Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
You touch my talalaev.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.72 Mб
Скачать

4. Венская конференция по праву международных договоров

В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН в марте - мае 1968 и апреле - мае 1969 года такая конференция проходила в Вене. В ней приняли участие более 100 государств - членов ООН, наблюдатели от специализированных учреждений, МАГАТЭ и ряда других международных организаций*(120). Как и прежде, в Комиссии международного права ООН, на Венской конференции резко обозначились и столкнулись различные международно-правовые концепции, которые в конечном счете отражали различные внешнеполитические курсы в международных отношениях. Представители империалистических государств прилагали усилия, чтобы изменить проект статей о праве договоров, разработанный Комиссией международного права и положенный в основу обсуждения на конференции, и закрепить в будущей конвенции устаревшие и реакционные нормы, в частности обеспечить незыблемость колониальных и навязанных силой другим странам и народам договоров и узаконить заключение этих договоров в нарушение основных принципов современного международного права в будущем, легализовать дискриминационную практику империализма в отношении участия социалистических государств в общих многосторонних договорах, ограничить суверенное право государств заявлять оговорки к международным договорам, подчинить решение споров о действительности и прекращении международных договоров обязательной юрисдикции Международного Суда ООН или арбитража.

Советский Союз вместе с другими социалистическими странами решительно отстаивал прогрессивные принципы международного права, прежде всего универсальность, запрещение силы в международных договорных отношениях, равноправие. Можно сказать, что под знаком борьбы за эти принципы прошла вся Венская конференция по праву международных договоров. Советский Союз, поддержанный другими социалистическими государствами и рядом развивающихся стран (Гвинеей, Индией, Сирией, Танзанией, Шри-Ланкой и др.), поставил вопрос об универсальности в первый же день конференции в связи с незаконным отстранением от участия в ней некоторых социалистических стран (ГДР, ДРВ, КНДР). Глава советской делегации О.Н. Хлестов решительно протестовал против этого, подчеркнув особый характер конференции по праву договоров, призванной выработать общую многостороннюю конвенцию, которая будет предназначена для регулирования договорных отношений между всеми государствами мира. Очевидно, что в разработке такой конвенции и участия в ней заинтересованы все государства вне зависимости от того, являются они членами ООН или нет, ибо многочисленные договоры заключаются между различными государствами, в том числе членами ООН и не являющимися таковыми*(121).

По инициативе СССР социалистические государства и ряд развивающихся государств Азии и Африки внесли важные поправки к проекту статей, предусматривающие закрепление в конвенции принципа универсальности. В частности, была сформулирована новая статья (5-бис) в следующей редакции: "Все государства обладают правом на участие в общих многосторонних договорах в соответствии с принципом суверенного равенства"*(122). Поправка к ст. 12 проекта, представленная Чехословакией, предусматривала право любого государства присоединяться к многостороннему договору, который затрагивает его законные интересы*(123). Кроме того, ссылки на общие многосторонние договоры содержались в поправках к ст. 8 (принятие текста договора)*(124) и ст. 17 (принятие оговорок и возражения против них)*(125), представленных УССР и Чехословакией.

На второй сессии конференции понятие общего многостороннего договора было уточнено. В новой редакции статья об универсальности, предложенная 23 государствами, в том числе СССР, гласила: "Каждое государство имеет право участвовать в многостороннем договоре, который кодифицирует или прогрессивно развивает нормы общего международного права или объект и цели которого представляют интерес для международного сообщества государств в целом"*(126).

Особое значение СССР придавал включению принципа универсальности в заключительные статьи, а также в преамбулу конвенции. В предложении Советского Союза, Венгрии, Польши, Румынии, Танзании, Замбии по заключительным статьям предусматривалось, что конвенция о праве договоров должна быть открыта для подписания и присоединения к ней всех государств*(127).

Все эти предложения подверглись резким нападкам со стороны западных держав. Последние противопоставили им поправки, содержавшие старые дискриминационные формулы в отношении социалистических государств о том, что конвенция открыта только для членов ООН, ее специализированных учреждений, участников Статута Международного Суда или государств, приглашенных Генеральной Ассамблеей ООН*(128). Большинством голосов империалистических и зависимых от них стран все предложения по принципу универсальности были отклонены. Однако похоронить этот принцип им не удалось. Более того, конференция подтвердила его существование, приняв Венскую декларацию об универсальности, в которой прямо говорится, что "многосторонние договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом, должны быть открыты для всеобщего участия"*(129).

Выступая против прогрессивных принципов международного права, западные державы делали все, чтобы начинить конвенцию отжившими свой век нормами. Они внесли пресловутую статью (62-бис), которая предусматривала обязательную международную юрисдикцию*(130). Основная цель ее заключалась в том, чтобы гарантировать незыблемость неравноправных договоров, навязанных капиталистическими государствами развивающимся странам. При помощи различных маневров - от процедурных уловок до прямого давления и запугивания малых стран крахом конференции - западным державам удалось добиться включения в конвенцию особой статьи (66), в которой предусматривается обязательная юрисдикция Международного Суда ООН по спорам о недействительности договоров, противоречащих императивным нормам международного права, а по всем остальным спорам о недействительности, прекращении или приостановлении договоров - обязательная примирительная процедура, указанная в приложении к конвенции. Решения примирительной комиссии, однако, не обязательны для сторон в споре.

Много внимания Венская конференция уделила оговоркам. На второй сессии конференции советская делегация распространила меморандум об оговорках к многосторонним договорам, в котором предлагалось изменить соответствующие статьи проекта конвенции таким образом, чтобы они исходили из презумпции действия договора между государством, сделавшим оговорку, и государством, возражающим против нее*(131). После ожесточенных дебатов советская поправка была принята конференцией, что означало важный шаг в прогрессивном развитии института оговорок и всего права международных договоров.

Главные усилия западных государств на Венской конференции были направлены против ч. V проекта о недействительности, прекращении и приостановлении договоров, то есть той части, которая вносит наиболее существенные новеллы в прогрессивное развитие права международных договоров. Империалистические державы выступили сплоченным фронтом против основных положений ч. V, предусматривавших недействительность договоров, заключенных под влиянием насилия, обмана, подкупа и противоречащих императивным нормам международного права, а также против деления действительности на абсолютную и относительную, против принципа неделимости договорных положений в случае абсолютной недействительности и др. По всем этим вопросам на конференции развернулась упорная борьба, в которой Советский Союз и другие социалистические государства своей последовательной антиколониальной и прогрессивной позицией привлекли к себе подавляющее большинство развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки и сумели сорвать попытки империалистического блока узаконить агрессивные, колониальные или навязанные силой договоры. Основные положения проекта Комиссии международного права были сохранены и в некоторых случаях улучшены. Конференция приняла Декларацию о запрещении применения военного, политического или экономического принуждения при заключении договоров, которая, как и Декларация об универсальности, вошла в Заключительный акт конференции. Таковы некоторые итоги Венской конференции. Принятая на ней Конвенция о праве международных договоров, несмотря на ряд недостатков, о которых говорилось выше, в большинстве своих положений отражает действующее международное право, в прогрессивное развитие которого существенный вклад внес СССР*(132).

После Венской конференции 1968-1969 годов работа по кодификации права международных договоров в незавершенных еще областях продолжилась.

Ценный вклад в прогрессивное развитие международного права, в том числе в договорное право, внесла Венская дипломатическая конференция ООН 1977-1978 годов, завершившаяся принятием Международной конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров*(133).

26 марта 1986 года на Венской конференции ООН о праве договоров с участием международных организаций была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (см. книгу третью настоящего издания).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]