Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
korostyleva_l_a_psihologiya_samorealizacii_lich...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
13.12.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

Самореализация как мотивирующая сила

Некоторые психологи считают, что самореализация не должна замыкаться на себе и быть самоцелью для человека. Начиная поиск с себя, человек дол­жен в полной мере своих сил и возможностей развернуться лицом к окру­жающему миру, может быть, даже раствориться в нем, а не быть занятым ис­ключительно собой. Например, В. Франкл полагает, что не следует абсолюти­зировать идею самоактуализации: "Человек возвращается и занимается собой, только если у него нет смысла жизни. Идеализация самовыражения, если она является целью, делает невозможным существование значимых отношений. Основным в отношениях любвм является не свободное самовыражение, а вы­ход за себя и любовь бытия другого" [Frankl V., 1963, р. 186-187].

Категорически не согласен с ним Э. Фромм, который утверждает, что "человек является центром и целью всей своей жизни; что развитие его инди­видуальности, реализация его личности — это высшая цель, которая не может быть подчинена другим, якобы более достойным целям" [Фромм Э., 1995, с. 220].

Более мягко защищает идею самоактуализации как основного мотива лич­ности К. Роджерс. Он утверждает, что самоактуализация, как внутренняя ак­тивная тенденция развития самого себя, не может происходить без эмпатиче-ского понимания и принятия другого человека, без взаимодействия с ним. Стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности является, по мнению Роджерса, главным побудительным мотивом творчества, когда ор­ганизм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой. Но без эмпатии, без принятия себя и другого чело­века невозможна ни самоактуализация, ни самореализация.

Не претендуя на окончательное решение этой сложной проблемы, можно предложить некий компромисс между данными точками зрения, который до­пускает правоту и первой, и второй позиции, если принять во внимание воз­можность существования обеих тенденций, но разных для разных людей. Иными словами, возможно, что для одних людей действительно превали­рующей является активная тенденция реализации самого себя, например, в искусстве, науке и т.д., независимо от принятия или непринятия их окружаю­щими (Сократ, Ван Гог, Дж. Бруно и др.), в то время как другие реализуют се­бя, растворяясь в других, ощущая себя нужными людям, отстаивая чужие ин­тересы, в любви к ближнему (доктор Гааз, Песталоцци и т. д.). Но обе тенден­ции могут иметь общий корень, или общий мотив — мотив самоактуализа­ции. Здесь мы выходим на идею свободы как важной составляющей феномена самореализации.

Самореализация и свобода

Понятия свободы и контроля — очень важная составляющая всех концеп­ций самореализации и самоактуализации. По мнению К. Роджерса и А. Мас­лоу, поскольку, актуализируясь, человек всякий раз прислушивается только к самому себе, исходит из своего собственного Я, которое отличается от дру­гих, он не может быть конформен. В конечном счете человек сам формирует свою личность. Самореализующийся человек независим от одобрения и по­рицания окружающих. Если человек подчиняет свою жизнь тому, чтобы все делать как надо, вместо того, чтобы проявиться таким, какой он есть, то он живет только ради своего образа, а не ради себя. Любой внешний контроль, по мнению Ф. Перлза [1994], мешает здоровой работе организма. Контроль должен быть внутренний, лишь "подкорректированный" условиями ситуации.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской [1991], если человек выбирает самовыражение через выполнение долга, т. е. через самопожертвование, то происходит постепенная утрата своего Я, он оказывается в позиции, унижен­ной и зависимой от других, и жизнь его часто кончается крахом, так как дру­гие далеко не всегда отвечают взаимностью. Служение людям из чувства дол­га, видимо, не то же, что альтруизм.

В вопросе о соотношении свободы и долга мы вплотную подходим к про­блеме соотношения самореализации и приспособления в процессе адаптации индивида к обществу. По мнению Э. Фромма, разные общества, разные соци­альные слои одного и того же общества отличаются степенью, до которой они способствуют развитию индивида. Всегда может наступить такой момент, ко­гда самореализация конкретного человека приходит в противоречие с интере­сами более широких социальных групп или даже всего общества в целом. А потому, как считает Фромм, существуют две концепции здоровья, которые значительно различаются. Одна из них исходит из интересов общества, дру­гая — из ценностей и потребностей индивидуума. Тогда становится очевид­ным, что хорошая приспособленность часто достигается ценой отказа от сво­ей личности. В то время как невротик может быть охарактеризован как чело­век, который не сдался в борьбе за собственную личность. Решение этой про­блемы вновь возвращает нас к вопросу о сути природы человека и о мораль­ном аспекте самореализации: что есть добро и что есть зло. Его трудно ре­шить абстрактно, без учета того, для кого оно добро, а для кого зло, что мож­но считать позитивным и кто берет на себя роль судьи.

