Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Майкл Аргайл- Психология счастья.doc
Скачиваний:
124
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
2.27 Mб
Скачать

Глава 11. Религия

Окончание табл. 11.5

Источник: Аг§у1е & Ш1Ь, 2000.

Примечание: Показаны все факторные нагрузки > 0,45.

•' Факторные обозначения: Фактор 1 — трансцендентальный опыт; Фактор 2 — социальный фактор; Фактор 3 — имманентные переживания.

У членов церковных объединений, вошедших в изучаемую выборку, не отмечалось более высоких, чем у прочих людей, показателей по Оксфордскому опроснику счас­тья. У тех же, кто посещал спортивные клубы, эти показатели были выше. Вероятно, подобный феномен объясняется тем, что ходящие на церковные службы делают это раз в неделю, в то время как члены спортивных клубов могут заниматься каждый день. Частота испытываемых положительных эмоций — более важный источник счастья, чем их сила, — к такому выводу пришли Динер с коллегами (Б1епег ег. а1., 1985).

Изучение сильных религиозных переживаний, которые возникают нечасто и, главным образом, в уединении, позволило заметить, что позитивные эмоциональные ощущения проистекают от них. Хей (Нау, 1990) опросил взрослых жителей города Ноттингем и установил: 61% описывают свое состояние как «умиротворение или возрождение, счастье/ликование, духовный подъем/благоговение». Грили (Сгее1еу, 1975) определил, что люди, которые пережили «классические» мистические состоя­ния, называемые ими «погружением в свет», испытывали сильнейший эмоциональ­ный подъем. Панке (РаЬпке, 1966) попытался вызвать у испытуемых религиозные переживания с помощью наркотиков. Он выяснил, что последние порождают пози­тивный взгляд на жизнь, и этот эффект наблюдается и 6 месяцев спустя; состояние участников эксперимента характеризовалось как «радость, блаженство и покой».

Мы уже видели, что молитва делает человека счастливее и усиливает экзистен­циальное благополучие. Полома и Пендлтон (РоЬта & РепсПегхт, 1991) подчер­кивают: наибольшее влияние религиозные ощущения оказывают во время молит­вы, особенно — самоуглубленной. Вместе с тем яркие позитивные эмоции могут возникать и при обращении человека в ту или иную веру. Если они внезапны, то, по мнению ученых, человек может испытывать вину, депрессию или стресс, быть недовольным собой, утратить смысл жизни, переживать «экзистенциальный кри­зис» (1Л1тап, 1982). Установлено также, что после обращения у человека усили­вается ощущение смысла и цели (РаЬиЫап, 1981): он начинает смотреть на себя как на заново родившегося, совсем другую личность; воспринимает себя членом новой группы, оказавшей ему чрезвычайно радушный прием.

Пункт

Название

Фактор 1"

Фактор 2

Фактор 3

С15

Объединяющее людей мировоззрение

0,49

0,49

С01

Ощущение причастности к вечности

0,78

С08

Выход за пределы своего Я

0,66

С21

Физическое благополучие

0,56

С24

Погружение в тепло и свет

0,49

0,56

СЮ

Проблески иного мира

0,54

Коэффициент «альфа» Кронбаха

0,95

0,95

0,79

Доля

объясненной вариации

49,6%

7,0%

6,1%

Негативные эмоции 205

Обращение к религии происходит в момент экстатического подъема, однако это может и негативно влиять на человека. У некоторых людей отмечаются эмоциональ­ные сбои, приводящие к психическим отклонениям. Когда в Новой Англии в XIX в. произошло всеобщее смятение, вызванное предсказанием Миллера о скором втором пришествии Христа, примерно четверть всех помещенных в местные психиатричес­кие лечебницы страдали от «религиозного возбуждения» (5г.опе, 1934). Подобный же эффект отмечается в развивающихся странах, где поведение верующих отлича­ется порой настоящим неистовством. Эмоции могут быть позитивными, но волне­ние настолько сильно, что психика некоторых людей не выдерживает напряжения.

