Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 2 Географический детерминизм, органицизм...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
78.34 Кб
Скачать

3. Психологическая школа: Ев­гений Валентинович Де Роберти, Николай Иванович Кареев и Николай Михайлович Коркунов.

Важное места в структуре российской социологии XIX - начала XX ве­ка занимала также психологическая школа, представленная именами Ев­гения Валентиновича Де Роберти, Николая Ивановича Кареева и Николая Михайловича Коркунова (1853-1904).

Автор таких социологических работ, как «Социология» (1880), «Прошедшее философии» (1886), «Новая постановка основных вопросов со­циологии» (1909) и др., Е. Де Роберти отождествлял социальные изменения с психологическими процессами.

Не разделяя распространенное мне­ние о том, что социология призвана теоретически реконструировать обще­ственные законы и закономерности, Е. Де Роберти предлагал включать в ее предмет даже мораль, реально отождествляя социологию и этику.

В целом же социолог понимал собственную дисциплину как универсальную науку о человеческом духе, куда включались история науки, ис­тория искусств и философии, теория познания, этика, эстетика, политика и т. д. Главной же целью социологии Е. Де Роберти полагал познание законов психологического взаимодействия.

Социология, по Е. Де Роберти, наука «абстрактная» и «описательная». Подразделяя ее на два подраздела - «естественную историю общества» и «естественную науку общества», - исследователь трактовал первый из них как конкретную социологию. При этом в рамки «конкретной социологии» социолог включал «элементарную социологию» (психологию) и «естественную историю общества», изучавшую динамику общественных групп, проблемы личности, общественных верований и т. д.

Обладая определенной продуктивностью (идея двухуровневой модели изучения общества), данная схема была ориентирована на социологиче­ское постижение лишь феноменов психологического взаимодействия лю­дей, что, очевидно, снижало ее эвристический потенциал.

Основным социологическим методом Е. Де Роберта считал социологическое описание, полагая, что он сводим к «рациональному объяснению фактов» или «приспособлению внешних событий к внутреннему механиз­му наших мыслей».

Центральной категорией социологии, по Е. Д. Роберти, выступает по­нятие «надорганическое». Основное содержание этого понятия социолог трактовал так: «надорганическое» как одна из форм мировой энергии наряду с неорганической и органической (их социальная ипостась).

Надорганическое, согласно концепции Е. Де Роберти, выглядит так:

а) стадия психофизических отношений, связанная с элемен­тарными нервномозговыми взаимодействиями, порождающая сам этот феномен и продуцирующая зачатки «общественности» животных и перво­бытных людей;

б) стадия психофизиологических взаимодействий, генерирующая огромное количество «фактов и процессов исторического харак­тера» (науку, философию, искусство вкупе с «поведением» или «прак­тической деятельностью», включающими в себя, по Е. Де Роберти, техни­ку, экономику, право и политику).

Полагая социальную эволюцию центральной проблемой социологиче­ских изысканий, Е. Де Роберти подчеркивал, что отражением этого про­цесса может служить следующий понятийный ряд: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - ис­кусство - практическая деятельность.

Правомерно трактуя концепцию Е. Де Роберти как тривиальный психологический редукционизм, необходимо отметить, что «сверхрационализм» его выкладок, признание доминирующего характера мыслительной компоненты человеческой деятельности придавали определенное своеоб­разие и оригинальность его социологическому учению.

Видный российский социолог и историк Н. И. Кареев, автор книг «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность историческо­го процесса и роль личности в истории» (1889), «Введение в изучение со­циологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и др., полагал, что социология призвана открывать законы, управляющие общественными явлениями. При этом он утверждал, что между биологией и социологией необходимо помещать психологию, но «не индивидуальную, а коллективную» .

Поскольку все общественные явления суть, по Н. И. Карееву, проявле­ния духовного взаимодействия между людьми, то коллективная психоло­гия способна выступать как основа социологии. Главной же проблемой социологии ученый считал вопрос о методе социального познания, трактовку коллективной психологии как основы общества и выяснение онтоло­гических аспектов исторического процесса.

Метод социологии, основополагающую парадигму социологического мышления Н. И. Кареев связывал с определенными «идеальными принципами», которые, с одной стороны, должны быть выше идеологических, национальных, религиозных или классовых предрассудков, но, с другой, выступают как атрибут социального познания, ибо никакое общественное явление, по мнению исследователя, не может быть понято без субъектив­ного к нему отношения.

Общество, обозначаемое Н. И. Кареевым как «надорганическая среда», понималось им как сложная совокупность психопрактических взаимодействий личностей. Последняя включала в себя, по мнению социолога, «культурные группы» и «социальную организацию».

«Культурные группы» являются порождением воспитания, привычек и подражания, свойственных людям, и отражают процессы общего взаимо­действия индивидов.

«Социальная организация» выступает как индикатор положения лич­ности в трех измерениях (юридическом, политическом и экономиче­ском), как показатель предела индивидуальной свободы. Этот фено­мен, по Н. И. Карееву, и является предметом социологии.

Трактуя общественные законы и закономерности как продукт деятель­ности разума и воли человека, он полагал, что главной задачей социоло­гии является постижение тех новаций, которые сформировались в соци­альной жизни. Выяснение же механизмов образования этих новаций со­циолог считал предметом теории исторического процесса (специфической общественной дисциплины).

Несмотря на очевидный методологический дуализм, социологическая концепция Н. И. Кареева особо интересна именно тем, за что она была впоследствии жестко раскритикована обществоведами воинствующе -материалистической ориентации, - пониманием степени свободы челове­ческой личности в качестве высшего критерия социального прогресса.

Н. М. Коркунов, юрист и обществовед, автор работ «Лекции по общей теории права» (1886), «Общественное значение права» (1892) и др., трак­товал общество как продукт «психического единения людей».

Он не счи­тал необходимым анализировать материальные связи между индивидами, оценивая их как несущественные для понимания сути государства и права и их социальных функций.

Опираясь на собственную концепцию общества и его институтов, Н. М. Кор­кунов настаивал на психологическом подходе к анализу социума, предпо­лагающего «отличительный фактор общественных агрегатов» и ставящего «явления общественности наряду с явлениями неорганического и органи­ческого мира как третью самостоятельную группу явлений мира неорга­нического».

Рассматривая «психическое» как результат межпоколенной трансляций знаний, чувств и воли, Н. М. Коркунов сводил историческую закономерность к внешним проявлениям функционирования коллективной духовно-психической деятельности людей. Тем не менее особо акцентируемая им свобода индивидуальной воли ограничивается в той или иной мере и сте­пени общественной детерминацией множества людских помыслов и дея­ний. «Наша зависимость от общества не может быть устранена, - констатировал поэтому ученый, - она не зависит от нашей воли, и с ней прихо­дится нам считаться».

Не будучи столь мощным течением, как органицизм и психологизм в западной социологии, российская школа тем не менее подготовила почву для успешного критического усвоения в стране достижений последующих классиков обществознания (психоанализа и родственных ему учений).

12