Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры по философии13 / Философия 1.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
520.19 Кб
Скачать

34. Экологическая проблематика в современном мире.

Вторая угроза — надвигающаяся близость экологической катастрофы. Тонкая кожура земного шара, колыбель наша и обитель в опасности. История распорядилась так, что земная природа, наша экологическая ниша приходит в состояние нарастающей нестабильности. Отношение человек-природа по своей значимости начинает перекры­вать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения. Экологическая ориентация сознания должна быть доминантой времени. Надо «передвинуть стрелки» наших устремлений, найти приемлемый баланс между человечес­кими поползновениями и самодостаточностью и достоин­ством «геохоры», той тонкой оболочки планеты Земля, в рамках которой творится история всех и биография каж­дого из нас.

Экология должна стать первой парадигмой политики, главной определяющей экономических усилий, предме­том первостепенного внимания идеологов и теоретиков. Есть индийская пословица, которая гласит: «Когда Вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда Вы поймете, что деньгами питаться нельзя». Мудрое, надо сказать, речение. К нему стоит прислушаться.

В чем же суть экологической угрозы? Суть ее состоит в том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к обвальному разрыву есте­ственных циклов воспроизводства биологических ресур­сов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Все это по­рождает возможность «коллапса» — т. е. резкого и стремительного ухудшения экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населе­ния планеты.

О грядущих деструктивных процессах говорят уже до­статочно давно. Приводилось и приводится немалое ко­личество вещих и зловещих фактов, цифр, оценок. Не го­ворят, а уже кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», безо­становочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 млрд 200 млн человек живут, испытывая ос­трую нехватку питьевой воды. Биологи сумрачно фикси­руют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Станислав Леи указал еще на одно печальное обстоятельство: по его мнению, в XXI в. вымрут практически все дикие животные. Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20—40 раз быстрее, чем они могут естественно восстано­виться.

Угроза реальна и надо открыто видеть ее, не отворачи­ваться, «не прятать голову под подушку». Наше грядущее

прежде всего зависит от того, как будут согласованы «стра­тегия человека» и «стратегия природы». Экологический кризис наших дней — это не временное затруднение, не до­садное препятствие, которое можно легко отодвинуть. Это сотрясение глубинных основ человеческого бытия, эрозия и разрушение экологической ниши нашего существования.

Глобальная экология как совокупность идей и практи­ческих актов по оптимизации отношения человечества и Природы, по обеспечению их так называемого «коэволюционного» (т. е. сопряженного, соответственного) разви­тия должны стать делом политиков и экономистов, всех «сильных мира сего», предметом осмысления, научения и применения. Иначе — безысходность и раболепное ожи­дание экологической разновидности Судного дня. Надо очертить те «пределы развития», при которых можно из­бежать ужаса вселенской катастрофы.

К сожалению, эта идея еще не осознана всерьез поли­тиками, не понята массовым сознанием и не стала четко обозначенной задачей социальной и личной практики. Экологический императив, видимо, еще не сформулирован мыслью теоретиков с той силой убедительности, чтобы он мог стать регулятивом реальной жизнедеятельности.

Когда же нас может постичь ужас такого «коллапса»? Устанавливают различные сроки: от 2—3 десятков лет до столетия. Но сведущие люди, осознавшие жесткость си­туации, согласны, что без принятия повсеместно мер гло­бального масштаба — он неотвратим. Остро стоит и проблема прекращения загрязнения жизненной среды ксенобиотиками (т. е. веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загряз­нение нарастает. В зону опасности попали сферы нашего общечеловеческого достояния: Мировой океан, космичес­кое пространство, Антарктида. Вывод один: надо говорить с Природой на понятном ей языке. Прошло время, когда в нашей стране повсюду лихо провозглашался девиз селек­ционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Теперь его с горьким остроумием перефразируют: «Мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали».

Мощь человека явно глобально обернулась против него самого, в этом основное зерно экологической проблемы. Заметим, что экологический вызов не менее, если не бо­лее опасен и трагичен по последствиям, чем экономичес­кий и политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно помимо радикальных сдвигов в ми­ровой экономике и политике, в сознании лидеров и мил­лионов.