Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия учебник.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
849.41 Кб
Скачать

4. Типология общественной организации. Концепция «постиндустриального общества»

Любое из известных истории обществ характеризуется своей организацией, т. е. определенным способом упорядочения общественной жизни, включающим в себя структуры общественного производства, социально-классовую и политическую структуры, формы организации власти и многое другое. Стремление охватить мыслью все многообразие существующих обществ, классифицировать их в соответствии с определенными признаками нашло свое выражение в попытках создать универсальную типологию общественной организации. В XX веке потребность в такого рода типологии обусловлена прежде всего нарастающей глобализацией общественной жизни.

Особую роль в создании предпосылок для глобализации социальных процессов, в формировании общемировых тенденций играет научно-техническая революция. Достижения науки и техники, распространяясь по все миру, вызывают к жизни определенные социальные последствия, приблизительно одинаковые во всех странах и регионах. Поэтому не случайно, что универсальная топология общественной организации в большинстве случаев строится с учетом того, на какой стадии освоения передовых научно-технических достижений находится та или иная страна. Данный подход отчетливо представлен в получившей широкую известность теории постиндустриального общества, автором которой стал американский социолог Дж. Белл.

В рамках этой теории выделяются три типа общественной организации, которые одновременно являются и тремя последовательными этапами мирового развития: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Доиндустриальный тип господствует сегодня в большинстве стран Африки, ряде стран Латинской Америки и Южной Азии. Для него характерно преобладание земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и других видов промышленности, связанных с непосредственной эксплуатацией природных ресурсов.

Индустриальный тип общественной организации характерен для ряда стран Европы, государств бывшего СССР. Он основан на развитии промышленности, в частности тяжелой индустрии, на которую расходуется значительная часть имеющихся в распоряжении общества энергии и ресурсов. Производство характеризуется преобладанием механизации над автоматизацией, его основная цель – обеспечение относительно невысокого уровня жизненных удобств и комфорта.

Постиндустриальный тип общества, согласно Беллу, начинает складываться в последние десятилетия XX в. в США, Японии, ряде стран Западной Европы. Главным звеном в системе общественного производства здесь становится труд, направленный на получение, обработку и хранение информации. В силу широкого внедрения автоматизации в сферу материального производства в последней оказывается занятым значительно меньшая (по сравнению с индустриальной эпохой) доля работоспособного населения, но возрастает доля занятых в сфере услуг. Для постиндустриального общества характерно целенаправленное усовершенствование техники на основе развития фундаментальных наук.

Одним из вариантов теории постиндустриального общества является концепция еще одного американского ученого О. Тоффлера. Рассматривая развитие общества как скачкообразный процесс, он оценивает рождение информационного общества как качественный прорыв человечества в новое историческое состояние. Динамика всемирной истории рисуется Тоффлером в форме следующих друг за другом волновых всплесков, каждый из которых подталкивает человечество на новый, более высокий уровень единства и взаимозависимости. Речь идет о своеобразной исторической триаде: к аграрному обществу – первая волна, к индустриальному обществу – вторая волна, к информационной эре – третья волна. Технологическая основа этой триады может быть представлена в следующем виде: соха – машина – компьютер.

Подобно тому как индустриальное общество врывается в массовое сознание мечтой о машине, комфортабельном доме и прочих благах, являющихся продукцией промышленного производства, информационное общество формирует новый имидж, новые представления об успехе, ориентирующиеся на потребление продукции электронного производства. Технологическим фокусом, вокруг которого складывается новая надежда на избавление человечества от бед, выступает «святая троица» – коммуникационный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер.

По мнению канадского социолога М. Маклюэна, – создателя еще одной разновидности концепции постиндустриального общества, – символическим актом рождения информационной эры является запуск искусственного спутника Земли. Автор коммуникационной теории общества с появлением спутников связывает формирование подлинно глобальной коммуникационной связи – нервной системы планетарной цивилизации.

Обусловливая фундаментальные культурные сдвиги сменой господствующих видов коммуникаций, Маклюэн выделяет три ступени в развитии общества. Первая ступень – эпоха племенного индивида – характеризуется преобладанием устной речи в качестве средства коммуникации («человек слушающий»). Вторая ступень – эпоха индустриального индивида – наступает в XV в. после изобретения печатного станка и приводит к триумфу визуального мировосприятия («человек смотрящий»), к победе печатного слова над устным. Третья ступень – эпоха синтеза «человека слушающего» и «человека смотрящего» – наступает в условиях победы средств электронной коммуникации.

В процессе радикальных сдвигов, намечаемых в обществе под влиянием компьютеризации, возникает уникальный исторический шанс – освободить творческий потенциал индивида от диктата техники, от шаблонов поведения и потребления, навязанных массовым производством индустриального общества. В этом контексте переход от машины к компьютеру воспринимается как символический акт скачка цивилизации из царств необходимости в царство свободы.

Заключительным аккордом в намечаемой грандиозной культурной трансформации выступают ценностные изменения, в рамках которых устремления индивида из области обладания – «иметь» – перемещаются в область самовыражения – «быть». «Перед лицом возрастающего общественного богатства, – рисует будущее М. Маклюэн, – люди откажутся от моделей общества потребления, ибо жажда потребления присуща «голодным». При этом, как предполагается, наконец, осуществится рожденная еще ранними утопиями мечта – «человек работающий», в связи с возрастанием досуга – превратится в «человека играющего».