Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
4.68 Mб
Скачать

Глава II

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВАЯ ГЕРМАНИЯ (V-XI вв.)

Низложение последнего западноримского императора в 476 г. и перенос императорской власти в Константинополь факти- чески сделало всех германцев в Галлии, Реции, Норике свободными от федератского статуса. Константинополь с трудом выдерживал присутствие остготов на Балканах, не имея возможности влиять на ситуацию в Галлии. В 488 г. остготы во главе с конунгом Теодорихом Амалом по договору с императором Зеноном отправились завоевы- вать Италию, что им окончательно удалось сделать в 493 г. Остго- ты восточногерманский союз племен как и вестготы Алариха, не связали свою судьбу с Германией, основав в Италии недолговеч- ное варварское королевство, уничтоженное к 552 г. византийцами.

Эти события в учебной литературе традиционно считаются окон- чанием античной и началом средневековой истории в странах Запад- ной и Южной Европы. Однако среди медиевистов вопрос о начале Средневековья в Центральной и Северной Европе является остроди- скуссионным. Давние споры германистов и романистов, переросшие в концепции континуитета (А. Допш и др.) и дисконтинуитета (мар- ксистская историография), сменились на теории «смены эпох», пере- ходного периода от античной социальной системы к феодальной.

Понимание Средневековья настолько многогранно, что приводит современных медиевистов к следующим тезисам: вряд ли можно од- нозначно ответить на вопрос, что можно считать «типично средневе- ковым» (Ю. Ханниг); при интерпретации Средневековья в хроноло- гической плоскости как временного пространства с определенными (чаще всего, условными) историческими датами возникает вопрос: «Является ли Средневековым то, что (постепенно) началось около 500 г.» (Х.-В. Гетц). Давно подмечен факт неравномерности разви- тия отдельных регионов Западной Европы после падения Западной Римской империи. Концепции синтеза в период генезиса феодализма (советская историография) и «текучих границ эпох» предлагают для

Глава II. Раннесредневековая Германия (V-XI вв.)

57

каждого региона Европы различную хронологию начала Средневе- ковья. Понятия эпох и их границ являются продуктами современ- ных конструкций и интерпретаций, что далеко не всегда совпадает с хронологическим мироощущением людей Средневековья. Если гуманисты, например, стремились дистанцироваться от средневеко- вой эпохи, то основатели германских королевств вряд ли противо- поставляли себя римской античности. Наоборот, Римская империя на протяжении всего Средневековья оставалась идеалом, а попытки ее воссоздания предпринимались неоднократно. Поэтому события 476 г. (падение Западной Римской империи) далеко не всеми совре- менниками осознавалось как начало чего-то нового.

Принятая в отечественной медиевистике общая периодизация раннего Средневековья (476 г. середина XI в.) ориентирована на историю Франции, признанной в качестве классической страны средневекового мира. В основе лежит критерий перехода от поздне- античной и варварской социальных систем к развитому феодализ- му. Соответственно вычленяются переходная эпоха от античности к феодализму (476 г. середина VIII в.) и период раннего феода- лизма (середина VIII середина XI в.). Эта схема получила распро- странение и в современной западноевропейской историографии. По мнению французского медиевиста Ж. Дюби, к 1050 г. феодализм как система, во Франции сложился окончательно.

Для истории Германии «французская» периодизация явно не под- ходит. Античная цивилизация территориально практически не рас- пространялась на зарейнскую Германию, генезис феодализма протекал там по другой модели, для которой синтез романских и варварских эле- ментов если и был характерен, то в минимальной степени. Фактически главным критерием для включения истории Германии в общепринятую периодизацию раннего Средневековья с ее условным началом (конец V в.) может служить лишь начавшееся с 497 г. политическое господство Меровингов над землями от Рейна до верховьев Везера. Франки в Гал- лии сами вступили в процесс «синтезной» феодализации, перенося в зарейнскую Германию еще «сырые», главным образом политические и религиозные институты новой цивилизации.

При слабых Меровингских королях многое в жизни зарейнских германцев возвращалось фактически на исходные позиции. В Север- ной Германии франкские, уже «синтезированные» институты были навязаны Каролингами обществам саксонских вождеств силой и силой же поддерживались. Следовательно, начало раннего Средневековья в Южной и Северной Германии по своему цивилизационному содержа-

58

Глава II. Ранне^едневековая Германия (V-XI вв.)

