Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
05 Антиинтуитивный маркетинг.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
109.06 Кб
Скачать

«Бензопила Эл» распиливает Sunbeam

В октябре 1997 г. Альберт Данлэп («Бензопила Эл»), исполнительный директор Sunbeam Corporation , объявил о том, что выставляет компанию на продажу: «Мы успешно выполнили перестройку Sunbeam и стоим на пути к решительному развитию бизнеса, а потому считаем, что время пришло».

А. Данлэп прошелся по Sunbeam как торнадо. В июле 1996 г., через два дня после своего назначения, он заявил биржевым аналитикам по конференц-связи: «Я только что купил акций на $3 млн и люблю каждый доллар, как родного брата. Вот что я вам скажу: если бы я был акционером и читал всю эту чушь [предыдущего руководства], оправдывающую все на свете… Я не верю оправданиям. Я их слышал столько, что просто поражаюсь тому, что тут вообще ведется какая-то работа».

Через несколько недель А. Данлэп объявил о сокращении 6 тыс. рабочих мест (половины трудового коллектива Sunbeam ), 87% номенклатуры продукции компании, включая часы, термометры, весы, мебель и одеяла с электроподогревом, а также о сокращении производственных и прочих помещений с 53 до 14. В 1996 г. Sunbeam взяла кредит в размере $338 млн на покрытие начальных затрат на выполнение плана А. Данлэпа.

Ранее А. Данлэп 18 месяцев проработал в компании Scott Paper, где он уволил 11 тыс. работников (включая 70% высшего руководства) и внес большой вклад в упадок когда-то великой торговой марки, после чего он продал компанию Kimberly-Clark и ушел, заработав на сделке лично для себя $100 млн. Свои принципы он объясняет в книге, написанной в соавторстве с Бобом Анделманом. Называется она: «Жестокий бизнес: как я спасаю плохие компании, а хорошие делаю великими» («Mean Business: How I Save Bad Companies and Make Good Companies Great», Times Business, 1996 г.).

А. Данлэп изображает себя как защитника акционеров. Джозеф Носера писал в «Fortune»: «Основная идея “Жестокого бизнеса” состоит в том, что в корпоративном порядке вещей превыше всего ставится акционер. Другими словами, создание акционерной стоимости должно быть единственным, что может волновать акционеров. Клеймя позором других исполнительных директоров, автор по большей части исходит из своего убеждения в том, что они не так заинтересованы в повышении благосостояния акционеров, как он сам».

Благосостояние некоторых акционеров А. Данлэп, безусловно, повысил. Спустя считанные дни после объявления о его пришествии в Sunbeam акции компании, до того котировавшиеся примерно по $13, выросли на 41%. К концу 1997 г. цена составляла свыше $50 за акцию. Тому способствовали объявленные А. Данлэпом итоги работы компании за год: выручка от реализации увеличилась на 22%, а прибыль на акцию составила $1,41 — впечатляющий результат, если учесть, что 1996 г. компания закончила с убытком на акцию в размере $2,37.

Однако потенциальные почитатели Sunbeam были не столь впечатлены, чтобы покупать компанию. До конца года ни одного покупателя так и не нашлось, поэтому А. Данлэп стал покупать сам. Он переплатил за Coleman , убыточную фирму — производителя туристического сна¬ряжения, приобретя ее за $2,2 млрд, что вдвое превышало выручку от реализации. Он прикупил компании Signature Brands (торговая марка «Mr. Coffee») и First Alert (производителя детекторов дыма), заплатив за них $425 млн. Ни один из продавцов, отмечает журнал «Forbes», не проявил особого интереса к акциям Sunbeam. Рональд Перельман взял акциями менее половины стоимости своей Coleman , а Томас Ли из First Alert и вовсе предпочел деньги. Тем не менее с учетом этих приобретений выручка Sunbeam составила $2,6 млрд, т. е. данное А. Данлэпом в 1997 г. обещание превратить Sunbeam в двухмиллиардную компанию было выполнено.