Анализ различных аспектов процесса самореализации оказывается тесно связан с решением философских вопросов и, на наш взгляд, не дает возмож­ности судить о ней с позиции "объективного", надличностного оценивания даже с точки зрения общечеловеческих ценностей, а потому и вопросы о нравственности при самореализации, о позитивной или негативной природе человека в рамках психологии не имеют смысла. Если Я есть то, что Я есть, это не хорошо и не плохо. Вернее, это может быть и хорошо и плохо одно­временно. Разногласия в понимании этих аспектов феномена самореализации приводят к акцентированию различных интегральных характеристик само­реализующейся личности и разному представлению взаимосвязи самореали­зации и счастья.

Самореализация и счастье

Чем в большей степени самореализуется человек, тем в большей мере он предрасположен к счастью. Иными словами, он склонен чаще и полнее пере­живать удовлетворенность жизнью в целом, чаще и искреннее испытывать положительные эмоции (положительное самоощущение (М. Аргайл)). Безус­ловно, нельзя сказать, что это "безоблачное" счастье. Такая удовлетворен­ность, не в ущерб ответственности, может сменяться другими чувствами, причем нередко — недовольством собой, в смысле собственных методов дея­тельности, полученных результатов, затраченного времени. Однако, тем не менее, продуктивная самореализация сопровождается интегральным чувством удовлетворенности, ощущением полноты бытия.

Наряду с удовлетворением, как основной составляющей счастья, в послед­нее время рассматривается вопрос качества жизни. На наш взгляд, здесь мож­но выделить объективный и субъективный компоненты. К объективному сле­дует отнести условия окружающей жизни, не зависящие непосредственно от человека, а к субъективному — зависящие от него. Иногда при внешнем бла­гополучии человек не может сказать о себе, что он счастлив. Порой недостает чувства собственной полезности, нужности, осмысленности своей жизни. В бытовом смысле человек счастлив тогда, когда он с радостью идет на работу, а с работы с радостью идет домой. Это не противоречит пониманию самореа­лизации как предмета психологического исследования [Коростылева Л. А., 1997в].

На связь удовлетворенности жизнью с ее осмысленностью указывал В. Франкл. Понятие удовлетворенности самореализацией как ощущения ус­пешности осуществления самого себя как в жизни, так и в повседневной дея­тельности используется в тесте Дж. Крамбо и Л. Махолика, а также в адапти­

рованной Д. А. Леонтьевым методике смысложизненных ориентации. Важ­ность для человека чувства собственной полезности неоднократно отмечал Э. Фромм. Последний так же, как и написавший книгу "Психология счастья" М. Аргайл, не отделяет удовлетворенность жизнью от полезности. В книге "Душа человека" Э. Фромм описывает синдром роста, без чего, на наш взгляд, немыслима самореализация. Он относит к синдрому роста прежде всего лю­бовь к жизни, в понимание которой он вкладывает смысл "благоговения пе­ред жизнью" (А. Швейцер). Фромм отмечает, что в синдром роста также вхо­дит любовь к людям, к природе', независимость.

Таким образом, самореализация неразрывно связана с удовлетворенно­стью, с представлением о счастье. Человек самореализуется в различных сфе­рах жизнедеятельности. К наиболее важным из них К. Роджерс относит рабо­ту, дружбу, любовь. Другими словами, самореализация в профессиональной и личной жизни особенно важна для человека. В личной жизни представление о счастье взаимосвязано с любовью к близкому человеку, с со-бытием. "Самым ярким примером приносящих счастье человеческих связей может служить любовь. Она вызывает наиболее сильные положительные (впрочем, так же как отрицательные) переживания" [Аргайл М., 1990, с. 44]. При этом важны взаимное подкрепление и поддержка. Э. Фромм также обращался к вопросам соотношения любви и "продуктивной жизни". Несомненно, что позитивные взаимоотношения непосредственно способствуют положительному само­ощущению, самореализации личности [Бурлачук Л. Ф., Коростылева Л. А., 1995].

Вместе с тем самореализация и счастье не столь однозначно, как кажется на первый взгляд, взаимосвязаны. Несамореализованный человек может быть по-своему счастлив, а самореализовавшийся — несчастлив. В первом случае нередко сказывается низкий уровень притязаний. Во втором — человек, на­пример, может опередить время и оказаться непонятым современниками.

Итак, рассматриваемый аспект феномена самореализации так же, как и другие приведенные нами, неразрывно связан со сложным вопросом сущно­сти природы человека.

