Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия учебник.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
849.41 Кб
Скачать

6. Постмодернизм

Термин «постмодерн» буквально означает «послесовременный» и по своему смыслу является как бы обозначением бегства человека «от» или «из» современности.

Постмодерн – это прежде всего кризис прежних ценностей, кризис западноевропейской традиции рационализма, традиции ведущей свое происхождение от Аристотеля, римской логики, средневековой схоластики и получившей свое окончательное воплощение в картезианстве. К XVIII в. был окончательно закреплен авторитет разума, объективного закона, научной истины. Разум дистанцировался от бессознательного, аффектов и прочих искажающих познание факторов.

Сегодня еще идут споры, что же вызвало кризис модернизма? Указывают на рост антисциентистских настроений, углубление процесса дегуманизации отношений в обществе, потерю веры в социальный прогресс и т. д. Но факт остается фактом: набирают силу тенденции постмодернизма. На смену «диктатуры разума» приходят расширение плюралистического взгляда на мир, стремление к разнообразию во всех проявлениях жизни, отстаивание ценности индивидуального, частного, возрастание конкуренции разуму со стороны человеческих страстей, эмоций, желаний.

Наиболее характерный признак постмодернизма – плюрализм, означающий в данном случае, что любой подход, любая точка зрения имеет заслуживающую уважения, причину. «Все дозволено», «ничего не гарантированно» – главный пафос сознания постмодернизма. Все «священное» и «высокое» воспринимается как результат самообмана людей. Такие высшие, абсолютные ценности как Добро, Истина, Красота оттесняются на периферию общественного и индивидуального сознания. Постмодернизм отличается предельной релятивизацией всех норм, отсутствием процедур, посредством которых можно достаточно убедительно различать добро и зло, истину и заблуждение, прекрасное и безобразное.

Основные усилия постмодернистов направлены против попыток рационального объяснения и обоснования действительности. Рациональность для них ни что иное, как «маска догматизма», «империализм рассудка», ограничивающие свободное движение мысли и воображения. Отсюда крайне негативное отношение ко всему, что так или иначе связано с рациональностью, в том числе и к научному знанию.

Всякое позитивное знание, принимаемое или принятое в обществе, по мнению постмодернистов, служит инструментом «самооправдания» и «самоузаконивания» этого общества и должно быть подвергнуто разрушительной критической работе. Вот почему, если структуралисты в качестве основного метода исследования видят структурный анализ, герменевтики – понимание, то постмодернисты – «деконструкцию». Идея деконструкции сформулирована французским ученым Жаком Дерридой (р. 1930) и обозначает процедуры «разборки – сборки» исследуемых текстов. В постмодернизме это понятие со временем стало означать нечто большее: метод «разоблачения и разрушения всех и всяческих конструкций». По словам одного современного исследователя постмодернистской философии, «деконструкция призвана демонтировать логику репрессивного государства, политических структур и организаций, которые поддерживают его».

Как уже отмечалось, философы-постмодернисты довольно пренебрежительно относятся к науке, они отказываются признавать значимость эпистемологической проблематики в том ее виде, в каком она заявлена в рационалистической философии, пересматривают классическое понятие истины. Американский философ Ричард Рорти (р. 1931) считает, что «обоснование наших знаний ничем не отличается от обоснования наших нравов, моральных норм и эстетических вкусов. И то и другое, являясь социальным от начала и до конца, есть, в первую очередь, вопрос той или иной веры». Истинными, по его мнению, можно признать «вообще все взгляды, которые получают общее признание, не вызывают возражений в нормальном разговоре и т. д.». Рорти отстаивает позицию, согласно которой истина не открывается, а создается в процессе говорения и написания текстов. Характерные для классической философии поиски сущности, истины, по сути признаются ненужными.

Однако отрицание одной – единственной истины автоматически ведет к признанию возможности существования множества истин. Вот почему в постмодернизме все равноправно, одинаково важно и равноценно. Сложившиеся в культуре иерархии ценностей не признаются: все равнозначно, ничему не стоит отдавать предпочтение. Стремление разрушить ценностную иерархию и уравнять неравное выражается в общем тоне ерничества, хихиканья, иронии ради иронии.

В качестве примера смешения высшего и низшего можно указать на принцип построения телевизионной рекламы, когда реклама прокладок сменяется рекламой фильма о Великой Отечественной войне и т. п. Как правило, не осознавая того, современный телезритель получает постмодернистскую прививку от серьезных размышлений, от настоящих чувств. Зритель имеет дело только с их суррогатами, полученными через отработанные процедуры снижения великого до мелкого и смешного.

Итак, философы-постмодернисты выразили мировоззрение, свободное от веры в Бога, науку, истину, человека. Они рационализировали настроения разочарования во всякого рода авторитетах, пришли к убеждению в бессмысленности поклонения человека чему-то или кому-то. Постмодернисты сформировали интеллектуальную культуру смысл которой, по выражению Р. Рорти, «в окончательном раз-божествлении мира».

Постомодернизм вызывает у современников противоречивое отношение. Некоторые полагают, что перед нами «прорыв в новую культуру, культуру XXI века». Однако есть и другие оценки. Известный русский писатель А. Солженицын называет постмодернизм «безжизненной и натужной игрой на пустотах». Во Франции – родине постмодернизма – ряд писателей и философов подвергли постмодернизм резкой критике. Крупный французский литературовед и философ Ролан Барт характеризует его как занятие «пустое в интеллектуальном отношении», «опасное в моральном», обязанное своим успехом «одному только снобизму небольшой группы людей». По его мнению, на смену постмодернизму, разрушевшему все табу, цинично смешавшему высокое и низкое, придет «время метафизики, иерархий... время Абсолюта».

Литература

  1. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.

  2. Введение в философию. М., 1989. Ч. I. Гл. IV § 3, 6.

  3. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1–2. М., 1994.

  4. Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988.

  5. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. М., 1998.

  6. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  7. История философии (Запад–Россия–Восток). Кн. 3–4. М., 1998, 1999.

  8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

  9. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

  10. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  11. Проблемы философской герменевтики. М., 1990.

  12. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2.

  13. Рорти Р. Философия и зеркало природы. М., 1997.

  14. Современная западная философия (Словарь). М., 1991.

  15. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.