Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономика часть 2.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
1.62 Mб
Скачать

12.2. Измерение неравенства в распределении доходов

Если бы доходы распределялись абсолютно равномерно, то низшая 20%-ная группа населения (нижний квинтиль) получала бы ровно 20% совокупного дохода, 60% населения получали бы 60% дохода, а выс­шая (тоже 20%-ная группа) ровно такую же долю совокупного дохода — 20%. В действительности же на долю нижнего квинтиля приходилось в США в конце XX в. только 4,2% совокупного дохода, второго - 10%, третьего - 15,7%, четвертого - 23,3%, пятого - 46,9%. При этом выс­шая группа, состоящая из 5% населения, присваивала 20,1% нацио­нального дохода, т. е. больше, чем 40% всех семей, относящихся к ниж­ним группам.

Степень неравенства в распределении доходов демонстрирует кри­вая Лоренца (рис. 12.1). По оси абсцисс отложим доли групп населе­ния в общей его численности, по оси ординат — доли в национальном доходе.

Кривая Лоренца представляет собой промежуточную кривую AEFC и дает представление об отклонении от абсолютного равенства, т. е. показывает меру неравенства в распределении доходов. Чем больше изгибается кривая Лоренца, тем сильнее неравенство. Прямая АС, про­веденная под углом 45°, говорит об абсолютном равенстве в распреде­лении доходов. Точка В — точка абсолютного неравенства, когда весь национальный доход присваивается весьма узкой группой населения. Самое крайнее положение занимает линия номинального распределе­ния доходов, отражающая наибольшее неравенство. Прогрессивные системы налогооболожения обычно смягчают это неравенство.

Количественно степень неравенства в распределении доходов опре­деляют два показателя.

Глава 12. Распределение доходов: неравенство и бедность

12.3. Основные модели и тенденции персонального распределения доходов

Доля в нацио­нальном доходе

  1. Коэффициент концентрации, или коэффициент Джини. Он рас­читывается как отношение площади сегмента, образованного кри­вой Лоренца и линией равномерного распределения доходов, к по­ловине площади всего квадрата. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство. Он изменяется от 0 до 1.

  2. Для характеристики дифференциации доходов часто использу­ют разрыв между крайними децильными группами (10% самого богатого населения и 10% самого бедного населения). Отноше­ние уровня дохода лиц, находящихся в верхнем дециле, к уровню дохода лиц из низшего дециля показывает коэффициент диффе­ренциации доходов.

12.3. Основные модели и тенденции персонального распределения доходов в современных условиях

Экономической науке известны три современные модели распределе­ния доходов (рис. 12.2).

Первая из них (рис. 12.2а) описывает распределение населения по доходам в развитых странах. Это модель демократического рыночного общества, поддерживается мощной социальной группой, обычно на­зываемой средним классом. Графически она напоминает черты одно­горбого арабского верблюда: большинство населения имеет средние доходы, а доли бедных и богатых незначительны и равномерно снижа­ются при удалении от средней.

Общество подобного типа хорошо приспособлено для достижения общественных компромиссов с помощью демократических институ­тов.

Другая модель (рис. 12.26) схематично отражает социальное расслое­ние в странах слаборазвитого капитализма (с диктатурой или неустой­чивой демократией). Она имеет вид островерхого треугольника с во­гнутыми сторонами, имеющего мощное основание. Ключевая проблема такого общества состоит в трудности создания стабильного механиз­ма выработки общественного согласия. Средний класс там слишком слаб для того, чтобы навязывать всем свое понимание консенсуса, в то время как наиболее бедные слои, хотя и многочисленные, не в состоя­нии сформировать достаточную политическую силу, способную при­дать направленность ожидаемым преобразованиям.

Слабость среднего класса приводит к возникновению препятствий для демократических процессов. Выработка общественного консенсу­са между богатыми и бедными почти невозможна. Подобная ситуация рождает две объективные тенденции:

  1. тенденцию к возникновению диктатуры военного типа, стремя­щейся реализовать преимущественно интересы высших слоев;

  2. тенденцию к революционной диктатуре, реализующей интересы беднейших слоев.

Распределение населения по доходами в современной России с переход­ной экономикой (рис. 12.2в) напоминает двугорбого верблюда. Пер­вый горб связан с формированием высоких доходов определенных групп населения в советский период. Второй горб появился в результа­те первоначального накопления капитала. В начале 1990-х гг. он сильно выгнулся потому, что удачные коммерческие сделки в сфере денежного и товарного обращения приносили много больше, чем производствен­ные капитатовложения. Между этими горбами оказалась впадина, куда попала основная часть населения. В результате таких преобразований не только не возник средний класс, но и дифференциация населения оказалась весьма резкой, что значительно сократило социальную базу проводимых реформ.

Каковы же основные тенденции в распределении доходов в миро­вой экономике?

1. Распределение совокупного дохода в развитых странах характе- ризуется тенденцией к его более равномерному распределению. В начале XXI в. в развитых странах по сравнению с началом XX столетия увеличилась доля населения с высокими доходами и сни- зилась доля лиц с низкими доходами. За 1970-1997 гг. в среднем для всех развитых стран характерна тенденция снижения доли богатейших 10% населения, снижения разрыва в доходах пример- но в 1,5 раза. Обращает на себя внимание также практически оди- наковая степень уменьшения разрыва во всех странах Запада. При этом наибольшим разрыв в доходах в 1997 г. остается в США —

. в 19 раз, наименьшим — в Западной Европе (7,9) и Японии (7,1).

  1. Степень неравенства различна в самих развитых странах. К при­меру, в Швеции степень неравенства меньше, чем в США. Одна из причин этого — в европейских государствах более широко ис­пользуется механизм перераспределения доходов.

  2. Степень неравенства в распределении доходов гораздо выше в бед­ных странах, нежели в богатых.

  3. По причине усиления глобального характера развития мировой экономики необходимо подчеркнуть тот факт, что на фоне тен­денции к более равномерному распределению доходов в разви­тых странах (а на их долю приходится лишь 1/7 часть населения земного шара и в то же время 4/5 мирового ВВП) в масштабе мирового хозяйства обнаруживается обратная тенденция. Разрыв в доходах на душу населения высокоразвитых и слаборазвитых государств, основу которого составляет разрыв в оплате наемно­го труда, неуклонно возрастает. Если в 1870 г. этот разрыв был 11-кратным, 1960 г. - 38-кратным, то в 1985 г. - уже 52-кратным. По прогнозам, разрыв в уровне оплаты труда между крайними странами мировой рабочей силы к 2010 г. возрастет до 70 раз. В мире в целом разрыв в доходах 20% наиболее богатого населе­ния и 20% наиболее бедного населения возрос с 1960 по 1993 г. с 30 до 60 раз.

5. В России, по официальным данным, разрыв в доходах увеличил­ся с 3 раз в 1970 г., 4,5 раза - в 1990 г., 14,1 раза - в 1997 г. до 16,3 раза в 1998 г. По данным других исследователей, он увеличился в 20 и даже 45 раз. Однако, как представляется, и эти цифры не пере­дают степень неравномерности распределения доходов, посколь­ку теневая экономика, по многим экспертным оценкам, достига­ет в России поистине колоссальных размеров.