Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Neyropsikhologia.doc
Скачиваний:
313
Добавлен:
22.01.2016
Размер:
560.13 Кб
Скачать

Вопрос 2. Нейрофизиология мышления.

мышление - активная психическая деятельность, направленная на решение опре­деленной задачи, которая подчиняется всем законам психической дея­тельности. Возникает: при наличии мотива и постановке определенной задачи (цель, появляющаяся перед субъектом в определенных условиях).

Мыслительная деятельность проходит ряд этапов, или стадий:1.стадию предварительной ориентировки в условиях задачи;2.стадию формирования программы и выбора средств решения за­дачи (т. е. стадию выработки общей стратегии ее решения);3.стадию непосредственного осуществления различных операций, направленных на решение задачи;4.стадию контроля за промежуточными и конечным результатами; 5.стадию сличения конечного результата с условиями задачи и ожи­даемым результатом

Операций, которые используются в мыслительной дея­тельности: вербально-логические, числовые, на­глядно-образные «умственные действия», сложившиеся в обществен­но-исторической практике человека и усвоенные в процессе обучения. Мышление в значительной мере опосредуется речевыми символами и в раз­витой форме представляет сложную интегративную деятельность.

Клас­сификация нарушений мышления А. Р. Лурия (факторный анализ интеллектуальных дефектов)( нарушение – следствие):

левая височная область - при сохранности непосред­ственного понимания наглядно-образных и логических отношений на­рушена способность выполнять последовательные дискурсивные вер­бальные операции, для осуществления которых необходима опора на речевые связи или их следы. Интеллектуаль­ные дефекты возникают из-за нарушений модально-специфиче­ских факторов: слухоречевого гнозиса или слухоречевой памяти, — что ведет к вторичным нарушениям и вербально-логических, семантиче­ских операций.

теменно-затылочные отделы мозга - в первую очередь при этом страдают наглядно-образные формы мыш­ления, требующие выполнения операций на пространственный анализ и синтез, а также понимание семантики «квазипространственных» отношений, составляющее сущность «семантической афазии». первично страдает дру­гой модально-специфический фактор — оптико-пространственный анализ и синтез, и, как следствие, нарушаются наглядно-образные, конструктивные формы мышления, а также вербально-логические операции, основанные на понимании «квазипространственных» отно­шений.

премоторные отделы левого полушария- центральным дефектом интеллектуальной дея­тельности у больных с поражением премоторных отделов левого полуша -рия являются нарушение динамики мышления, затруднения в свернутых «умственных действиях», патологическая инертность интеллекту­альных актов. В то же время у них сохранны пространственные опе­рации и понимание логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения (синдром динамической афазии. нарушения внутренней речи). наруша­ется фактор временной, динамической организации интеллектуаль­ной деятельности, вследствие чего появляются интеллектуальные пер­северации, штампы, стереотипы; распадается автоматизированность речевых «умственных действий», нарушается и избира­тельность семантических связей как следствие нейродинамических нарушений следовой деятельности («уравнивания следов»).

лобные префронтальные отделы мозга - при поражении лобных префронтальных отделов мозга нару­шения мышления имеют сложный характер. Они возникают вследствие нарушений самой структуры интеллектуальной деятельности, а также из-за инертности, стереотипии раз возникших связей, общей интеллектуальной инактивности, нарушений избирательности семан­тических связей (распад структуры интеллекту­альной психической деятельности).страдают программирование и контроль за любой, в том числе и интеллектуальной, деятельностью при сохранности отдельных частных «умственных дей­ствий». в этих случаях в интеллектуальных наруше­ниях участвуют два фактора: фактор активации и фактор программи­рования и контроля.

Анализ проблемы в контексте межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

левое или правое полушарие мозга не является исключительным «носителем» какой-то определенной формы мыш­ления; можно говорить лишь об относительном преобладании учас­тия одного из полушарий в том или ином виде интеллектуальной деятельности. При этом интеллектуальную деятельность нельзя рас­сматривать как некое единое целое — необходимо вычленять в ней от­дельные компоненты (фазы, операции, аспекты и т. д.), соотнося их и с левым, и с правым полушариями мозга Чепцов показал, что правое полушарие преимущественно участвует в выполнении задач, требующих сохранности топологиче­ских пространственных представлений, а левое — координатных. Деглин различает разные классы пространствен­ных представлений — перцептивные и концептуальные — и связывает их с работой правого (первый тип) и левого (второй тип) полушарий. Для поражения левого полушария в большей мере характерны динамические (регуляторные и временные) нарушения У правополушарных больных динамические нарушения чаще наблюдаются в виде потери программ, временной дезориентации деятельности и появления случайных, неадекватных ответов. Структурные нарушения вербально-логической деятельности проявляются у левосторонних больных. У правосто­ронних больных проявляются в виде трудно­стей нахождения категорий, в сугубо конкретных критериях класси­фикации, в нарушениях процессов обобщения; однако в целом эти нарушения менее выражены, чем у левосторонних больных Отмечается преимущественное отношение левого полушария мозга к динамическим аспектам интеллектуальной деятельности

Роль глубоких подкорковых струк­тур мозга в интеллектуальной деятельности.

