Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
4.68 Mб
Скачать

4. Германия во второй трети XVI — начале XVII в.

273

политика рекатолизации католических князей, поддерживаемая императором, папой и испанским королем, а также насильственное утверждение протестантизма явились, в конечном итоге, одними из главных причин Тридцатилетней войны.

Империя и князья после Аутсбургского мира

В условиях конфессионального раскола главной задачей императорской власти было обеспечение прочного «земского мира», что было невозможно без эффективного функционирования им- перских и сословных институтов. Однако Фердинанду 1 Габсбургу (1503-1564), ставшему императором в 1556 г., удалось законсервиро- вать положение в империи на условиях Аугсбургского мира 1555 г. Стабилизирующую роль сыграли, в первую очередь, имперские структуры, в рамках которых обсуждались все актуальные, в том числе и религиозные вопросы. На рейхстаге в Регенсбурге в 1557 г. лютеранские князья попытались добиться отмены принятой в Аугс- бурге «духовной оговорки»1. Фердинанд, блокируясь с католической партией, не позволил внести изменения в принятые статьи религиоз- ного мира, и дело ограничилось лишь протестами лютеранских ли- деров. В дальнейшем Фердинанд неоднократно использовал тактику постоянных консультаций с лидерами протестантских и католиче- ских групп, что позволило поддерживать стабильность в империи. Имперские сословия при этом регулярно вотировали средства на борьбу с турками.

Его сын Максимилиан U (1527-1576), избранный императором в 1564 г., в целом продолжил политику отца. Достижение компро- миссов с протестантами ему давалось даже легче, вследствие личных симпатий императора к лютеранству. В своих политических решени- ях Максимилиан опирался на мнение рейхстага как высшего сослои- ного форума. Ему также удалось повысить авторитет имперского ка- мерального суда, ставшего после 1555 г. главным судебным органом по конфликтам на религиозной почве. Однако реальные возможно- сти императорской власти были по-прежнему сильно ограничены.

В соответствии с «духовной оговоркой» Аугсбургского религиозного мира за католической церковью оставались те владения, церковные главы которых решили перейти в лютеранство. На место переходившего в лю- теранство служителя католической церкви монастырский или соборный капитул избирал нового прелата, что означало сохранение всей общины в лоне католицизма.

18 Том I. С лревнейшнх времен

274

Глава IV. Германия в XVI — первой половине XVII в.

Так, Максимилиан II на Шпейерском рейхстаге в 1570 г. получил отказ на предложение о реорганизации военно-административных структур империи. Император, полагавший, что практика вербовки наемников в Германии и их военная служба за рубежом истощает военные ресурсы империи, хотел организовать общеимперские кон- тингенты, комплектовавшиеся на основе территориально-окружной системы под эгидой местных имперских чинов. Однако члены рейхс- тага посчитали, что реформа потребует слишком больших финансо- вых расходов.

В вопросах религиозной политики Максимилиану удавалось весьма эффективно сдерживать требование лютеранских князей о полной свободе религиозного вероисповедания. Император удачно манипулировал фактором кальвинизма, так как введение кальвини- стского вероисповедания в Пфальце в 1563 г. пугало лютеранских богословов новым расколом. Одновременно с этим Максимилиан пошел на компромисс с протестантами в своих наследственных зем- лях, разрешив отправление евангелического культа дворянам в Верх- ней и Нижней Австрии.

Ведущим имперским учреждением оставался рейхстаг. Совме- стно с императором рейхстаг сыграл важную роль в стабилизации отношений в рамках империи. Для второй половины XVI в. были характерны частые созывы рейхстага, эффективность работы кото- рого, в первую очередь, заключалась в нахождении компромиссов по рассматриваемым вопросам. Так было, во всяком случае, до конца XVI в., пока религиозное противоборство князей в правление императора Рудольфа H не парализовало работу имперских учреж- дений.

Во второй половине XVI в. произошли существенные изменения в раскладе сил в рейхстаге. В результате Реформации резко усили- лись позиции княжеских фракций: коллегии курфюрстов, княже- ской и графской курий. К концу XVI в. оформилась и отдельная фракция имперского рыцарства. В этой ситуации мнение городов все реже учитывалось при решении ключевых проблем. Во-пер- вых, статьи Аугсбургского мира давали свободу действий князьям и имперским рыцарям, поскольку в имперских городах зачастую закреплялся паритет между конфессиями. Во-вторых, представители городов в отличие от князей, порой самостоятельно определявших вероисповедание своих подданных, вынуждены были оглядываться на мнение всех конфессиональных партий. В-третьих, происходило усиление олигархического начала в рейхстаге, так как императору,

А. Германия во второй трети XVI начале XVII в.

275

стремившемуся найти компромисс между католиками и протестан- тами, в первую очередь приходилось добиваться согласия ведущих князей империи (курфюрста Саксонии, курфюрста Пфальца, герцога Баварии).

Параллельно с рейхстагом на основе статей Аугсбургского мира был создан еще один орган сословного представительства съезд имперских депутатов. Он предполагался как более мобильный и эф- фективный орган контроля за соблюдением мира в империи. На заседаниях съезда, как правило, велись предварительные переговоры по вопросам, которые затем обсуждались на рейхстаге. В частности, рассматривались проекты имперской монетной реформы, импер- ского уложения о поддержании порядка, реформы и визитации камерального суда и др. В состав съезда входило 16-20 членов, пред- ставлявших все имперские округа, но реально большинство голосов было за имперскими князьями, что «превращало съезды в настоящие ассамблеи княжеской олигархии» и вело к дальнейшему укреплению прерогатив княжеской власти.

Третьим по важности общеимперским органом являлся импер- ский камеральный суд, заседавший в Шпейере. Согласно положе- ниям Аугсбургского мира, он превращался в главную судебную ин- станцию империи при спорах и исках представителей католической и лютеранской конфессий. Суд основывал свою деятельность на юридическом подходе, что позволяло достигать решений на сугубо правовой основе в тех случаях, когда истец и ответчик принадле- жали к разным вероисповеданиям. Организация судопроизводства и процедура принятия решений основывалась на принципах равен- ства (сенат камерального суда состоял наполовину из католиков, наполовину из лютеран). Авторитет суда был довольно высок. Так, за период его работы с 1559 по 1589 г. было опротестовано только семь приговоров.

Продолжали функционировать и другие имперские институты (визитационная комиссия, имперские округа и имперские окруж- ные съезды, имперские надворные и тайные советы). В целом же до конца XVI в. структуры империи были устойчивы и осуществляли свою деятельность на условиях конфессионального и политического согласия. Однако при этом нельзя переоценивать степень централи- зации империи. Ее стабильность была результатом не только эффек- тивной деятельности имперских учреждений, но и активно осуще- ствляемой князьями, при попустительстве императора, политики по укреплению собственной власти. К тому же усиление централизации

18*

276