В Иерусалиме у части прибывших туда паломников случаются эмоциональные нарушения, которые вызываются переживаниями причастности к святым местам и насыщенными религиозным символизмом впечатлениями, так что некоторые из посетивших древний город попадают в палату, где находятся страдающие «иеру­салимским синдромом».

Негативные эмоции

Страх смерти

Существует несколько разновидностей отрицательных эмоций, которые религиоз­ный опыт может нейтрализовать. Страх смерти (/еаг о/с1еа1к — РОВ) — тот аспект, который антропологи признают причиной обращения к религии. Способна ли вера в жизнь после смерти уменьшить этот страх?

Было проведено немало исследований, посвященных данному вопросу, и действи­тельно удалось установить следующее: сила веры отрицательно коррелирует со стра­хом смерти; если же религиозность чисто внешняя, тогда он сильнее. Вместе с тем это не доказывает, что благодаря религиозному опыту страх смерти устраняется.

Ученые провели ряд впечатляющих экспериментов, в которых такой страх вы­зывался искусственно: людям показывали слайды с изображением трупов, давали слушать похоронную музыку, рассказывали об опасности умереть от несчастного случая или болезни. Исследователи пришли к выводу, что у верующих людей этот опыт лишь укрепил их убежденность в существовании загробной жизни и снизил страх умереть. У тех же, кто не верил в потусторонний мир, никаких изменений не отмечалось (ОзагсЬик & Та1е, 1973). Такого рода эксперименты в настоящее вре­мя расцениваются как неэтичные и больше не проводятся. К сожалению, смягчен­ные варианты подобных исследований не были плодотворными.

В лучшую жизнь верит очень много людей. Согласно одному из опросов, 100% людей старше 90 лет верят в рай. Ученые выяснили: неколебимые религиоз­ные адепты, оказавшиеся в преклонном возрасте, мечтают о смерти; они говорят, что после нее «будет чудесно» (Зтепзоп, 1961).

Чувство вины

Основой христианского образа жизни является идея спасения от грехов. Если чув­ство вины рассматривать как субъективную оценку греховности, оно означает и осво­бождение от такого чувства. Среди протестантов строгие ревнители веры придают

206 Глава 11. Религия

особое значение избавлению от грехов и перерождению. Удается ли им более не ощущать вины? Полученные исследователями результаты приводят в замешатель­ство. С одной стороны, у таких верующих чувство вины очень сильное; они также пережили больше жизненных травм — например, подверглись суровому наказанию или жестокому обращению в детстве (5г.го21ег, 1994). Кроме того, к переживанию своей виновности людей понуждают при обращении в веру. Верующие испытыва­ют ужас от самой мысли о возможности оказаться в аду.

Вместе с тем для неукоснительных религиозных последователей характерны выраженный оптимизм и высокий уровень других показателей благополучия, что, по-видимому, связано с твердостью убеждений (5еШ & 5еН§тап, 1993). После свойственного рассматриваемой группе верующих внезапного обращения в веру новые адепты действительно чувствуют себя намного лучше и полагают, что все их проблемы оставлены в прошлом.

Депривация

Фрейд и Маркс придерживались той точки зрения, что религия — своего рода про­ективная реакция на лишения, которые человек претерпевает в жизни. Создано несколько вариантов данной трактовки. Немало результатов, полученных в иссле­дованиях по психологии религиозного опыта, согласуются с подобным представ­лением. Религиозной активностью отличаются прежде всего бедные, необразован­ные люди, представители этнических меньшинств, а также не состоящие в браке, престарелые, больные, голодающие и угнетенные (Век-На11аппи & Аг§у1е, 1997). Тысячелетние религиозные движения, которые предсказывают конец света, нахо­дят массу сторонников из числа жителей развивающихся стран, страдающих от голода и лишений. Подчас формой спасения становится избавление от колониаль­ного угнетения. Разумеется, это не доказывает, что религия спасает людей от всех этих невзгод, однако она способна изменить отношение человека к миру — научить терпимости.

