Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Поликарпов В.С. — Контуры будущего цивилизаций...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
435.2 Кб
Скачать

АКАДЕМИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК при РОСТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В.С. ПОЛИКАРПОВ

Действительный член Академии гуманитарных наук России

КОНТУРЫ БУДУЩЕГО ЦИВИЛИЗАЦИЙ

(эпоха нового осевого времени)

Ответственный редактор – вице-президент Академии гуманитарных наук, доктор философских наук, профессор

СПб. – РОСТОВ-на-ДОНУ - ТАГАНРОГ

2000

ББК 87.63

П 501

Ответственный редактор – доктор философских наук, профессор Ю.Г. Волков

Печатается по решению Ученого Совета ИППК при РГУ

Рецензент: доктор философских наук, профессор В.Е. Давидович

Поликарпов В.С. Контуры будущего цивилизаций. Спб.- Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2000. – 10 авт. л.

Монография посвящена одной из интереснейших и актуальнейших проблем современности – пути развития цивилизаций в XXI веке. Сейчас происходят глубокие цивилизационные сдвиги, характеризующие конец сформировавшейся в эпоху Возрождения буржуазной цивилизации, что вызвало к жизни целый ряд футурологических концепций, изложенных в работах А. Неклессы, Л. Туроу, С. Хантингтона, Э. Тоффлера и др. В монографии дается осмысление такого рода концепций на основе концепции неархимедова времени, выражающей природу социогенеза и культурогенеза как единства и взаимодействия порядка и хаоса, что позволяет изложить сложившуюся ситуацию как эпоху нового осевого времени. Монография рассчитана на широкий круг читателей.

ISBN В.С. Поликарпов

Введение

На рубеже двух тысячелетий значительно усилился интерес к тому, каким будет III тысячелетие, особенно XXI столетие и сам 2000-ый год – не только в специальной литературе, но и в прессе, по радио и телевидению приводятся мнения политологов, футурологов, философов, социологов, политических обозревателей о наступающем веке. На голову читателя обрушился буквально шквал различного рода прогнозов, хотя известно, что давать прогнозы дело неблагодарное. Однако человеку присуща фундаментальное свойство, которое состоит в неодолимом желании заглянуть в будущее. В силу альтернативного характера истории очевидным является наличие целого веера различных прогнозов, вызванных к жизни разными причинами. Одни обусловлены жаждой человеческого познания, примером чего может служить книга английского исследователя А. Берри «Следующие 500 лет», в которой рассматривается полутысячелетнее развитие событий, касающиеся человечества, в нашей солнечной системе. «Следующие пятьсот лет, будучи темой нашей книги, - пишет он, - представляют собой достаточно длинный период, чтобы мои прогнозы приобрели достаточно правдоподобный характер, и одновременно короткий, чтобы зажечь воображение читателя» (Berry A. Nastepne 500 lat. W.,1997. S.15). Данная книга построена на следующей закономерности, присущей предвидению будущего: события кажутся неправдоподобными только в момент прогнозирования, а не в момент их реализации. Иначе говоря, людям в каждую эпоху настоящее всегда кажется «нормальным», тогда как будущее – «фантастическим». Однако настоящее было когда-то будущим, тогда как будущее становится настоящим для следующих поколений. Поэтому, хотя будущее кажется нам фантастическим, живущие в ней люди будут считать ее нормальной. Так, открытие Австралии капитаном Куком в XYIII веке вызвало изумление его современников, теперь же многие считают ее зачаровывающей страной. Никто сейчас не удивляется тому, каким образом произошло заселение огромного континента, о существовании которого десятки веков никто не знал. То, что было ошеломляющим двести лет назад, сегодня является совершенно очевидным и обыденным. «Данный аргумент можно считать банальным, - отмечает А. Берри, - однако следует иметь в виду то влияние, какое он может оказать на человеческую ментальность в будущем. В этой книге предвижу рост благосостояния, возможность записи личности человека в памяти компьютера, чтобы после смерти данной особы ее можно было реконструировать, вероятность того, что нас заменять разумные роботы, хозяйственное освоение неизмеримых богатств морей и океанов, наступление следующей эпохи оледенения, колонизацию Луны, Марса и астероидов, конструирование звездолетов» (Там же. С.17). Здесь описываются не все возможные события, а только те, которые сыграют ключевую роль в жизни наших потомков.

Другие прогнозы носят программирующий характер – они рассчитаны на то, чтобы правящие элиты целого ряда государств приняли за неизбежность прогнозируемой будущее, осуществленное исследователями доминирующих в настоящее время государств. Особенно много прогнозов сейчас «выдается» американскими и британскими политологами, футурологами, обозревателями и публицистами. Истеблишмент современной Америки находится в состоянии эйфории после распада Советского Союза, он буквально упивается военным, экономическим и политическим могуществом, хотя среди ряда его дальновидных представителей настроение не столь радужное относительно будущего этой страны. Спектр прогнозов, касающихся положения Америки в наступающем столетии – от утверждения, что XXI век будет американским, до политики изоляционизма – приводится в книге отечественного американиста А.И. Уткина «Американская стратегия для XXI века» (См. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века.М.,2000). Главный вопрос лидерства американской империи в следующем столетии представляет собой вопрос цены, которую придется платить Америке за это.

