Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
You touch my talalaev.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.72 Mб
Скачать

12. Подтверждение участия в международном договоре

От присоединения нужно отличать акт подтверждения государством своего участия в международном договоре. Такое подтверждение становится необходимым, когда по различным причинам, например в случае правопреемства, другие участники договора могут усомниться в участии государства в данном договоре. Так, в 1955 году Советский Союз заявил о признании ратифицированных Россией Гаагских конвенций и деклараций 1899 и 1907 годов "в той мере, в какой эти конвенции и декларации не противоречат Уставу ООН, и если они не были изменены или заменены последующими международными соглашениями, участником которых является СССР"*(320).

Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции в соответствии с ленинским Декретом о мире Советское государство признало для себя силу или действие ряда гуманитарных конвенций. Так, Постановлением СНК РСФСР от 30 мая 1918 г. были признаны Женевские и другие конвенции Красного Креста*(321). В 1925 году СССР были признаны: конвенции 1904 и 1906 годов об освобождении госпитальных судов от портовых или иных сборов, Гаагская конвенция 1907 года о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1906 года; в 1926 году - Брюссельские конвенции 1910 года относительно столкновения судов и оказания помощи и спасания на море, конвенция 1884 года по охране подводных телеграфных кабелей, конвенция 1911 года об охране котиков и др.*(322)

В 1958 году так же поступила в отношении Гаагских конвенций Германская Демократическая Республика как одно из государств - правопреемников прежней Германии - участника Гаагских конвенций. То обстоятельство, что правительство Нидерландов в качестве депозитария учинило опрос других участников конвенций относительно участия в них ГДР, ни в какой степени не может изменить того факта, что Германская Демократическая Республика является участником Гаагских конвенции 1899 и 1907 годов. В 1976 году это участие было вновь подтверждено ГДР с началом действия присоединения 22 декабря 1958 г.*(323)

Как видно, вопросы, связанные с подтверждением участия в международном договоре, обычно возникают в связи с правопреемством, поэтому они регулируются не Венской конвенцией 1969 года о праве международных договоров, а Венской конвенцией 1978 года о правопреемстве государств в отношении международных договоров.

13. Принятие международного договора

Принятие международного договора - это особая форма, посредством которой государство выражает в международном плане свое согласие на его обязательность для себя.

В таком понимании принятие международного договора нужно отличать от принятия текста договора, которое было рассмотрено выше. Как уже говорилось, принятие текста договора относится именно к тексту. Голосуя за договор, государства принимают его текст, но не выражают еще согласия с вытекающими из него обязательствами. Принятие обязательств по договору происходит на последующих стадиях процесса заключения международного договора, о которых уже говорилось (подписание, ратификация и присоединение) и о которых еще пойдет речь дальше.

Выражение "принятие международного договора" - сравнительно новое в международном праве. Однако новизна здесь скорее терминологическая, чем по существу. Об этом свидетельствует договорная практика государств и тот факт, что одни и те же процессы называются в одних случаях принятием договора, в других - присоединением к нему. Так, в ст. 79 Устава Всемирной организации здравоохранения говорится: "Государства могут присоединиться к настоящему Уставу путем:

I) подписания без оговорок в отношении его утверждения; II) подписания под условием его утверждения с последующим принятием или III) принятия. Принятие осуществляется вручением формального документа Генеральному секретарю ООН".

Похожие постановления о принятии имеются в конвенции ИМО (ст. 57), Уставе ЮНЕСКО (ст. XV). Принятие предусмотрено в Уставе МОТ (ст. 36). Однако другие многосторонние договоры, в том числе и учредительные акты специализированных учреждений ООН, в таких же случаях говорят о присоединении. Так, в ст. 33 конвенции Всемирной метеорологической организации сказано: "Согласно ст. 3 настоящей конвенции, присоединение к конвенции происходит путем передачи на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки материалов присоединения..."

О присоединении говорится также в ст. 16 международной конвенции электросвязи*(324) и др.

Во всех указанных случаях термин "присоединение" означает то же, что и "принятие". Это особенно ясно видно из Устава ВОЗ, где прямо сказано, что государства могут присоединяться к нему путем принятия.

В других случаях принятие может применяться вместо ратификации, когда международный договор по характеру его объекта и целям не нуждается в ратификации. Этой цели служит формулировка "подписание при условии принятия".

Ввиду разнообразия постановлений конституций различных государств в некоторых случаях, для того чтобы не ставить в зависимость от них вступление государств в международные договоры, в последних предусматривается или ратификация, или принятие.

Советский Союз в своей практике применяет институт принятия международных договоров в тех случаях, когда этот вид согласия на обязательность договора предусмотрен в самом этом договоре. Так, в 1957 году Советский Союз принял Устав ЮНЕСКО, в 1965 году - Конвенцию 1965 года по облегчению международного морского судоходства. В письме на имя генерального секретаря ИМО говорилось:

"Имею честь уведомить Вас о том, что Правительство Союза ССР приняло решение о принятии Союзом Советских Социалистических Республик Конвенции по облегчению международного морского судоходства, выработанной и открытой для подписания и принятия на Международной конференции по облегчению пассажирских и грузовых сообщений в Лондоне 9 апреля 1965 года.

Прошу Вас, господин Генеральный секретарь, рассматривать данное письмо как официальный документ о принятии Союзом Советских Социалистических Республик указанной выше Конвенции в соответствии с пунктом 4 "в" ее статьи X".

Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений от 26 мая 1972 г. предусматривало (ст. VIII) для введения его в силу принятие каждой из сторон путем обмена письменными уведомлениями о принятии*(325).

В договорной практике встречается еще выражение "принятие договора к сведению". Например, Женевское соглашение 1973 года о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме и протоколы к нему были торжественно приняты и одобрены всеми участниками конференции в специальном Акте международной конференции по Вьетнаму, в том числе СССР, который, как известно, не был участником этого соглашения и протоколов. Согласно ст. 3 "стороны, подписавшие настоящий Акт, торжественно принимают к сведению обязательства, взятые на себя Сторонами, подписавшими Соглашение и Протоколы, строго уважать и неукоснительно выполнять Соглашение и Протоколы"*(326).

Такое "принятие к сведению", хотя оно само по себе не делает государство участником международного договора, тем не менее придает ему еще больший авторитет и дает дополнительную гарантию соблюдения*(327).

И наконец, некоторые юристы считают, что существует еще понятие окончательного принятия международного договора, охватывающее любую форму выражения согласия государств на обязательность для них договора*(328).

Следует, однако, иметь в виду, что Венская конвенция о праве международных договоров понятия "окончательное принятие договора" не знает.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]