любая ин­теллектуальная деятельность сопровождается активацией целого ряда подкорковых структур («жестких» и «гибких» звеньев функциональ­ных систем); при этом паттерны импульсной активности этих структур в определенной степени отражают семантическое значение слов и вербально-логических операций и поэтому могут рассматриваться как нейрофизиологические «семантические коды» интеллектуальной де­ятельности

Вопрос 3. Факторы, связанные с абстрактными и конкретными способами переработки информации.Абстрактно-ло­гич. и конкретно-образная дихотомия — два различных типа кодирования и переработки информации. известно, что ре­чевые и опосредованные речью функции преимущественно связаны с работой левого полушария мозга; известно также участие правого полушария в анализе и синтезе нагляд­но-образной информации (у правшей). Рассматривая эту ди­хотомию, следует избегать упрощенных представлений о том, будто бы речевые и неречевые функции строго «разнесены» по разным полушариям. В речевых операциях могут присутство­вать наглядно-образные компоненты, а в наглядно-образных операциях — вербально-логические. Таким образом, противо­поставление специализации полушарий следует проводить не по функциям (речевые—неречевые), а по способам обработки информации;

Билет № 181.Межполушарное взаимодействие. Синдром "расщепленного мозга".

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объедине­ния ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Взаимодействие полушарий ГМ обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами. ЛП и ПП объединяются тремя комиссурами, самая большая - Мозолистое тело соединяет все гомотипические области коры левого и пра­вого полушарий (кроме первичных проекционных полей). Операция по перерезке комиссур была разработана американскими нейрохрургами с целью хи­рургического лечения эпилепсии. После операций на мозолистом теле нет отчетливых изменений темперамента, личности и интеллекта больного. Одна­ко при спец. исследовании обнаруживаются симптомы нарушений психических функций. Исследование комиссуротомированных больных обнаружило у них целый комплекс нарушений высших псхических функций, по­лучивший название синдрома «расщепленного мозга». К ним относятся феномены, которые не встречаются при какой-либо другой патологии мозга.

Сенсорные феномены - зрительные стимулы, предъяв­ленные в левое поле зрения, больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Но вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т. е. передача зри­тельной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эф­фект и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен - аномия. Аномия не имеет ничего общего с амнестической афазией, так как те же объекты, «воспринимаемые» ле­вым полушарием мозга, опознаются и называются правильно. Аномия — это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием у правшей.

Речевые феномены - невозможности прочесть сло­во, предъявленное в левое поле зрения, или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения, больной может прочесть и написать правильно. Полушарие хотя и является «неграмотным», но все же обладает определенными лингвистически­ми способностями. Если больному предлагается найти предмет, кото­рый обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или выбирает предмет из того же семантического поля (ручка — карандаш, и т. п.).

Двигательные феномены - нарушение реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (езда на велосипеде и др.). Также на отключение внимания больного от левой руки и в обыденных движе­ниях. При изучении письма и рисунка правой и левой руками у боль­ных с «расщепленным мозгом» был выявлен симптом дископии-дизграфии. Если до операции больной мог писать и рисовать обеими руками (правой — лучше, левой — хуже), то после пересечения мозо­листого тела левой рукой он может только рисовать, а правой — толь­ко писать.

Зрительно-конструктивная деятельность (в виде выполнения тес­тов на комбинирование кубиков и т. п.) существенно лучше выполня­ется левой, а не правой рукой (как и рисунок). В этой деятельности, так же как при письме и рисовании, отмечаются большие индивиду­альные различия.

Изучение модели «расщепленного мозга» показало, что полушария головного мозга представляют собой единый парный орган, нормальное функционирование которого воз­можно лишь при их взаимодействии.

Особенностью последствий частичной перерезки мозоли­стого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности (зрительной, тактильной или слуховой). Модально-специфический характер этих нарушений зависит от места и объема перерезки волокон мозолистого тела (передние, средние, зад­ние отделы). При перерезе средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная. При каудальной перерезке мозолистого тела нарушения проявляются только в зрительной сфере. Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать — только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обеими руками. Нару­шение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозмож­ности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотического прослушивания), и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. При частичном пораже­нии только передних отделов мозолистого тела нарушается реципрокная координация движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот. мозолистое тело представляет собой дифференцирован­ную систему, различные участки которой выполняют разные роли в ме­ханизмах межполушарного взаимодействия.

Другой особенностью синдрома частичной перерезки мозолистого тела является нестойкость появляющихся симптомов, т. е. сравнитель­но быстрое восстановление психических функций. Скорость восста­новления различных функций неодинакова: сначала восстанавлива­ется вербальная оценка тактильных стимулов, наносимых на левую половину тела, позже исчезают игнорирование левой половины зри­тельного поля и явления дископии-дизграфии.

  1. В осуществлении любой психической функции —принимает участие весь мозг в целом, однако разные мозговые структуры и разные полушария выполняют различные роли в ее обеспечении.

  2. В дифференцированном участии разных мозговых образований и разных полушарий в реализации психических функций и со­стоит системный характер мозговой организации психической деятельности. Ни одно из полушарий не может рассматриваться, как доминирующее по отношению к какой бы то ни было психи­ческой деятельности или функции в целом. Каждое полушарие доминирует лишь по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, который оно вносит в общую мозговую организа­цию любой психической деятельности.