Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vopros_1.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
19.04.2019
Размер:
805 Кб
Скачать

Вопрос 60

В экономике России господствующее положение занимал аграрный сектор. Именно в этой области эволюция капиталистических отношений шла наиболее медленными темпами. Из 280 млн. десятин земли 102 млн. находилось в частном владении. Большая (77%) и лучшая по качеству их часть принадлежала помещикам. Поэтому основным показателем буржуазной эволюции аграрного сектора было состояние помещичьего хозяйства. В пореформенный период в нем сложилось три типа: отработочный, капиталистический и смешанный - с элементами капиталистического и отработочного. Отработочная система состояла в обработке земли помещика крестьянами своим инвентарем. Она обусловливалась малоземельем и безденежьем крестьян, вынужденных идти в кабалу к помещику за арендованную у него землю. Это была полукрепостническая форма эксплуатации с характерной крайне низкой производительностью труда. Отработки были особенно распространены в черноземных районах Центра и в Поволжье, где раньше преобладала барщина.Капиталистическая система подразумевала применение вольнона­емного труда крестьян-батраков, обрабатывавших землю помещика его инвентарем. Именно в этих хозяйствах шире внедрялась сельско­хозяйственная техника, совершенствовалась структура производства и более быстрыми темпами росла его товарность. Этот тип хозяйств был характерен для Прибалтики, Украины и Западной Белоруссии.Смешанная система, при которой использовались вольнонаемный труд и отработки, была распространена в Левобережной Украине, Восточной Белоруссии и некоторых западных русских губерниях.

К концу 70-х годов XIX в. капиталистическая система ведения хозяйства стала постепенно вытеснять отработочную. Помещики, не сумевшие перевести свое хозяйство на новые рельсы, постепенно разорялись и продавали свои имения. В стране шел процесс перераспределения земли, так как часть ее скупала буржуазия.

Крестьянское хозяйство еще медленнее, чем помещичье, приспосабливалось к капиталистическим отношениям. Это в первую очередь было вызвано малоземельем. В надельном владении крестьянских общин находилось 139 млн. десятин земли, что в 60-е годы составляло 5 десятин, а к концу XIX в. сократилось до 2,5 десятин на одну душу мужского пола. Кроме того, крестьяне были задавлены налогами и высокими выкупными платежами, что приводило к нехватке денежных средств, необходимых для развития хозяйства. Его также сдержи­вали периодические переделы земли внутри общины, поголовная не­грамотность и темнота крестьян. Большинство их хозяйств балансиро­вало на грани выживания. В неурожайные годы массовый голод охватывал русскую деревню. Лишь отдельным крестьянам удавалось создать рентабельные хозяйства, ориентированные на рынок.

В целом сельское хозяйство продолжало развиваться по экстенсивному пути. Поэтому рост сельскохозяйственной продукции осуществлялся в основном за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Однако характерное для частновладельческих хозяйств применение вольнонаемного труда, использование сельскохозяйственных машин, улучшение агротехнических приемов - интенсивный путь - привели к некоторому подъему урожайности. Определилась специализация сельскохозяйственных районов: черноземный центр, юг Украины и Поволжье стали зерновой житницей, северо-западные и центральные губернии специализировались на молочном скотоводстве, в юго-восточных губерниях развивалось мясное ското­водство. Это способствовало завершению образования всероссийско­го рынка. Несмотря на все сложности, аграрный сектор в экономике России из кризисного и застойного превратился во второй половине XIX в. в развивающийся и товарный. Вместе с тем незавершенность капиталистического преобразования сельского хозяйства сохранила резкое противостояние крестьян и помещиков. Аграрно-крестьянский вопрос оставался центральным в общественно-политической жизни страны. Это препятствовало эволюционному (реформистскому) пути развития и создавало предпосылки для будущих революционных потрясений.

Буржуазная эволюция затронула и сельское хозяйство. Однако капиталистические отношения в этой сфере формирова­лись значительно медленнее, чем в промышленности. Это объяснялось сохранением помещичьего землевладения и крестьянского малоземе­лья, агротехнической отсталостью и общинными отношениями в деревне. Между тем рост промышленных центров и городского населе­ния, развитие транспортной сети, втягивание России в систему мирового хозяйства способствовали увеличению спроса на сельскохозяйственную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В России в начале XX в. существовали различные формы земле­владения и землепользования. В частном землевладении по-прежнему был велик удельный вес помещичьих латифундий. В них производилась примерно половина товарного хлеба России. (Подобное положение подводило почву под один из аргументов правительства, настаивавшего на сохранении помещичьего землевладения.) В большинстве имений осуществлялась капиталистическая реорганизация, применялся вольнонаемный труд, повышался агротехнический уровень, что приводило к увеличению товарности и рентабельности хозяйства. Некоторые помещики продолжали отдавать часть земли в аренду, получая плату в форме отработков. В 20% помещичьих имений со­хранялись полукрепостнические методы эксплуатации. Они постепен­но деградировали и разорялись.

