
4. Чистое экономическое благосостояние
Теоретические разработки и рекомендации Пигу, с которыми он выступал в предвоенный период, мало соответствовали экономическим реалиям западных стран. Положение несколько изменилось в 50 — 60-е гг. Повышение темпов экономического роста, уровня занятости, прогрессивные структурные сдвиги подготовили условия для улучшения жизненных стандартов.
Политика регулирования и стимулирования доходов населения диктовала необходимость более строгого учета уровня и динамики благосостояния. Обобщающие показатели движения общественного продукта не были способны выполнить подобную задачу. Валовой национальный продукт (ВНП) выражал конечные результаты экономической деятельности, ориентированной на рынок, но не характеризовал условия жизни. ВНП мог дать лишь самое общее, далеко не полное, во многом искаженное представление о достигнутом уровне общественного благосостояния. Это объяснялось рядом причин.
В ВНП не входят в качестве составляющих результирующие данные о некоторых видах деятельности. Не учитывается, например, труд домохозяек (он не оплачивается), членов семьи по ремонту собственного жилища, домашних вещей, бытовых приборов, личного транспорта. ВНП не включает показатели деятельности теневой экономики, а они, по самым приблизительным оценкам, составляют от 5 до 15 % всей произведенной продукции9. Затраты по ликвидации экологических последствий, которые носят негативный характер, включаются в агре-
90
гированный показатель рыночной деятельности, в то время как размеры экологических потерь практически не учитываются. Растущая преступность вынуждает тратить все больше средств на охрану и защитные системы, что трактуется как показатель роста благосостояния. Между тем очевидно, что криминализация условий жизни лишь снижает жизненные стандарты.
Между экономическим ростом и выравниванием доходов, показателями объема производства и улучшением жизненных условий населения не существует прямой связи. Размеры общественного производства могут расти, а благосостояние населения при этом падает (к примеру, в условиях войны или интенсивной индустриализации). Может иметь место иная ситуация: объем выпуска ВНП остается неизменным, а благосостояние народа растет (в случае перераспределения доходов, устранения их резкой дифференциации). Валовой общественный продукт не отражает качественные моменты, соотношение устаревшей и современной продукции.
Для более строгой оценки уровня благосостояния необходимы показатели синтезирующего характера, более полно отражающие широкий круг жизненных параметров и стандартов:
обеспеченность жильем, система медицинского обслуживания, взаимоотношения между социальными группами, политическая стабильность и т. д.
Специалисты, занимающиеся данной проблемой, предприняли попытки разработать обобщающие показатели экономического благосостояния. Так, американские экономисты Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз предложили новый параметр, получивший название показателя чистого экономического благосостояния. Он отличается от валового национального продукта. Из него вычитаются затраты, связанные с нарушением экологии. В стоимостной форме включен “выигрыш” от сокращения рабочего и увеличения свободного времени. Дополнительно учтены результаты некоторых видов неоплачиваемой деятельности. По оценке Роберта Фишера, скорректированный показатель отличается от реального ВНП весьма существенно, он превышает его на 50%10.
Попытки обосновать скорректированный показатель чистого экономического благосостояния оказались достаточно непростыми. Весьма нелегко рассчитать величину отрицательных факторов, оценить в деньгах значимость роста досуга, учесть составляющие жизненных условий нерыночного характера.
91