Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АНТРОПОЛОГИЯ Учебное пособие, А . Е. Хомутов .doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
4.09 Mб
Скачать

3.2.2. Скелетный возраст

Наиболее универсаль- , 3~- ч

ным из всех критериев био- 2

логического возраста явля-

е лся скелетный возраст, по- 5 8

скольку он может опреде- 7JF1#1KM:^A-

лятьея фактически на про­тяжении всего онтогенеза,

начиная с утробного пери- шл Щ2 ШР ¥~i "\.Ъ--ю

ода и кончая периодом ста- f

рения. В принципе скелет- ■ ' ный возраст можно опре­делить по любой части ске- и-

лета—одной или несколь- Ц Ш ш IL ii ким, однако на практике обычно избирается кисть, ввиду наличия здесь боль- u шого количества развиваю­ щихся костей, минималь- Рис. 23. Кости кисти: НОЙ поверхности Облучения j _ гороХовидная; 2 - трехгранная; И-удобства рентгенографи- 3 — полулунная; 4 — ладьевидная; |*ЙМНИЯ (рис. 23). Инфор- 5крючковидная; 6 — головчатая; WnfflHOCTb ЭТОГО критерия, 7~ трапецевидная; 5-многоуголь- _, г \ ная;9 — кости пястья^О — прокси-

разумеется, относительна, мальные фаланги. и _ средн^е фа. так как корреляция време- ланги; 12 — дистальные фаланги

% 61

7 Т S »

**■

<5 . Таблица 5 Индивидуальная вариабельность в сроках окостенения кисти (Белогорский, 1973)

О\

Очаг окостенения и синостозы

Возраст

мужчины

женщины

средний

пределы

средний

пределы

Головчатая, крючковидная кости

2 мес

20 дн-4 мес

1 мес "

16 дн-3 мес

Дистальный эпифиз луча

7-11 мес

6 мес-1,5 г

6-10 мес

5 мес-1 г

Эпифизы основных фаланг пястных костей

8 мес

8 мес-2,5 г

7 мес-2 г

Эпифизы средних и дистальных фаланг

9 мес-3,5 г

1,5 г

8 мес-3 г

Трехгранная кость

Зг

11 мес-4,5 г

10 мес-4 г

Полулунная кость

1 г-6 лет

Зг

1 г-5 лет

Трапецевидная и ладьевидная кость

5,5 лет

3 г-7 лет

2 г-6 лет

Дистальный эпифиз локтевой кости

7 лет

5-10 лет

5 лет

3,5-8 лет

Шиловидный отросток локтевой кости

9 лет

6-12 лет

7 лёт

5-10 лет

Гороховидная кость

11 лет

9-14 лет

9 лет

6-11 лет

Синостозы в дистальных фалангах

15,5 лет

14-17,5 лет

13,5 лет

11-16 лет

Синостозы в основных фалангах

16 лет

14—18 лет .

14 лет

12-16,5 лет

Синостозы в средних фалангах

16,5 лет

15-18,5 лет

14,5 лет

12-17 лет

Синостозы во II—V пястных костях

17 лет

15-19 лет

15 лет

13-17 лет

Синостоз дистального эпифиза локтевой кости

17,5 лет

16-19,5 лет

16 лет

14-17,5 лет

Синостоз дистального эпифиза луча

18 лет

16-20 лет

16,5 лет

14-18 лет

ным изменениям, если не учитывать механического сти­рания жевательных поверхностей.

Молочные зубы прорезываются у детей с 6 мес. до 2 лет, постоянные зубы — в среднем от 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Следовательно, зубная зрелость может использоваться в качестве показателя био­логического возраста только до 13—14 лет. Безусловно, сроки прорезывания зубов зависят от общего уровня раз­вития организма. Обнаружена связь между сроками про­резывания зубов и физически развитием, половым созре­ванием и оссификацией скелета.

3.2.4. Физиологические и биохимические критерии

В основе онтогенетических изменений лежат возраст­ные преобразования метаболизма и основной системы его регуляции — нейроэндокринной. Возрастное снижение основного обмена прослеживается с года до 18—20 лет (с некоторым повышением в пубертате) и связывается прежде всего с уменьшением относительной массы ак­тивно метаболизирующих тканей (сердце, печень, мозг) и увеличением аппарата скелета и мышц с их более низким метаболизмом в условиях основного обмена.

К числу наиболее распространенных физиологичес­ких критериев биологического возраста относятся показа­тели основного, углеводного и липидного обмена, неко­торые ферменты (связь фосфатазной активности с уров­нем ростовых процессов) и зависящие в основном от воз­раста нейрофизиологические и нейродинамические харак­теристики — уменьшение интенсивности биоэлектричес­кой активности мозга, повышение подвижности нервных процессов, силы двигательных реакций, ускорение выра­ботки условного торможения. Важную информацию о био­логическом возрасте несут многие гормоны, особенно их соотношения — гормональные индексы. Информативность гормональных показателей повышается и за счет тесных связей с другими критериями, в том числе морфологи-

64

ческой зрелости. Так, например, кривые возрастной дина­мики надпочечниковых андрогенов (17-КС) очень сходны с общеростовыми: опережение женщинами мужчин в 11— 13 лет и мужчинами женщин — в 13—14 лет.

