Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФЛ Тема 5.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
108.54 Кб
Скачать

3.3. Мартин Лютер и реформация

Движение за обновление веры - реформация - уже в первой трети XV! в. обрело поистине народный размах и началось с проповедей Мар­тина Лютера (1483-1546), теоретика протестантской реформы и автора учения о спасении человека через личную веру и только веру.

Реформация продолжает традиции раннего Возрождения: обра­щение к личности, свобода совести, идея обновления церкви путем воз­вращения к истокам (в данном случае, евангельским), отрицание СХОЛастики и догматики - в этих чертах просматривается преемственность. Вместе с тем для реформации характерен отказ от ряда гуманистиче­ских ценностей, подчеркивание несовершенства человека, его несораз­мерности божественному трансцендентному началу. Более насторожен­но, чем Возрождение, протестантизм относится к разуму.

Пока разум занимается изучением природы, он действует сооб­разно божьему соизволению. Но когда разум путем изучения причинных связей пытается подняться до первой причины, он, по словам Лютера, превращается в "потаскуху дьявола". Лютер отказывается от так называ­емой естественной теологии как рационального постижения Бога, воз­можность которой обосновывал Аквинский. Бог, в отличие от природы, доступен не знанию, а пониманию. Бог скрыт для тех, кто познает и ис­следует, но открыт тем, кто внемлет.'Для его постижения не требуется ни дедукции, ни индукции, ни экстатического состояния души - нужно лишь вслушаться в смысл священного текста. А вслушивание возможно лишь благодаря вере, которая является для протестантизма настроенностью, установкой.

За столь резкое противопоставление веры и разума советский ис­следователь Эрик Соловьев назвал учение Лютера о познании "эписте­мологией границ". Лютер здесь следует Оккаму и Августину. Согласно последнему, главный человеческий грех состоит в недооценке воли. Ра­зум, будучи способностью человека как конечного существа, неизбежно сводит образ Творца к своему ограниченному горизонту. Но то, что недо­ступно разуму, может быть достижимо для воли и веры. И надо при­знать, что в известном смысле Августин и Лютер не так уж и заблуждают­ся. Хотя Гегель прав: воля без ума превращается в упрямство, все-таки волю нельзя без остатка свести к разуму и рациональности. Ведь муже­ство и благоразумие различаются вовсе не количественно.

Особую роль в учении Лютера играют три положения: признание исключительного статуса Писания, принцип спасения через веру и идея всеобщности священства.

Первый принцип гласит, что непосредственно к Богу восходит толь­ко Священное писание; оно содержит все, что можно знать о Боге. Про­чие сочинения церковных авторитетов следует считать человеческими произведениями со всеми вытекающими отсюда возможностями оши­бок и погрешностей. Лютер полагает, что текст Евангелия должен быть открыт для каждого и ни одна интерпретация не может признаваться еретической, пока она не расходится с очевидными доводами разума Отсюда реформаторы выдвигают программу всеобщего начального об­разования. Под непосредственным руководством и при участии Лютера на немецкий язык переводится Библия.

Второй принцип "благочестивой философии" направлен против так называемых "благих дел". Фактически же речь шла о пожертвованиях со стороны богатых прихожан и индульгенциях, то есть прощении будущих грехов. Это была насквозь порочная практика. Однако она приносила хорошие доходы церкви, и мало кто из богословов осмеливался высту пать против нее публично. По Лютеру, подобные "добрые дела" эгоистич­ны, они подчинены вожделению и корыстному расчету. Подлинно хрис­тианская жизнь требует одного - жить по слову божьему. Поясняя, что есть "слово божье" (пояснение тем более важно, что господь оставил множество слов), Лютер ссылается на послание Павла римлянам: "Пра­ведник верою жив будет!" В вере христианин находит все, что нужно для оправдания.

Позднее Маркс саркастически заметит, что Лютер "разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры". Но для более взвешенной оценки следует учесть оборотную сторону выводов Лютера. Ведь если спаси­тельна только вера, то характер деятельности утрачивает признак бого­избранности. Мирские занятия по своему достоинству уравниваются с церковной активностью. Из равенства видов деятельности следовало равенство сословий — поздний Лютер все настойчивее сближает призва­ние с честным исполнением своих обязанностей в профессиональной сфере. Он резко подчеркивает равенство всех сословий перед Богом Здесь у него намечается переход к третьему принципу.

Доктрина всеобщности священства означала, что между верующим и Богом не требуется посредника. Каждый одиноко бредет навстречу судьбе, и никто не в силах помочь ему пройти эту дорогу жизни: ни пропо­ведник, ибо лишь избранные способны понять слово божье; ни таин­ства, которые есть лишь субъективное прибежище веры; ни церковь, так как думать, что сна постигла величие Бога, значит, мыслить совершенно немыслимое.

