- •Оглавление
- •Глава 1.Особенности восприятия творчества Фридриха Шиллера членами Дружеского литературного общества……………………………………………………………………….14
- •Глава 2. Германия как родина ф. Шиллера…………………………………………………...26
- •Введение
- •Обзор источников
- •Историографический обзор
- •Глава 1.Особенности восприятия творчества Фридриха Шиллера членами Дружеского литературного общества
- •«Разбойническое чувство»
- •Идеи тираноборчества и патриотизма в понимании русских шиллеристов
- •Молодые шиллеристы и н. М. Карамзин
- •Полемика с Нарежным
- •Осуждение материалистической этики
- •Глава 2. Германия как родина Шиллера
- •Образ шиллеровской Германии в восприятии русских студентов
- •Геттингенский период
- •Заключение
- •Список литературы
Обзор источников
Благодаря усилиям академика В. М. Истрина, издание основного источника по нашей теме – документов архива братьев Тургеневых – началось около 100 лет назад, однако в настоящее время все еще не завершено. Значительная часть дневника Андрея Ивановича Тургенева за московский период хранится в Рукописном отделе ИРЛИ АН СССР, ф. 309 (братьев Тургеневых). Там хранятся и рукописи речей членов Дружеского литературного общества. Однако, некоторые из них все же публиковались в журналах Министерства народного просвещения и «Русский библиофил»
Письма Андрея Тургенева к Жуковскому, сохранившиеся в архиве Тургеневых в Институте русской литературы (Пушкинский Дом), давно известны исследователям. Первым обратил на них внимание еще А. Н. Веселовский в 1904 г. В то время они находились еще в частных руках. Веселовский, а вслед за ним А. А.Фомин и В. М. Истрин ввели их в научный оборот.
Эти письма относятся к эпистолярному жанру, а точнее – к жанру дружеской переписки и не предназначались для публикации. Письма охватывают 1798-1803 годы - почти весь период недолгой, но прочной дружеской связи «триумвирата» - В. А. Жуковского, Андрея Тургенева, А. Ф. Мерзлякова. Письма 1799-1800 гг. очень выразительно обрисовывают тот психологический субстрат, на котором в ближайшие месяцы возникнет литературный кружок, - атмосферу раннего русского шиллеризма, где безусловной ценностью является дружба, духовные стремления и энтузиазм. Здесь сказывалась также ориентация на тип личности, определившийся в шиллеровской драматургии. Несколько экзальтированный культ дружбы и «прекрасной души» (schöne Seele), платонического любовного чувства, деятельности во имя общего блага - все это характеризует мироощущение писем Тургенева и прямо проецируется в поэзию Жуковского. Несмотря на широкую исследовательскую известность, письма никогда не были собраны вместе, не публиковались полностью и даже не были датированы. В. Э. Вацуро и М. Н. Виролайнен удалось частично восстановить этот памятник, характеризующий Андрея Тургенева и его товарищей по Дружескому литературному обществу. Они были опубликованы в сборнике «Жуковский и русская культура» в 1987 и сопровождались небольшой вступительной статьей В. Э. Вацуро и комментариями.9
Часть дневника, отражающая петербургский период жизни Ан. Тургенева (ноябрь 1801 — май 1802) была напечатана в 1989 г. в книге «Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации».10 К этому времени Дружеское литературное общество распалось. Ан. Тургенев, П. Кайсаров, М. Кайсаров и С. Родзянко переехали в Петербург. На страницах петербургского дневника Ан. Тургенева мы находим восторженные отзывы о Шиллере, постоянные отсылки к Гёте, размышления, связанные с чтением Руссо и Шекспира, записи, регистрирующие ход работы над переводом «Макбета» и над самым значительным его произведением — «Элегией» («Угрюмой осени мертвящая рука»).
