костел Божьего Тела — первая постройка в стиле барокко на территории Речи Посполитой.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» — гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Ему более четырех столетий, и за все это время он ни разу не закрывался и не перестраивался. Костел построен в 1593 году для католического ордена иезуитов по приказанию и на средства владельца города Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки.

Несвижский костел — своеобразный памятник роду Радзивиллов. Обращают на себя особое внимание боковые алтари. Наклонившиеся, будто падающие их колонны символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но колонны не упадут — их поддерживают ангелы. Так и орден иезуитов поддержал Миколая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви. Есть в костеле и памятник самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом — длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, по легенде, ее похоронили заживо — в состоянии летаргического сна.

В подземелье под костелом, в крипте — родовой усыпальнице — в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году. Последнее захоронение датируется 1936 годом. Существует множество легенд о покоящихся здесь людях. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями. Но, видно, для призраков это не помеха…

Фарный (бывший иезуитский) костел в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко — также построен Яном Марией Бернардони в 1584—1593 гг. Прототипом его является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г. зодчими Виньолой и Портой. Костел был построен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826 г.).

Фарный костел — трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые вефи, расчлененные на квадраты,- крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые — развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Хески в 1752—1754 гг. Тогда же художником была написана и картина "Тайная вечеря" для главного алтаря костела.

Храм является родовой усыпальницей князей Радзивиллов.