Действительно, к этому времени католическая церковь не только превратилась в крупнейшего собственника, но и основательно втяну­ лась в политические игры, претендуя на самостоятельную государствен­ ную власть. В результате она перестала отвечать новым общественным запросам. Прихожан возмущало, что образ жизни отцов церкви все боль­ ше расходился со словами Нагорной проповеди. Лицемерие и цинизм "отцов" великолепно показаны в гуманистической литературе того пери­ ода. Вспомним хотя бы истории Боккаччо или нарисованный Рабле об­ раз брата Жана. Вначале Лютер даже утверждал, что любой христианин может проповедовать Слово. Однако свобода интерпретаций открыла дорогу такому повороту событий, которого он никак не ожидал. В огне крестьянской войны недовольство церковью переросло в проповедь уравнительного коммунизма, и Лютер постепенно становится новым догматиком, "антипапой", претендующим на непогрешимость.

В противовес Эразму Лютер решительно отвергает свободу воли.|

Перед Богом у человека нет ни воли, ни достоинства. Даже первород­ный грех свершился по воле и определению божьему. Одним Бог пред­писал вечную жизнь, другим - вечное проклятие. И хотя о промысле божьем знать нельзя, есть знак предопределения. Жизненный успех -вот осязаемый знак избранности. Так потусторонняя предопределен­ность оборачивалась посюсторонней (правда, негативной) свободой, и дух предпринимательства получал свое обоснование.Лютер и естественное право

В трактате "О светской власти" Лютер развивает аргументы в пользу решающей роли государства. В обществе, по его мнению, суще­ствуют бее системы права - божественное и естественное, а также два порядка - духовный и светский. Духовный порядок устанавливается внутри религиозной общины и регулируется Писанием, которое, соб­ственно, и подразумевается под божественным правом. Однако приме­нительно к светскому порядку полномочия Писания, по мысли Лютера, ограничены. Писание дает санкцию светской власти, но содержатель­ная сторона действий власти определяется не божественным, а есте­ственным правом. Государь - должностное лицо, он обязан заботиться о защите и выгоде подданных. С этой точки зрения Лютер считает, что лучше благоразумный, но неблагочестивый правитель, чем благо­честивый, но неблагоразумный.

Требования, о которых пишет реформатор, традиционно фигури­ровали в патерналистской морали - они хорошо известны средневеко­вому сознанию. Единственным правом, о котором Лютер пишет в духе Нового времени, является свобода совести Но у Лютера она пред­ставлена как раз в виде "божественного права" Подлинное новатор­ство Лютера состояло в другом. До него оценка государственных ин­ститутов давалась на основе критериев Писания. Подобно Макиавелли Лютер начал эпоху, когда требования к власти будут предъявляться языком экономической целесообразности (см.: Соловьев Э.И. Про­шлое толкует нас. М., 1991. С.106-110).

П ротестантизм сделал очень важный шаг по пути свободы - вы­двинул требование верить по совести и попытался утвердить право на образ жизни в соответствии с избранной верой. И самое главное; если идеи Ренессанса затронули лишь высшие городские слои, интеллекту­альную и художественную элиту, то призыв изменить церковь сумел мо­билизовать самые широкие массы, подготовить их к восприятию ценно­стей нового буржуазного порядка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Какие социально-экономические изменения произошли в За­ падной Европе в XIV-XVI веках?

  2. Как изменилось отношение ко времени в эпоху Возрождения по сравнению со средними веками?

  3. Чем авторитет отличается от идеала?

  4. Какие отличительные черты Ренессанса можно перечислить? Является ли гуманизм чертой эпохи Возрождения?

  5. Совпадают ли античное и ренессансное понимание философии''

  6. В чем специфика ренессансного отношения к телу?

  7. В чем состоит различие фатума и фортуны?

  1. Чем различается отношение к деятельности у греков, в средние века и эпоху Возрождения?

  2. Охарактеризуйте основные положения политического учения Макиавелли.

  1. Почему Эразм Роттердамский полагает, что "глупость" сильнее мудрости? Прав ли Эразм?

  2. В чем заключаются различия позиций Эразма и Лютера по проблеме свободы воли?

СЛОВА, ЗНАЧЕНИЕ КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ

Антропоцентризм (греч. anthropos - человек и лат. centrum -центр) - воззрение, согласно которому человек является центром Все­ленной и целью всего происходящего.

Гуманизм (лат humanitas - человечность) - рефлектированный антропоцентризм; в эпоху Возрождения идейное движение, противо­стоящее схоластике и духовной власти церкви и проповедующее идеал всестороннего образования человека на основе изучения античных ис­точников.

Макиавеллизм - политика, основанная на культе силы и пренеб­режении моральными нормами; коварство, вероломство.

Протей (греч. proteus) - в греческой мифологии морское божество, которому приписывались дар прорицания и способность произвольно менять свой вид.

Секуляризация (позднелат saecularis - светский) - передача цер­ковного имущества в светское владение; вытеснение церкви и религии из всех сфер общественной и индивидуальной жизни.

Судьба (лат. fatum - судьба, рок) - предопределенность событий и поступков; совокупность факторов, влияющих на человеческую жизнь. Может мыслиться в виде природы и ее закономерностей либо в виде божества или божественного провидения. Иногда милостива, но чаще бывает враждебной.

ЛИТЕРАТУРА

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.2. Философия XV-XIX веков. М., 1996.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли М 1962. Т. I.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.,1982.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. XV век М., 1985.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 2.

4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]