Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История государства и права Башкортостана. - Уф....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
808.96 Кб
Скачать

318

Часть IV. Новое время

настоящее время. Свидетельством тому являются случаи, когда в норма- тивно-правовых актах БАССР признавались действующими законы, из­данные в дореволюционный период, тогда как законодательство РСФСР считало их утратившими силу. Так, в упомянутой выше «Схеме коопера­тивного строительства в Башкирской Советской Республике» указыва­лось на возможность применения на территории БАССР законов о коо­перации от 20 марта 1917 года639. Немало примеров, когда предписания законодательных актов БАССР существенно отличались от предписаний общероссийского законодательства. Это и требования о первоочередном наделении землей при прочих равных условиях представителей башкир­ского народа, и ряд льгот для кочевого и полукочевого населения рес­публики. Сюда можно отнести и случаи запрещения распределения паст­бищных и лесных угодий.

Земельный вопрос был предметом рассмотрения и Первого Всебаш­кирского съезда Советов, состоявшегося в конце июля 1920 года, на ко­тором было принято следующее решение:

«1. Вся земля в пределах БАССР, в чьем бы пользовании она не со­стояла, считается единым государственным фондом.

2. Право распределения, отвода и заведования этим единым государ­ственным земельным фондом принадлежит Народному комиссариату земледелия и его местным органам».

Безусловно, тогда перед съездом не стояла задача детального право­вого регулирования охраны и пользования земельными и другими при­родными ресурсами. Она нашла свое решение в принятом в 1922 году Земельном кодексе БАССР, разработанном на основе Земельного кодек­са РСФСР. Сразу же после принятия Земельного кодекса РСФСР Прези­диум ВЦИК обязал все автономные республики внести в него свои ис­правления с учетом местных особенностей и разработать таким образом свои земельные кодексы. В соответствии с этим Башкирский ЦИК пред­ставил Земельный кодекс БАССР, принятый III Всебашкирским съездом Советов, который был утвержден ВЦИК РСФСР 29 марта 1923 года640.

Земельный кодекс Башкирской АССР закрепил национализацию земли. В нем провозглашалось право всех граждан (без различия пола, вероисповедания и национальности) на трудовое пользование землей. Важным положением кодекса являлось гарантирование права свободного выбора крестьянством форм и порядка землепользования. Это способст­вовало развитию хозяйственной самостоятельности крестьянства, про­

639 ЦГИА РБ. Ф. 1107. On. 1. Д. 19. Л. 17.

640 Там же. Ф. 933. On. 1. Д. 238. Л. 129-132.

Глава 17. Развитие законодательства Башкирской а сср 319

буждало в нем инициативу. Поощрялись товарищеские формы земле­пользования.

Важное природоохранное значение имело положение статьи 61 ко­декса, которое установило, что землепользователи, ведущие хищниче­ское, истощающее землю хозяйство, могут быть по ходатайству земель­ного общества или по почину земельных органов лишены этих земель на срок не более одного севооборота без замены их землями в порядке, ус­тановленном для рассмотрения земельных споров.

Принятие Земельного кодекса БАССР имело также и большое поли­тическое значение. В годы установления Советской власти в Башкирии решение земельного вопроса было связано с решением и национального вопроса. Кулачество, воспользовавшись анархией и беззаконием в годы Гражданской войны, старалось как можно больше захватить башкирских земель. А это, как было отмечено в приказе № 6 БашЦИК «О запрещении самовольных переселений», «вводило анархию в разрешение земельного дела и порождало споры между населением и вражду, что не может быть терпимо»641. В связи с этим статья 141 ЗК БАССР объявила незаконными кулацкие захваты башкирских земель, что в свою очередь препятствова­ло и хищнической эксплуатации земельных ресурсов.

С упрочением Советской власти и образованием СССР земельные отношения в Башкирской АССР стали регулироваться «Общими нача­лами землепользования и землеустройства», принятыми 15 декабря 1928 года, которые обеспечивали устойчивое пользование землей на со­циалистических принципах и возлагали на землепользователей обязан­ность целесообразно использовать предоставленную им землю64".

Наряду с разрешением земельного вопроса большое значение имело правовое регулирование охраны и рационального использования лесов в Башкирии. Этот вопрос приобрел особую остроту в период царской ко­лониальной политики. Как отметил В. И. Ленин, «колонизаторы сводили корабельные леса...»643 Башкирии. Так, по имеющимся данным, только за 39 дореволюционных лет (с 1879 по 1917 год) была уничтожена почти половина лесов Башкирии. Это привело к изменению микроклиматиче­ских условий, водного режима и почвы, к прогрессивному остепнению территории, ускорению процессов разрушения почв водой и ветром. На территории Башкирии обмелели реки и озера, образовались овраги644.

641 ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 4. Д. 119. Л. 54.

642 Собрание законов СССР. 1928. № 69. Ст. 641.

643 Ленин В. И. ПСС. Т. 3. С. 253.

644 См. подробнее: Особенности природных условий и развитие эрозионных про­цессов в Башкирии / Д. Д. Миндияров, И. Д. Стафийчук, И. Д. Сиротенко и др. // Ох­рана почв Башкирии. Уфа, 1976. С. 13.

320

Часть TV. Новое время

В годы установления Советской власти в Башкирии кулачество ста­ралось использовать революцию в своих целях: устраивали погромы бывших помещичьих имений, которые сопровождались уничтожением и бывших помещичьих лесов. Обращая внимание на это обстоятельство на Первом Всебашкирском съезде Советов, известный революционер Шагит Худайбердин, в то время член Бурзян-Тангауровского ревкома, говорил: «Имеются громадные богатства лесов, но их охрана не органи-

645

зована» .

  1. октября 1923 года Президиум БашЦИК принял разработанный с учетом местных условий Лесной кодекс БАССР646. В его основу лег Лес­ной кодекс РСФСР, принятый 11-й сессией ВЦИК X созыва 7 июля 1923 года647. К тому времени леса занимали 42,2 % территории Башкирии и составляли на 1 октября 1922 года 6 млн гектаров.

Лесным кодексом БАССР все леса и земельные площади, предназна­ченные для выращивания древесины для нужд лесного хозяйства, отгра­ниченные в установленном порядке от земель иного назначения, были объявлены собственностью рабоче-крестьянского государства и образо­вывали единый государственный лесной фонд.

Единый государственный лесной фонд разделялся на леса местного значения и леса государственного значения. Леса местного значения пе­редавались в бессрочное пользование земельным обществам, сельскохо­зяйственным коммунам. Статья 8 Лесного кодекса БАССР возлагала на лесопользователей, в ведение которых передавались леса местного зна­чения, охрану лесов от пожаров, самовольных порубок, неправильной пастьбы скота, а также соблюдение плана лесного хозяйства, утверждае­мого Центральным управлением лесов Башнаркомзема. Неправильное ведение лесного хозяйства каралось в уголовном порядке.

Из лесов государственного значения выделялись леса особого значе­ния, к числу которых относились защитные лесные дачи. В соответствии со статьей 41 Лесного кодекса БАССР к защитным лесам относились следующие леса:

а) сдерживающие сыпучие пески или препятствующие их распро­странению;

б) предохраняющие от понижения уровня воды в истоках и устьях рек и речек;

в) удерживающие оползни земли, обрывы скал;

645 Архив Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. Д. 1. Л. 52.

646 Лесной кодекс. Уфа, 1923.

647 СУ. 1923. №58. Ст. 564.