Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГУ экзамен.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
25.12.2019
Размер:
913.92 Кб
Скачать
  1. Политическая культура России (этатизм, патернализм).

Особенности политической культуры в России:

Клиентелизм (привычка населения быть под покровительством государства).

Слабая степень структурированности общества.

Сакрализация власти.

Приверженность харизматическим лидерам.

Важнейшей чертой российской политической культуры является патернализм. В современной трактовке патернализм понимается как доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отноше­нию к слоям и группам, менее защищенным в социальном и эконо­мическом отношениях.

Корни патерналистской традиции в русской культуре[9], в том числе и политической, находятся в историческом прошлом. Основой традиционной культуры важнейшей социальной ячей­кой аграрного общества была патриархальная семья. Общая численность такой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Авторитет главы семьи был непререкаем.

Существование большой семьи долгое время было экономической необходимостью, обусловленной климатом средней полосы России, где короткое лето нередко заставляло почти одновременно проводить разные полевые работы. Трудовой ритм способствовал выра­ботке мобилизационных форм общежития, для которых наиболее адекватной чертой властных отношений в семье был авторитаризм.

Имущественные отношения, оставлявшие за главой семьи пол­ное право распоряжаться всеми средствами крестьянского двора, на­лагали на него большую ответственность и требовали выполнения ряда функций в общественной, хозяйственно-бытовой и морально-психологической сферах.

В общественной сфере он представлял семейные интересы в сно­шении с внешним миром: общиной, соседями, старостой, барином. В хозяйственно-бытовой сфере — управлял собственностью, давал задания и контролировал их исполнение. За ним закреплялись функ­ции поощрения и наказания, контроля за соблюдением нравственных норм. Фактически речь идет о властных отношениях авторитарного типа в первичной ячейке общества.

Сосредоточение команд­ных функций за авторитетом, в данном случае за главой патриар­хальной семьи, оставляет всем домочадцам только функции испол­нения. В такой ситуации человек не испытывает потребности чувство­вать себя личностью, он перекладывает ответственность за свою судьбу на семью, государство, власть, он уходит от индивидуальной ответ­ственности, а значит и от свободы.

Глава семьи был вправе распоряжаться жизнью домочадцев по своему усмотрению, а они должны были принять любое решение как неизбежность, поскольку такое поведение гарантировало выжи­вание семьи как целостности.

Обусловленные природно-климатическими условиями патерналистские черты закрепились в русской крестьянской культуре. Православие освятило эти отношения авторитетом церкви. Таким образом, патернализм стал аксиомой, культурным архетипом, закреп­ленным в российской ментальности и политической культуре.

На эту типологическую черту российского общества было обра­щено внимание исторической мысли еще в XIX в., начиная с извест­ного утверждения Н. Карамзина о том, что в России самодержавное правление есть отеческое правление.

Традиции, сохранившиеся в народной, крестьянской культуре, были также свойственны культуре образован­ной элиты российского общества. Либерализм европейского типа, распространившийся после буржуазно-демократических революций, стал трансформироваться под натиском об­стоятельств внутреннего и внешнего порядка.

Победа России в войне с Наполеоном укрепила нацио­нальную гордость, консолидировала общество и выступила стиму­лом в поисках своего пути развития. Создавая индустриальное общество, т. е. продвигаясь в русле общемировой тенденции развития, Россия одновременно уси­ливала свою ориентацию на традиционные культурные ценности.

Патернализм, как поведенческий стереотип, - пронизывал по­литическую культуру образованного общества. Естественно, что его проявления обозначались понятиями, адекватными времени. Наибо­лее распространенными словами, отражавшими разные стороны па­тернализма, были попечение и покровительство, а также производные от них. Патернализм, как базисное основание, в Российской империи реализовывался в следую­щих категориях: заботливость, надзор, поощрение, защита, благотво­рение, воспомоществование, пожертвование, облегчение, благоснисхождение, дарение.

История советского периода подтверждает устой­чивость сформировавшихся патерналистских традиций. Все дети младшего школьного возраста были октябрятами - внучатами Ильича. Четверть века страной управлял «отец народов» - И.В.Сталин. Партийные орга­ны осуществляли функции опеки, надзирая, поощряя и наказывая граждан, руководствуясь нормами морального кодекса строителя ком­мунизма.

Этатизм - понятие, означающее ого­сударствление всех сфер жизни общества, особенно экономической. Взаимоотношение между государственными структурами и остальными сферами общества на протяжении всей истории приобретали различный характер: от их слияния в неразличимом единстве, т.е. полного ого­сударствления, до обособления друг от друга. Этатизм есть прояв­ление политизации общества. В этом отношении докапиталистические (античность и средневековье) общественные структуры были прониза­ны "политическим бытием", т.е. носили этатистский характер. Огосударствление выражается сильнее в обществе, где его структуры не дифференцированы, т.е. не разделены на различные сферы - экономи­ческую, политическую, моральную и др. Поэтому крайними формами этатизма являются деспотические государства и примыкающие к ним тоталитарные общества. Гегель в своей работе «Философия права»(1820) отмечал, что форма госу­дарственного устройства, где политическая и экономическая сферы "столь непосредственно соприкасаются", может в любую минуту "не­посредственно превратиться в состояние жесточайшей тирании или анархии (примером служит римская история) и оказаться уничтожен­ной". Судьба римской истории в полой мере была повторе­на историей социалистического общества. В России усиленно насаж­дался советский вариант восточного деспотизма с возвратом к не­посредственному бюрократическому управлению хозяйственным процес­сом или тотальному распоряжению его результатами государством, что исключало экономическую самодеятельность общества и, следова­тельно, по определению, экономические ограничения политической власти. Когда экономика утверждает себя в качестве самоорганизующейся системы в современном (т.е. капиталистическом) обществе, то фиксируются реальные барьеры для вмешательства государства в экономичес­кие процессы. Но при этом "наступление" государства на хозяйс­твенный механизм не прекращается, более того, оно имеет тенденцию наращивания. По времени этатизация включает в себя несколько этапов, которые совпа­дали с кризисами свободной конкуренции и монополистической конку­ренции. Промышленные и банковские монополии, финансовый капитал не только шли на союз, но и были готовы подчиниться государс­тву. При всем этом в принципе не изменялись ни природа хозяйствен­ного механизма, ни его самоорганизация. Тенденция к усилению государственного влияния в обществе имеет много оснований: давление отдельных классов и социальных слоев; стремление с помощью государства решать собс­твеннические и хозяйственные проблемы; укрепление господства или, наоборот, равенства и социальной справедливости; выполнение госу­дарством общественных функций, требующих крупных материальных и финансовых затрат, а иногда и действенного контроля над произ­водством (в связи с обороной, ведением войны и т.д.). Процессы этатизации являются объектом не утихающих споров и продолжают сохранять свою злободневность.