Основное возражение, высказываемое относительно описанной теории, заклю­чается в том, что существует множество процветающих людей, которые не испы­тывают никаких лишений, но они религиозны. Кроме того, выделяемые группы во многом повторяются; вычленение их необходимо осуществлять на основе их рели­гиозности. Так, например, в некоторых исследованиях более сильная вера женщин объясняется их принадлежностью к группе, которая подвержена депривации.

Стресс

Религиозность может устранить пагубное воздействие стресса. Особенно это ка­сается не поддающихся контролю жизненных событий, с которыми человек не может совладать. Мак-Интош с коллегами (Мс1пг.озЬ еЬ а1., 1993) обследовали 124 че­ловека, у которых умерли дети. Люди, регулярно посещавшие церковь, имели мощную социальную поддержку и говорили, что их горе не бессмысленно. Если человек мыслит религиозно, через 18 месяцев после несчастья он не испытывает уже столь сильной боли.

Исследователи обнаружили: хотя тяжелая утрата приводит к сильной депрес­сии (особенно у мужчин), она легче переживается вдовцами, которые принадле-

Выводы 207

жат к какому-либо церковному братству, ходят в храм (51е§е1 & КепсЫ1, 1990). Иногда даже отмечается «вызванное горем личностное совершенствование», когда горечь утраты требует позитивно переосмыслить события, смириться, найти эмо­циональную поддержку со стороны других людей, в религиозном опыте пре­одолеть несчастье. Это совершенствование личности, вызванное переживанием стресса, чаще отмечается у людей, вера которых крепка (Рагк ег. а1., 1996).

Копинг — это образ мысли и стратегии поведения, которые позволяют снизить уровень переживаемого стресса, а религиозный копинг — использование религи­озных мыслей и способов поведения для аналогичных целей. Было рассмотрено 130 различных работ, в которых затрагивались аспекты религиозного копинга, и установлено: в 34% сообщается о достижении положительных результатов (Раг-§атеп1;, 1997). Наиболее действенные формы религиозного копинга таковы: ощу­щение, что Бог помогает и направляет; «сопричастность» (Бог становится для че­ловека Тем, кто подсказывает принятие решений); «благожелательная перестрой­ка» (негативные события видятся в позитивном свете, воспринимаются как воля Господа); стремление найти поддержку со стороны духовенства или церковного со­общества.

Выводы

Религиозный опыт положительно влияет на субъективное благополучие, особен-» но — экзистенциальное. Воздействует он и на ощущение счастья в целом, состоя­ние психического и физического здоровья (причем на последнее более сильно). Это происходит во многом потому, что оказывается мощная социальная поддержка со стороны религиозного сообщества, предоставляющего эмоциональную и практи­ческую помощь. Твердость убеждений, «экзистенциальная уверенность» — другой аспект, сказывающийся не только на вере в жизнь после смерти, но и наделяющий человека ощущением смысла жизни и цели существования. Отношение к Богу, рождающееся во время молитвы и в религиозных переживаниях, становится для верующего мощной поддержкой.

Благотворная роль религиозного опыта в укреплении физического здоровья и снижении показателей смертности обусловлена еще одним фактором — тем, что верующие ведут более здоровый образ жизни. У этих людей, как и у посещающих службы для исцеления, отмечается лучшее самочувствие. Укреплению психиче­ского здоровья способствуют различные способы копинга, способствующие обу­словленному стрессовой ситуацией личностному росту.

Богослужения порождают сильные положительные эмоции — верующие слу­шают музыку и внемлют божественным текстам, разделяя друг с другом общий трепетный настрой. Церковные обряды вызывают просоциальные чувства и ощу­щение единения со всеми окружающими людьми. В этом — одно из проявлений социального аспекта религиозного опыта. Особенно мощное позитивное влияние он оказывает на благополучие людей, которые наиболее полно ему отдаются, а так­же пожилых и неукоснительных ревнителей веры.