Самореализация и свойства личности

Самореализация — это не только процесс, но и результат. О человеке, ко­торый сумел себя реализовать в жизни, говорят, что он состоялся. Но резуль­тат может быть представлен и в личностном плане — как наличие определен­ных психологических свойств и качеств.

Люди различаются по своему энергетическому и интеллектуальному по­тенциалу, по своим способностям и задаткам. Уровень реализации у разных людей будет разным в силу различных жизненных обстоятельств. Нередко существует разрыв между потенциалом и его актуализацией.

Величина внутреннего потенциала, как правило, коррелирует с общест­венным признанием (хотя бы после смерти, хотя бы некоторым кругом лю­дей), а степень его реализации может лучше всех оценить сам человек в своих субъективных ощущениях (в конечном счете — это глобальное ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности вообще и прожитой жизнью в частности). Однако стремление к самореализации, если оно становится веду­щим мотивом,- не только проявляется в ощущениях, но и формирует некото­рые свойства личности.

С. Л. Рубинштейн [1940] считал, что одним из механизмов формирования черт характера являются мотивы. Возникая в сходных ситуациях, они закреп­ляются и становятся его составляющими. Эти черты проявляются в поведении человека, его поступках. Если человек ведет себя неконформно, берет на себя ответственность в различных ситуациях, имеет смелость выявить и разобла­чить свои защиты и т. д., он, двигаясь по пути самоактуализации, формирует и соответствующие черты своего характера. Одновременно они развиваются и видоизменяются. Принцип развития личности в деятельности говорит нам о том, что в процессе деятельности свойства личности определенным образом преобразуются, связываются друг с другом, т. е. происходит их интеграция. Результатом этого процесса является образование в структуре личности но­вых, более обобщенных свойств с более сложной структурой — интегральных свойств личности.

Чаще всего в психологии личности под интегральными свойст-вами под­разумевают направленность, ценностные ориентации, роли, статусные харак­теристики личности и т. д. Однако они в большей степени характеризуют че­ловека с точки зрения его социальной сущности. Но нельзя забывать и о су­ществовании таких интегральных свойств, как духовность, аутентичность (конгруэнтность), твердость в смысле силы противостояния неблагоприятным обстоятельствам, интернальнооть-экстернальность, личностное богатство и т. д. Это скорее "индивидуально-психологические" свойства. Некоторые из них также могут быть производными от такого ведущего жизненного мотива, как стремление к самореализации.

Общий адаптационный личностный тип, сформированный на основе дан­ного мотива, может быть исследован с точки зрения интегральных характери­стик человека, что является самостоятельной теоретической и практической задачей. Под этим углом зрения рассмотрим некоторые известные нам кон­цепции.

Так, А. Маслоу описывал этот тип людей как прекрасных, здоровых, силь­ных, творческих, добродетельных и проницательных. И хотя это более эмо­циональное, чем научное описание, оно дает определенное представление о его взглядах на самоактуализирующуюся личность.

Более систематизированное описание этих характеристик пред-ложено К. Роджерсом. Теоретик психологии личности С. Мадди [Maddi S. R., 1972] считает, что Роджерс выделяет лишь два типа людей: "полноценно функцио­нирующих" и "неприспособленных". Мадди взял на себя труд провести срав­нительный анализ теории Роджерса и других теорий личности. Им проводил­ся анализ экспериментальных работ, посвященных изучению таких характе­ристик полноценно функционирующего человека, как:

  • открытость опыту (включающая в себя эмоциональность и рефлексию);

  • бытие "здесь и теперь" (включающее в себя подвижность, адаптив­ность, спонтанность, индуктивное мышление);

  • вера в организмичсский процесс;

  • свобода в жизни (чувство свободной воли и контроля над жизнью);

  • творчество.

По сути это и есть интегральные характеристики, так как они являются ре­зультатом взаимодействия целого ряда личностных свойств более низкого уровня обобщенности. Причем каждая из этих характеристик определяется не суммой отдельных, входящих в нее свойств, а новой системой связей между ними. И каждая подчиняется принципу причинной упорядоченности, т. е. на­целена на достижение какого-либо полезного результата в соответствии с из­менениями требований среды.

Неприспособленный человек, по Роджерсу, обладает противоположными характеристиками: защитами; жизнью, проводимой по плану; отсутствием доверия к своему организму; чувством, что им управляют. Такой человек конформен.

Э. Шостром [1992] называет четыре основные характеристики, отличаю­щие "актуализаторов". Это:

— честность, которая подразумевает способность быть честным в любых чувствах, какими бы они ни были (прозрачность, искренность, аутентич­ность);

  • осознанность, как способность самостоятельно сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и о всей жизни (отклик, жизне-наполненность, интерес);

  • свобода — в смысле выражения своего потенциала, чувство хозяина жизни (спонтанность, открытость);

  • доверие — глубокая вера в других и в себя, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями "здесь и теперь" (вера и убежде­ние).

