Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Категории Аристотеля.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
199.68 Кб
Скачать
  1. Содержание «Категорий». Проблемы категорий и некоторые особенности их понимания в комментаторских трудах

1. Одноимённое и соимённое у Аристотеля и эквивокальное и унивокальное у Боэция

В первой главе «Категорий» определяются понятия одноимённого, соимённого и отымённого. Одноимённые предметы – те, у которых только имя общее, а «соответствующая этому имени речь о сущности», то есть понятия, определения – разные. Соимённые – это те предметы, которые и имена и определения к этим именам могут иметь общее.

Подробно разбирает содержание этих понятий Аристотеля в своём «Комментарии» Боэций, где различает четыре типа отношений между словами. Учитывая, что связь вещи с именем всегда предполагает некоторое определение, система «имя-определение», позволяет говорить о четырёх типах отношений между вещами, которые могут быть связаны этим определением и/или именем.

Первое, что замечает Боэций об эквивокальном, это то, что вещи не могут быть таковыми сами по себе, но приобретают это свойство, если называются одинаково, то есть общим именем. Например, человек живой и человек нарисованный эквивокальны, поскольку оба могут именоваться одним именем «человек», но определения у них будут разные. При помощи свойства эквивокальности Боэций рассматривает не только материальные объекты, но и действия и абстрактные понятия. Например, глагол «понимать», выражая одно и то же действие в предложении, но, занимая разные места в его структуре, оказывается, по Боэцию, имеющим разные смыслы, и распределяется по разным категориям (действия или претерпевания).

Вторым Боэций рассматривает унивокальное. Таковым являются те вещи, которые могут иметь общие и имя и определение (смысл). Например, бык и человек, оба могут быть названы «живое существо» и смысл этого имени будет в обоих случаях одинаковый.

Третий тип – диверсивокальное, обозначает «то, что не связано ни именами, ни определениями, как, например, огонь, камень, цвет, и различается природой субстанции». Четвёртый тип – «то, что называется различными именами, но имеет единое определение и назначение, как, например, меч и клинок, [...] это называется мультивокальным» [6, стр.127]. На этих двух последних типах Боэций останавливается лишь вскользь, объясняя, что в исследовании Аристотеля о категориях от них нет большой пользы.

На счёт соимённого интересны рассуждения Порфирия во второй главе его «Введения», когда перед тем как начать рассмотрение свойств понятия «род», он рассуждает о разных смыслах самого этого слова. «Под родом разумеется, с одной стороны, совокупность тех или иных вещей, известным образом относящихся к чему-нибудь одному и также – друг к другу» [11, стр. 54-55]. Например, человек и бык, которые оба могут быть названы одним родовым понятием «живое существо» и смысл этого понятия одинаковый и для человека и для быка.

2. То, что говорится или не говорится о неком предмете и то, что находится или не находится в неком предмете

В начале второй главы, которая подготавливает к пониманию категории «сущность», Аристотель различает то, что говорится в связи и то, что – без связи. Первое – это высказывающая речь, высказывание (Об истолковании, 17а), второе – отдельные слова, являющиеся именами.

Необходимо знать, что по представлениям Аристотеля истинными являются лишь те высказывания, в которых реальное под-лежащее, то есть, то о чём производится высказывание, совпадает с грамматическим подлежащим – субъектом (Вторая аналитика, 83а), например, «Сократ бел». Напротив, высказывания типа «То белое есть Сократ» логически, а значит и онтологически некорректны.

Аристотель выделяет в отношении субъекта: 1) то, что говорится или не говорится о нём и 2) то, что находится или не находится в нём. После чего рассматривает четыре возможных варианта из прямого произведения этих типов. Отмечается, что «находящееся в подлежащем» – это то, что, не будучи частью, не может существовать отдельно от того, в чём находится [5, стр.54]. Например, белое тело и белизна как нечто, что не может существовать само по себе.

Сказываются же о субъекте имя и смысл, например, о конкретном человеке сказывается имя «человек», смысл которого тоже будет сказываться о нём.

Подробно рассматривает эти четыре разновидности сказываемого и находящегося Боэций. При этом он, к примеру, в отношении того, что «находится в субъекте, но не сказывается о своих собственных субъектах» применяет идею унивокального. Такое возможно, если первой субстанции дать определение по второй субстанции (унивокальная предикация), например, Сократ может быть назван и человеком и животным [6, стр. 138].

Подводя итог своего рассмотрения этого вопроса, Боэций объясняет, что по исключению первых субстанций в силу их свойств, остаются только вторые субстанции и акциденции. И вторые субстанции хотя бы сказываются о первых, поэтому остаются только акциденции, которые находятся в единичных вещах, являющихся для них субъектами.