В качестве типичного футурологического прогноза будущего существующих ныне цивилизаций приведем предполагаемую модель XXI столетия, предлагаемую ведущим британским политическим обозревателем газеты «Таймс» У. Рис-Моггом в его статье «Каким будет мир XXI века?»: «В перспективах XX столетия, представленных экономистами и философами в 1899 году, отсутствовал ряд очень важных направлений развития грядущего века. В частности, в этих прогнозах не оказалось технологической революции последних 60 лет. Тем не менее многие тенденции были спрогнозированы абсолютно точно…

Величайшим футурологом XIX столетия был и остается Карл Маркс. У Маркса тоже хватало ошибок и просчетов, но его прогнозы на XX столетие оказались наиболее точными. На плечах Карла Маркса поднялись самые известные мыслители и экономисты XX века. Главный постулат теории Маркса, основанный на том, что политический и общественный строй является надстройкой над экономическим базисом общества, выдержал испытание временем. Мало того, сегодня он выглядит до такой степени аксиомой, что никто даже не собирается это опровергать. Переход от индустриальной эры к эре информатики также соответствует марксистским выкладкам. Вопрос в том, как сама эра информационных технологий изменит баланс между государствами, а также между индивидуумами внутри этих государств?

Одна из наиболее заметных характеристик эры информатики – ускорение всего комплекса освоения технологий. Еще совсем недавно требовались десятилетия, а то и века для того, чтобы технологии из одних стран попадали для внедрения в другие. Сегодня дело обстоит так, что разработанные в Калифорнии, они могут быть немедленно освоены и внедрены в Бомбее или Пекине...

По прогнозам к середине XXI столетия две трети населения планеты – а именно пять миллиардов человек – достигнут мирового уровня именно благодаря тому пути развития экономики, который мы сейчас наблюдаем. Три миллиарда этих людей будут жителями Азии. Азиатские страны в общей сложности будут обладать заметно большим объемом экономики, чем весь остальной мир.

Китай превратился в крупнейшую мировую экономическую державу, лидирующую в своем регионе. Несомненно, Китай столкнется со множеством политических и экологических проблем, но основной тенденцией останется усиление мощи этой страны. К 2005 году Китай, по всей вероятности, станет экономической и политической сверхдержавой…

Остальное мировое пространство разделится между евро-американскими странами, стремящимися компенсировать усиление Китая собственной сплоченностью, и двумя периферийными силами – Японией и Россией. Что касается России, то эта страна с ее колоссальными географическим пространством и хорошо образованным населением со временем обретет подобающее ей положение.

Обеим странам – Японии и России – предстоит сделать выбор. В новом мире оба государства будут играть важную, но тем не менее второстепенную роль. Поэтому каждому из них придется решать: присоединиться к евро-американскому блоку или ориентироваться на Китай. Кстати, исторически сложилось так, что Япония обычно тяготела к Азии, а Россия – к Европе…

Решающая политическая сила во всем мире перейдет в руки одних и тех же социальных групп. Это будет стабильное центристское большинство, представленное гражданами из состоятельных слоев. Сила и власть не будут принадлежать бедным или сверхбогатым, а деньги будут иметь лишь ограниченное политическое влияние. Все политики станут добиваться расположения именно буржуазного большинства, желающего спокойной, обустроенной жизни. Это будет зрелое общество, не желающее войн и радикальных перемен.

В Азии и Евро-Америке такие тенденции станут способствовать стабильности и процветанию буржуазного образа жизни. И тем не менее я не вполне уверен, что наши внуки будут чувствовать себя комфортно в этом спокойном, процветающем мире. Человек – натура кочевая, ищущая. И неизвестно, какую кашу решат заварить наши потомки. Вполне возможно, что у нашего мира на подходе не только новые технологии, но и новые идеалы, новые боги и, конечно же, новые варвары и бунтовщики, которые бросят вызов состоявшемуся триумфу сытой буржуазии» (Рис-Могг У. Каким будет мир XXI века? // За рубежом. 2000. № 4. С.4).

Данный прогноз исходит из проецирования на будущее тенденций, характерных для конца XX столетия, и наряду с множеством других подобного рода попыток предвидеть наступающую эпоху может предвещать интуитивное предчувствие наступающего краха существующего миропорядка. Не случайно У. Рис-Могг отмечает альтернативный («кочевой») характер человеческого существования, который положит конец «триумфу сытой буржуазии». Следует иметь в виду то обстоятельство, что подавляющее большинство прогнозов будущего человечества основаны на концепции линейного времени. С нашей точки зрения необходимо анализ наступающего столетия осуществлять, исходя из концепции неархимедова времени, выражающей природу человека (и соответственно сущность социогенеза и культурогенеза) как единство и взаимодействие порядка и хаоса. Это значит, что очерчивание контуров будущего цивилизаций должно принимать во внимание частичную предсказуемость и частичную непредсказуемость наступающего века. С этой позиции становится понятным, почему в начале XX столетия одни события были спрогнозированы достаточно точно, тогда как другие – феномен гитлеровской Германии и сталинского Советского Союза – не были предсказаны. Точно также и в наступающем XXI столетии, очевидно, должны произойти «сломы» истории, которые круто повернут развитие всего человечества. Поэтому в монографии рассматривается следующая альтернатива: господство буржуазной цивилизации приведет к ее самоуничтожению со всеми вытекающими отсюда катастрофическими последствиями для всего человечества либо наступит эпоха нового осевого времени, которая во многих своих чертах кардинально отличается от эпохи осевого времени, которая началась 2 500 лет тому назад и которая описана известным немецким философом К. Ясперсом (См. Ясперс К. Смысл и назначение истории.М.,1991). На языке весьма популярной сейчас синергетики это означает, что человечество вступило в окрестности «точки» бифуркации – поворотного момента своего бытия. Автор не претендует на абсолютную истину, он просто размышляет над возможными вариантами развития современного мира в наступающем столетии.