Можно заметить, что авторы, пропагандирующие идею самоактуализации как первичную и основную ценность человека, подразумевают при этом ее социальную составляющую, но не раскрывают последнюю.

С другой стороны, психотерапевты, ориентированные на формирование устойчивой, психически здоровой личности, значительно большее внимание уделяют собственно социальной интегрированности индивида. Либо включая ее как самостоятельную характеристику в общий перечень свойств, либо рас­сматривая свойства самореализующейся личности в социальной сфере.

Например, Р. Мэй [1994] — один из представителей гуманистически ори­ентированной психотерапии — выделяет следующие психологические со­ставляющие устойчивой личности, на которые и ориентирует практическую работу психотерапевта.

Первая — это свобода личности. В его понимании она означает возмож­ность "строить свои собственные неповторимые личностные модели из мате­риалов наследственности и среды" [Там же]. Ее оборотной стороной является ответственность за свои поступки и решения.

Вторая составляющая — индивидуальность. Иначе, это — умение быть самим собой. И как бы мы ни относились к себе, взаимодействовать с окру­жающим миром приходится такими, какими мы являемся. Любой человек уникален и неповторим. Задача в том, чтобы понять собственную природу и найти в себе мужество принять себя таким, а не воевать с самим собой всю свою жизнь.

Третья составляющая — социальная интегрированность. Утверждается, что "для личности огромное значение имеет умение приспосабливаться к об­ществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов" [Там же]. Однако это не означает отказа от индивидуальности, так как чем более социально интегрированным становится человек, тем больше у него возможностей реализовать свою неповторимую индивидуальность, накинув узду на эгоцентрические и антисоциальные инстинктивные побуждения. "От нас зависит, предаться ли разгулу и, потеряв человеческий облик, опуститься на дно, или подняться к высотам разума и беседовать с вечностью" [Там же, с. 117].

Четвертая составляющая — духовность человека.

О самореализации как об основном жизненном мотиве рассуждает и В. Шуте: "Моя цель как человеческого существа и есть жизнь полная радости. Радость — это чувство, возникающее от использования моего потенциала — моих способностей думать и чувствовать, моих ощущений, моего тела и мое­го духа — максимально возможными способами. Я менее счастлив, когда я не использую себя, когда я блокирую себя" [1993, с. 14]. Однако самореализа­ция, как считает Шуте, осуществляется в результате баланса внутри трех лич­ностных измерений, присущих любым людям и расположенных главным об­разом в сфере социального взаимодействия. В качестве основных личностных координат он называет присоединение, контроль и открытость. Так, присое­динение, по его мнению, имеет отношение к объединению людей, желанию быть с ними вместе, быть включенным в их взаимодействие, к желанию вни­мания и быть выделенным, отличным от остальных. Понятие "контроль" от­носится к принятию решения о распределении власти между людьми, к по­требности влияния и авторитета. И, наконец, поведение в сфере открытости основывается на желании любить и вызывать любовь. Только эффективное разрешение психологических проблем, связанных с каждым из данных изме­рений, будет способствовать формированию здоровой в соматическом и пси­хическом смысле личности, которая самостоятельно может перейти "из мину­са в плюс", т.е. к возможно более полной реализации своего потенциала.

Рассмотрение различных аспектов феномена самореализации и интеграль­ных личностных характеристик приводит к пониманию того, что вопрос о со­циальной составляющей процесса самореализации человека не вполне осмыс­лен современной наукой и едва ли может быть решен в рамках оценочной концепции. Если принять точку зрения, что самореализация может осуществ­ляться вне тесной социальной интегрированности и даже вопреки ей, то сле­дует признать, что она может служить источником невротических тенденций. Если же самореализация осуществляется в рамках социальной включенности или благодаря ей, в этом случае она будет обеспечивать как собственное пси­хологическое здоровье, так и общественную пользу, но в определенных об­стоятельствах может означать отказ от своей "порочной" природы и даже от себя.

Итак, мы проанализировали некоторые важные, на наш взгляд, аспекты феномена самореализации. Все они уходят своими корнями в проблему глу­бинной сути человеческой природы и неоднозначности ее проявлений и, по нашему мнению, должны рассматриваться в русле гуманистической направ­ленности, с благоговением перед жизнью и миром в целом, сама же тенден­ция самореализации — как мотивирующая сила и основа формирования инте­гральных характеристик личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]