нию не совпадало. Замедленные темпы феодализации Германии, даже после завоевания Саксонии вплоть до нижней Эльбы Карлом Великим к 804 г., не повлекли за собой решительного аграрно-социального пе- реворота, синхронного с французским. Поэтому основные «внутрен- ние» вехи развития раннесредневековой Германии по преимуществу связаны с историей ее государственности: образование де-юре незави- симого восточно-франкского каролингского королевства вследствие Верденского раздела империи Карла Великого в 843 г. и 919 г. — начало правления Саксонской династии. Завершение раннего Средневековья в Германии трудно увязать с какой-либо определенной датой. Очевид- но, это был процесс перехода к новому типу государственности, уско- ренно протекавший в период «борьбы за инвеституру», формально завершившийся Вормским конкордатом в 1122 г.

В социальном отношении история раннесредневековой Герма- нии — это время постепенного перехода «дофеодальных» обществ (А. И. Неусыхин, М. Я. Сюзюмов) к обществам с утвердившимися феодальными структурами. Генезис феодализма в Германии имел свои яркие особенности. Исследователи в первую очередь отмечают неравномерность процесса феодализации в различных регионах. В прирейнской Германии, где процессы романо-германского синтеза начались еще в позднеантичный период, а условия для возникновения феодальной социальной системы сложились уже в VII—VIII вв., фео- дализация проходила довольно интенсивно и завершилась синхронно с аналогичным процессом во Франции. В то же время в северо-восточ- ных германских землях формирование феодальных отношений про- исходило медленно и к тому же зачастую имело обратимый характер. Так, в Саксонии феодализация стимулировалась сильной королевской властью Каролингов, а позже — Оттонов. Но ослабление верховной власти и сохранение племенной обособленности вело к циклическим процессам возрождения дофеодальных институтов. В целом политика королевской власти наряду с развитием церковных структур была од- ним из главных факторов генезиса феодализма в Германии.

1. Германские земли в меровингский период

Этнополитические процессы в V-VII вв.

История раннесредневековой Германии неразрывно свя- зана с историей Меровингского королевства не только потому, что

1. Германские земли в меровингский период

59

в его состав веками входили значительные германские земли. Меро- вингская эпоха это процесс трансформации римского мира и его наследия, симбиоза позднеантичных и варварских элементов, ре- зультаты которого переносились и на территорию Германии; эпоха, удачно названная П. Гири «до Франции и Германии». Возникновение и территориальный рост Меровингского королевства первоначально связаны с Галлией и определенное время не оказывали влияния на бурные этнические процессы у «несалических» германских племен.

Длительные процессы миграций и своего рода «выселения» круп- ных германских этнических анклавов с территорий зарейнской Гер- мании создало определенный вакуум, который заполнялся новыми пришельцами, в том числе со старыми этнонимами. Сообщения источников, ввиду того что новый франкский этногенез террито- риально связывался с Галлией, после 476 г. все меньше касаются праворейнских земель, которые быстро превращаются в периферию теперь уже меровингского мира. Даже в VIII в. в источниках встреча- ются этнонимы раннеимператорского времени: хамавы, ангриварии, бруктеры, хатты. Ввиду практического неиспользования германской письменности (имеется в виду готский алфавит Ульфилы) нарра- тивной и правовой традицией, мы вновь сталкиваемся с описанием реалий варварского мира позднеантичной терминологией. По ее данным очевидно, что после Хлодвига меровингские короли уделя- ли пристальное внимание своим старым конкурентам, стараясь не дать возможности самостоятельного политического развития преж- де всего аламаннам, баварам, тюрингам, саксам. Падение империи и свертывание прежних, античных форм жизни разрушали некогда созданные системы связи и обмена. Если археологически еще в III- IV вв. прослеживаются погребения германцев, возвращавшихся с римской службы на родину (например, Хасслебен-Лейна-группа), то для V-VI вв. все труднее установить статусную и этническую при- надлежность таких вернувшихся германцев, число которых сильно уменьшилось.

Для этого времени характерны несколько ярко выраженных этно- миграционых процессов. Первый переселение части саксов, анг- лов, фризов, ютов на Британские острова по призыву романо-брит- тов для борьбы против пиктов и скоттов. Пришельцы должны были стать лишь федератами, однако остались в качестве завоевателей и основали там свои региональные варварские королевства, уже не вернувшись в Германию, Церковный историк VIII в., Беда Достопоч- тенный, пишет, что бриты называли своих «защитников» Garmani.

60