Новая форма землевладения сложилась после покупки земли бан­ками, монополиями и некоторыми буржуазными династиями (Рябушинские, Морозовы и др.). Эти владельцы вели хозяйство по капита­листическому типу.

Примерно половина земельного фонда страны принадлежала кре­стьянам. Однако на одно крестьянское хозяйство приходилось около 7 десятин земли (по 2,5 на одну душу мужского пола), что было не­достаточно для ведения рентабельного и товарного хозяйства. В европейской части России остро стояла проблема «земельного голода» крестьян. Поэтому они были вынуждены арендовать землю у поме­щика. Высокая арендная плата в совокупности с выкупными плате­жами (до 1906 г.) не позволяла большинству крестьян (около 85%) развернуть рентабельное производство. Их хозяйство имело полуна­туральный характер. Только 15% крестьян вели товарное производст­во. В деревню постепенно проникали капиталистические отношения, что приводило к социальному расслоению в ней.

Отдельные крестьянские хозяйства развивались по интенсивному пути. Это проявлялось в применении многопольной системы севооборота, использовании первых сельскохозяйственных машин (жнейки) и создании (после аграрной реформы) кредитной, закупочной и сбытовой кооперации. Вместе с тем в основном русская деревня ос­тавалась отсталой. Агротехнические новшества внедрялись крайне медленно. Методы обработки земли, как правило, оставались рутин­ными. Урожайность была крайне низкой. Климатические условия по-прежнему предопределяли состояние сельского хозяйства. Неурожаи начала XX в. привели к массовому голоду в русской деревне. Наоборот, урожайные 1909-1910 гг. способствовали оживлению крестьянского хозяйства и всей экономики страны. К 1916 г. кресть­янство давало 53% сельскохозяйственной продукции.

Проникновение капитализма в сельское хозяйство определяло его поступательное развитие. Особенно оно усилилось после аграрной реформы 1906-1910 гг. С 1900 по 1913 г. общий объем сельскохозяйственной продукции увеличился в 3 раза. По валовому сбору хлебов Россия стояла на 1-м месте в мире. Возросло производство тех­нических культур (во многом за счет развития хлопководства в Средней Азии и Закавказье). В 2,5 раза увеличилось поголовье крупного рогатого скота. Заметные сдвиги произошли в техническом и агрокультурном перевооружении сельского хозяйства. Аграрный сек­тор стал доходной отраслью российской экономики.

Аграрно-крестьянский вопрос в России накануне Октябрьской революции.

Аграрный сектор, несмотря на ускоренное развитие промышленности, оставался ведущим по удельному весу в экономике страны. Буржуазная эволюция затронула и сельское хозяйство. Однако капиталистические отношения в этой сфере формирова­лись значительно медленнее, чем в промышленности. Это объяснялось сохранением помещичьего землевладения и крестьянского малоземе­лья, агротехнической отсталостью и общинными отношениями в деревне. Между тем рост промышленных центров и городского населе­ния, развитие транспортной сети, втягивание России в систему миро­вого хозяйства способствовали увеличению спроса на сельскохозяйственную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В России в начале XX в. существовали различные формы землевладения и землепользования. В частном землевладении по-прежнему был велик удельный вес помещичьих латифундий. В них производи­лась примерно половина товарного хлеба России. (Подобное положе­ние подводило почву под один из аргументов правительства, настаи­вавшего на сохранении помещичьего землевладения.) В большинстве имений осуществлялась капиталистическая реорганизация, применял­ся вольнонаемный труд, повышался агротехнический уровень, что приводило к увеличению товарности и рентабельности хозяйства. Некоторые помещики продолжали отдавать часть земли в аренду, получая плату в форме отработков. В 20% помещичьих имений со­хранялись полукрепостнические методы эксплуатации. Они постепен­но деградировали и разорялись.

Новая форма землевладения сложилась после покупки земли бан­ками, монополиями и некоторыми буржуазными династиями (Рябушинские, Морозовы и др.). Эти владельцы вели хозяйство по капиталистическому типу.