Дневник Ан. Тургенева относится к жанру мемуарной литературы. С одной стороны, в нем много личных переживаний, в то же время он очень близок к литературному творчеству, в нем нередки самостоятельно сочиненные Ан. Тургеневым стихи. Он даже включает в дневник письма своей возлюбленной Е. М. Соковниной, которые он мог хранить и перечитывать в оригинале. Кроме того, будучи воспитанником Благородного пансиона, в числе руководителей которого были известные русские масоны - соратники Новикова, Ан. Тургенев испытал на себе действие масонской теории самовоспитания. По-видимому, именно отсюда исходило стремление к строжайшему самоанализу в личных дневниках и переписке. В этих бесценных для современного исследователя документах оказался запечатленным внутренний мир поколения рубежа XVTII -XIX веков.11
Письма и дневник Александра Ивановича Тургенева Геттингенского периода (1802-1804 гг.) и письма его к А. С. Кайсарову и брастьям в Геттинген 1805-1811 гг. – еще один важный источник по нашей теме. Если первые два отражают в основном мировоззрение одной (хоть и, безусловно, яркой) личности - Андрея Ивановича Тургенева в достаточно короткий период времени, то письма и дневник Александра Ивановича дают нам возможность проследить эволюцию взглядов на творчество Ф. Шиллера бывших участников Дружеского литературного общества.
«Письма и дневник Александра Ивановича Тургенева» были изданы В. М. Истриным в 1911 году со вступительной статьей и комментариями12. Почти ко всем письмам А. Тургенева 1802-1804 гг. сделаны «Приписки» А. Кайсарова, учившегося вместе с Тургеневым в Геттингене. Молодые люди писали родственникам о своих занятиях, преподавателях, поздравляли их с праздниками, просили прислать денег. Встречаются упоминания о прочитанной и новой литературе, театре, но все это имеет более сдержанный, строгий характер, чем в дружеской переписке и личных дневниках. Совершенно иную картину представляет собой дневник А. Тургенева за тот же период и его письма к Жуковскому и Мерзлякову. В них мы находим восторженные отзывы о посещении театров, похвалу немецкой философии, поэзии и науке, а также критику холодной рассудительности немцев. Таким образом, можно сказать, что стиль и тематика писем А. Тургенева различается в зависимости от адресата, но в любом случае они важны для нас как ценный источник, отражающий жизнь русских студентов за границей и позволяющий сравнить их отношение к Ф. Шиллеру и Германии до и во время поездки туда.
Одним из значительных, хоть и небольшим по объему источником по нашей теме являются речи, произнесенные участниками на заседаниях Дружеского литературного общества. Всего их сохранилось 23, а целиком опубликованы только 2 речи Ан. Тургенева «О любви к отечеству»13 и «О русской литературе»14. Первая из них датируется 7 апреля 1801 г. Черновая рукопись речи была обнаружена Ю. М. Лотманом в архиве Жуковского15 и не вошла в рукописный сборник речей, произнесенных на очередных заседаниях Дружеского литературного общества. Между тем сборник, как явствует из неопубликованной переписки Андрея Кайсарова и Андрея Тургенева, включает в себя полностью все речи, произнесенные на регулярно проходивших дружеских встречах. Речь, видимо, была подготовлена с другой целью. Установить эту цель позволяют следующие данные. Параграф 53 «Законов» Дружеского литературного общества требовал, чтобы сверх обычных встреч «всякие три месяца» происходили «экстраординарные собрания, или торжества. Каждый из сих праздников может носить на себе особенное имя. Иной посвящается отечеству, другой — какой-нибудь из добродетелей, третий, например, - поэзии...».16 Речь «О любви к отечеству» полна патриотизма и в то же время в ней воплотился тот вольнолюбивый дух, который несет в себе немецкая поэзия «бури и натиска». Речь «О русской литературе» не датирована, но по мнению А. А. Фомина, она была прочитана в промежуток между 22 и 29 марта. Она является ценным источником по нашей теме потому, что именно в ней сформулированы важнейшие с точки зрения Ан. Тургенева и его сторонников требования к русской литературе, которые сформировались, в том числе, под влиянием творчества Шиллера, Гете и Шекспира.