При оценке биологического возраста также исполь­зуются возрастные особенности сердечно-сосудистой и ды­хательной систем по показателям ЭКГ, систолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, минимального и ударного объема крови, артериальной ос­циллографии, относительной жизненной емкости легких, частоты дыхания, индекса кровоснабжения и перифери­ческого сопротивления. Кроме того, используются пока­затели крови и мочи: число эритроцитов, гемоглобин, со­держание альбуминов и глобулинов, креатинин, оксипро-лин; показатели опорно-двигательного аппарата: электро­миография, эргография, мышечная сила.

С теоретической и практической точек зрения суще­ственно то, что, по данным ряда исследований, оптималь­ный физиологический статус в периоде развития нередко сочетается со средними его темпами. Это положение со­гласуется с концепцией стабилизирующего отбора, кото­рый создает внутренние регуляторные механизмы, обес­печивающие развитие устойчивой нормы — онтогенети­ческий гомеорезис (Шмальгаузен, 1969).

3.2.5. Психическое развитие

Проблема соотношения темпов психического (эмоци­онального, умственного) и физического развития представ­ляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией разви­тия и изучением особенностей становления психической и социальной зрелости у современного человека.

Поиск критериев созревания субстрата психических процессов основан на изучении возрастной динамики важ­нейших ее структурных и биохимических параметров. Раз­витие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная уже с очень ранних этапов онто-

3

65

. Зак. 486

генеза. Для мозга человека характерны: опережающий рост по сравнению с тотальными размерами тела, гетерохро­ния, четкие возрастные градиенты созревания как всего мозга, так и коры, приуроченность наиболее интенсивно­го развития цитоархитектоники корковых формаций (в том числе гипоталамуса, лимбической коры) ко времени после рождения.

У новорожденных мальчиков и девочек масса мозга составляет в среднем 353 и 347 г соответственно, она при­мерно удваивается к 6 месяцам (600 и 534 г) и утраивается к 3 годам (1076 и 1012 г). «Взрослые» значения массы мозга достигаются уже в 7—8 лет. Признания в качестве крите­риев определенных стадий зрелости и, следовательно, био­логического возраста получили многие показатели: вели­чина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, синаптогенез, активность ацетил-холинэстеразы, содержание ДНК; при старении — Липо­фусцин в перикарионах нейронов, сенильные бляшки в нейропиле, атрофия дендритного древа, исчезновение ден­дритных шипиков, уменьшение размеров и потеря ней­ронов.

Проблема взаимоотношений биологического возрас­та с эмоциональным и умственным развитием достаточ­но сложна и решается пока неоднозначно. Существуют лишь немногие данные о связи созревания ЦНС и эндо­кринного аппарата с возрастными изменениями свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента (энер­гетический уровень, скорость, устойчивость, темп, под­вижность реакций и др.). Обычно при характеристике тем­перамента в первую очередь подразумеваются индивиду­альные особенности эмоционально-волевой сферы, обна­руживающие определенную устойчивость к воздействиям внешней среды. В настоящее время считается установт_ ленным, что темперамент испытывает возрастные изме­нения, определяющиеся анатомическим и физиологичес­ким созреванием нейроэндокринной системы. О перспек­тивности подобных хронологических исследований сви-

детельствуют ассоциации между степенью миелинизации и психоэмоциональным статусом детей. Выделение зави­сящих от времени параметров темперамента является ос­новной задачей в разработке психологических критериев биологического возраста.

Что касается умственногоразвития, то многими ис­следователями определены небольшие, но постоянные раз­личия в связи с биологическим возрастом, по данным ин­теллектуальных тестов. Но полученные результаты не вполне однозначны: например, в ряде наблюдений не вы­явилось (в норме) сколько-нибудь выраженной связи меж­ду биологическим возрастом и так называемой «школь­ной зрелостью», под которой понимается стадия созрева­ния ребенка, необходимая для успешного начала обуче­ния в школе. Возможно, это объясняется отсутствием впол­не корректных и адекватных тестов для определения уров­ня интеллектуального развития. Наиболее распростране­ны стандартные психологические тесты типа «коэффици­ента интеллекта», зависящие от понятий интеллекта, пре­обладающих в той культуре, для которой они разработа­ны. Между тем каждая культура или субкультура (нацио­нальная, социальная, профессиональная и т.д.) создает условия для развития специфических для нее особеннос­тей и личностных черт. Поэтому такие тесты обычно не­пригодны для межгрушювых сопоставлений. В пределах же однородной группы развивающихся индивидов тесты могут помочь установить темп и индивидуальные особен­ности процесса развития определенных психических функ­ций или качеств. Но и в этом случае уровень психическо­го, в первую очередь умственного, развития может быть использован как дополнительный критерий биологичес­кого возраста только при учете конкретных условий жизни и воспитания ребенка, и, разумеется, интеллектуальные тесты никак не могут оценить весь интеллектуальный потенциал человека. В большей мере они отражают все же не природные различия, а наличный уровень знаний и умений (Хрисанфова, 1991).

66

з*

67