Примерно половина земельного фонда страны принадлежала кре­стьянам. Однако на одно крестьянское хозяйство приходилось около 7 десятин земли (по 2,5 на одну душу мужского пола), что было не­достаточно для ведения рентабельного и товарного хозяйства. В европейской части России остро стояла проблема «земельного голода» крестьян. Поэтому они были вынуждены арендовать землю у поме­щика. Высокая арендная плата в совокупности с выкупными платежами (до 1906 г.) не позволяла большинству крестьян (около 85%) развернуть рентабельное производство. Их хозяйство имело полуна­туральный характер. Только 15% крестьян вели товарное производст­во. В деревню постепенно проникали капиталистические отношения, что приводило к социальному расслоению в ней.

Отдельные крестьянские хозяйства развивались по интенсивному пути. Это проявлялось в применении многопольной системы севооборота, использовании первых сельскохозяйственных машин (жнейки) и создании (после аграрной реформы) кредитной, закупочной и сбытовой кооперации. Вместе с тем в основном русская деревня ос­тавалась отсталой. Агротехнические новшества внедрялись крайне медленно. Методы обработки земли, как правило, оставались рутинными. Урожайность была крайне низкой. Климатические условия по-прежнему предопределяли состояние сельского хозяйства. Неуро­жаи начала XX в. привели к массовому голоду в русской деревне. Наоборот, урожайные 1909-1910 гг. способствовали оживлению крестьянского хозяйства и всей экономики страны. К 1916 г. крестьянство давало 53% сельскохозяйственной продукции.

Проникновение капитализма в сельское хозяйство определяло его поступательное развитие. Особенно оно усилилось после аграрной реформы 1906-1910 гг. С 1900 по 1913 г. общий объем сельскохо­зяйственной продукции увеличился в 3 раза. По валовому сбору хлебов Россия стояла на 1-м месте в мире. Возросло производство технических культур (во многом за счет развития хлопководства в Средней Азии и Закавказье). В 2,5 раза увеличилось поголовье крупного рогатого скота. Заметные сдвиги произошли в техническом и агрокультурном перевооружении сельского хозяйства. Аграрный сектор стал доходной отраслью российской экономики. Крестьяне являлись самым многочисленным сословием (около 77% населения), имевшим и общие черты, и существенные различия. Они были основным податным и наиболее бесправным сословием. До аг­рарной реформы 1906-1910 гг. они не могли свободно распоряжаться своими наделами и платили выкупные платежи, подвергались телес­ным наказаниям (до 1905 г.), на них не распространялся суд присяж­ных. Под влиянием капиталистической эволюции сельского хозяйства ускорилось социальное расслоение крестьян: 3% превратились в сель­скую буржуазию (их называли кулаками), около 15% стали зажиточ­ными. Они не только занимались сельским трудом, но и богатели за счет ростовщичества и мелкой торговли в деревне. Остальная масса вела полупатриархальное натуральное хозяйство и служила источни­ком наемной рабочей силы в деревне и городах. Несмотря на разницу в положении зажиточных и бедняков, все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. Аграрно-крестьянский вопрос оставался наиболее острым в политической жизни страны. В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Однако в эти годы крестьяне не высту­пали против самодержавия. Они требовали раздела помещичьей зем­ли, сокращения налогов и повинностей. Наивысший подъем был от­мечен в 1902 г., когда из-за голода, вызванного недородом 1901 г., начались волнения на Украине, в Поволжье, Грузии и Азербайджане. В ходе борьбы постепенно менялся ее характер. Все чаще выдвига­лись политические требования. Теперь крестьяне выступали и против отдельных помещиков, и против аграрной политики правительства.

Массовыми ка­рательными действиями правительство задушило крестьянские волне­ния. В Полтавскую и Харьковскую губернии было введено более 10 тыс. солдат. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу. За понесенные помещиками «убытки» пра­вительство наложило на крестьян дополнительный налог в 800 тыс. рублей.

Правительство понимало, что одними репрессиями аграрно-крестьянский вопрос не решить. В 1902 г. было учреждено «Особое со­вещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Предло­жения С.Ю. Витте о расширении имущественных и гражданских прав крестьян, о переходе от общинного к хуторскому землевладе­нию под напором консервативной бюрократии посчитали преждевре­менными. Манифест в феврале 1903 г. подтвердил неприкосновен­ность общинного землевладения. Однако в 1903-1904 гг. был при­нят ряд законов, облегчавших отдельным крестьянам выход из общины, позволявших переселяться на казенные земли и уравнивав­ших крестьян в правах с другими сословиями. Эти частичные уступ­ки не решили аграрно-крестьянский вопрос.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]