Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sotsiologia_semi.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Глава 11. Репродуктивное поведение семьи

репродуктивное поведение семьи и личности характеризуется ложной структурой и с полным правом может быть названо «сис­темой систем». Основными структурными элементами являются: репродуктивные нормы и ценности; потребность в детях, репродук­тивные установки и мотивы; многообразные семейные ситуации и условия жизни, способствующие либо препятствующие реализации потребности в детях; процесс избирательного оценивания условий реализации потребностей в детях; результаты репродуктивного по­ведения, среди которых важнейшим результатом является итоговое число детей в семье. Названные элементы обладают множеством связей друг с другом, изменения одного из элементов вызывают пре­образования в остальных компонентах. Неизменной остается струк­тура взаимодействия элементов, причем подобная инвариантность наиболее полно выражается в основной диспозиции репродуктивно­го поведения (потребность в детях — ситуации ее удовлетворения — результаты поведения, образующиеся в ходе оценки возникающих ситуаций)1.

§ 1. Социальные нормы детности

Социальные нормы детности наряду с общекультурными цен­ностями и нормами являются важнейшими средствами социальной Рзгуляции поведения индивидов. Различают нормативное и ненор-мативное (информационное) регулирование индивидуального по-ведения. Социальное регулирование с помощью репродуктивных РМ осуществляется всегда спонтанно. Нормативное регулирова-ние репродуктивного поведения играет решающую роль даже сегод- ня в эпоху массовой манипуляции общественным сознанием через средства массовой коммуникации и пропаганды. Во-первых, пото-му, что человек всегда осуществляет нормативное поведение, созна- ется это или нет. Во-вторых, в области рождения детей социальные нормы обладают чрезвычайной устойчивостью в целом ряде поко-

11 репродуктивное поведение семьи 361

Схема 11.1

Схема инерционного отставания норм от условий жизни

кантонов А.И. Теоретические и методологические проблемы социологического исследования рождаемости. М., 1982))

Примечание. Жизнедеятельность семьи опережает нормы, порожден­ные предшествующими условиями жизни и закрепленными в них. Нормы детности в известном смысле как бы «застывают» и сохраняются долго пос­ле исчезновения вызвавших их условий. В момент 1-п условия жизни регулируются как новыми, так и предыдущими нормами.

В социальной регуляции репродуктивного поведения большое значение имеют групповые нормы, которые передают и корректи­руют социальные влияния через процесс усвоения норм членами групп. В повседневном поведении личность соотносит «знания» о жизни, как правило, с фактами не общего социального бытия, а с конкретными условиями жизнедеятельности группы. Высокая степень усвоения репродуктивных норм характерна и для совре­менности, и для прошлых эпох. Разница состоит в том, что норма прошлого — прежде всего образец поведения, в котором цели и способы действия слиты воедино.

Это предполагает широкую сеть многообразных норм-образцов,

Уступающих как единственно правильный и возможный способ

поведения. В прошлом тем не менее индивид не был поглощен

группой, подавлен обычаями, поскольку стандартизированные спо-

собы поведения характерны и для современного поведения, особенно малодетного.

Отличие в другом — сегодня норма скорее принцип, чем обра- зец и регулирует «что» надо делать, а не «как» именно. Поэтому

360 РАЗДЕЛ III. ФАМИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИCTPyvT

лений, и это их свойство связано со способностью превращу обычаи и традиции (особые разновидности социальных норм1)

Репродуктивные нормы можно определить как детерминирован- ные социальной системой принципы и образцы подобающего поведения относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принад- лежать индивид. Нормы в качестве средств ориентации усваиваю личностью и образуют основу внутреннего контроля. Превращаясь во внутреннюю потребность личности, нормы определяют своим об- щественно-экономическим содержанием содержание потребностей в детях.

Социальные нормы рождаемости можно подразделить на две группы: на нормы детности (малодетности, среднедетности и мно­годетности) и нормы, регулирующие наступление беременности и деторождение. Ведущими в регуляции поведения являются нормы детности, которые не только определяют главный результат, но и направляют действие всех остальных норм. Для норм детности в особенности характерно то свойство норм, которое связано с их инерционностью. Поэтому мы будем говорить о «лаговом эффекте» норм детности, о длительном сохранении норм детности после изме­нения вызвавших их к жизни условий и обстоятельств (схема 11.1). Многодетность в развивающихся странах является хорошим примером подобного «лага» норм, но точно также и нормы мало­детности, однажды возникнув, приобретают инерцию и способность к сохранению в последующих поколениях.

Действительные семейные отношения являются более гибкими, они непосредственно реагируют на окружающие условия; изменчи­вость числа детей в семье связана с активностью семьи в изменении тенденций репродуктивного поведения. Восприняв бытующие нор­мы, супруги в их пределах проявляют вариабельность семейного поведения, что иногда дает основание считать, будто отдельные се­мьи способны перешагивать рубеж, жестко очерченный функцио­нирующими нормами. Однако не в «росте рационализма» следует искать причины отклонения от общепринятых норм, а в согласова- нии индивидуальных установок супругов внутри семьи и систем родственных отношений.

Жизнедеятельность семьи противоречиво связана с систем норм семейного поведения. По сохраняющимся нормам многодет- ности можно судить о вызвавших эти нормы формах семейного раза жизни, о круге функций семьи и условиях жизни, породивших эти нормы.

362 РАЗДЕЛ III. ФАМИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И i

н ельзя согласиться с тем, будто человек прошлого подобен несамо- стоятельной частице муравейника и будто «рост рационализации» отменяет нормативное поведение2. Терминология «сознательного ограничения» неадекватна для отображения репродуктивного поведения.

Функционирование норм не осязается, поступать в соответствии с ними — значит жить как всегда жили, быть как все. Причем нега- тивные санкции могут осознаваться скорее, чем позитивные, по- скольку связаны с конфликтными ситуациями. Но даже они остаются вне поля зрения в области репродуктивного поведения, наиболее подверженной, по мнению С.С. Рапопорта, действию социокультурных запретов, где ярко выражено символическое значение нормативных систем3. Расшифровка символического значения детства и детей в эпоху кризиса семьи представляет собой важную и малоисследованную проблему.

Репродуктивные нормы как внешние регуляторы репродуктив­ного поведения индивидов ориентируют поведение, будучи усвоен­ными, вошедшими в систему ценностных ориентации. Они образуют фундамент внутреннего регулирования, определения репродуктивных ситуаций и, в конечном счете, являются детерминантами итогово­го числа детей в семье, детности, на общенациональном уровне. Социологически точный ответ на вопрос о причинах уменьшения детности и рождаемости заключается в апелляции к снижению репродуктивных норм детности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]