Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1ostroshenko_v_v_ostroshenko_l_yu_sistemnyy_analiz_i_modeliro

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
4.94 Mб
Скачать

Рис. 16. Восстановленный ареал кедра корейского

Рис. 17. Восстановленный ареал ели аянской

 

131

Рис. 18. Восстановленный ареал пихты белокорой

Рис. 19. Восстановленный ареал лиственницы

132

Рис. 20. Восстановленный ареал дуба монгольского

Рис. 21. Восстановленный ареал ясеня маньчжурского

 

133

Восстановленный ареал березы желтой (рис. 22) в общих чертах близок ареалу кедра корейского, что, вероятно, связано с производным происхождением желтоберезников от кедровых лесов.

Обширен ареал березы плосколистной (белой), заметное ее распрост-

ранение отмечено на восточных отрогах и хребтах восточного макросклона Сихотэ-Алиня (рис. 23).

Восстановленный ареал липы (рис. 24) сосредоточен по отрогам Западного Сихотэ-Алиня, в меньшей мере – Восточно-Маньчжурских гор, преимущественно в юго-западной части ареала.

Восстановленный ареал березы каменной (рис. 25) большей частью приурочен к восточному макросклону Сихотэ-Алиня, к бассейну р. Самарга, занимая высшие отметки на юге края и в центральной части севера Приморья.

Таким образом, восстановление ареалов лесообразующих пород, маркирующих распространение основных лесных формаций по 2-5 факторам среды не достаточно. Восстановление лесного покрова по 10 ведущим факторам среды позволяет воссоздать наиболее реальную картину: основные лесообразующие породы воспроизводятся в своих экологических ареалах.

4. Тенденция вековой динамики лесной растительности в связи с изменением климата

Для выявления будущих климатических изменений растительного покрова особое значение имеет выявление тенденций изменения климатических параметров, и особенно – среднегодовой температуры, с которой сопряжены и остальные климатические факторы.

Анализ обширного материала за несколько веков по изменению климата и сезонных явлений показывает устойчивое повышение годовой температуры в связи с антропогенным фактором, [Петропавловский, 2004. – с. 252-260]. Так, по данным М.И. Будыко и К.Я. Виникова (1976), с конца 1960-х гг. началось потепление. С этим потеплением совпала, имевшая место в 1972-1976 гг., серия катастрофических засух в Европе, Азии и Северной Америке.

134

Рис. 22. Восстановленный ареал березы желтой

Рис. 23. Восстановленный ареал березы плосколистной

135

Рис. 24. Восстановленный ареал липы

Рис. 25. Восстановленный ареал березы каменной

136

Систематические наблюдения, начатые в 1958 г. при проведении Международного геофизического года, показали, что за прошедшее время концентрация углекислого газа увеличилась в среднем на 0,4% за год. В настоящее время этот показатель еще больше возрос. По данным М.И. Будыко (1980), с 1970 г. отмечается явная тенденция возрастания температуры, что может привести к существенному изменению климата в ближайшем будущем, в сравнении с тем, который был на протяжении последних столетий. Предполагается [Будыко, 1980], что к 2050 г. среднегодовая температура воздуха на нашей планете возрастет на 2оС.

Обобщая литературу по глобальному изменению климата, наши ученые пришли к выводу о том [Костина, 1997], что прогнозы потепления климата в первое десятилетие ХХ1 века дают результаты в широком диапазоне – от 1 до 5,5оС.

Интенсивное таяние ледяного покрова Арктики и Гренландии в настоящее время свидетельствует о повышении среднегодовой температуры воздуха. Потепление и увлажнение приведут к тому, что широтные растительные зоны сместятся к северу, возрастет производительность ценозов. Далее потепление усилится, и, как считает видный дальневосточный ученый В.М. Урусов (2000), уже в ХХ1 в. повторится обстановка климатического оптимума голоцена, наблюдаемая примерно 6 тыс. лет назад. Вековые смены выражаются в надвигании кедровников на дубняки, значительном продвижении лиственничников на юг [Куренцова, 1973].

Таким образом, некоторая противоречивость данных о тенденции изменения климата и результаты восстановления растительности дают основание не делать категорических утверждений о приоритетном искусственном восстановлении той или иной лесообразующей породы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте пояснения и ответьте на следующие вопросы:

1. По каким факторам среды производится восстановление древесно-

137

кустарниковых пород при математико-картографическом моделировании растительности?

2.Как выглядит восстановленный, по методике картографирования растительности, разработанной проф. Б.С. Петропавловским, ареал кедра корейского, ели аянской, пихты белокорой, лиственницы, дуба монгольского по отношению к современному?

3.Каков прогноз возможного изменения климатических параметров в ХХ1 веке?

4.Как может отразиться прогнозное изменение климатических параметров на климатических изменениях растительного покрова?

138

Глава 15. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛЕСОВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ДУБОВО-КЕДРОВЫХ РОДОДЕНДРОНОВЫХ ЛЕСОВ ЮЖНОГО СИХОТЭ-АЛИНЯ ПОСЛЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

Цель излагаемого материала: познакомиться с программным пакетом и возможностью моделирования лесовосстановительных процессов с использованием программного пакета STELLA при восстановлении ареалов исходной растительности, как удобного инструмента для имитационного моделирования динамических процессов.

Вопросы:

1.Имитационный подход в моделировании послепожарной динамики дубово-кедровых рододендроновых лесов

2.Моделирование численности размерно-возрастных категорий основных древесно-кустарниковых пород. Использование программного пакета STELLA. Восстановление ареалов исходной растительности

1.Имитационный подход в моделировании послепожарной динамики дубово-кедровых рододендроновых лесов

Для разработки мероприятий по восстановлению дальневосточных лесов важное значение приобретают вопросы прогнозирования и моделиро - вания восстановительной динамики лесных насаждений.

В настоящей главе рассматривается имитационный подход в моделировании послепожарной динамики основных лесообразователей коренных и производных дубово-кедровых рододендроновых лесов с помощью программного пакета STELLA [Комарова, 2011].

Сообщества рододендроновых дубово-кедровых лесов произрастают в верхних частях крутых инсолируемых склонов и на вершинах хребтов, подверженных сильной инсоляции, резким колебаниям температуры и влиянию сильных ветров. В связи с этим почвы сухие и бедные. Древостои низкой производительности, IV-V классов бонитета, в составе коренных

139

сообществ господствуют сосна корейская (Pinus koraiensis) и дуб монгольский (Quercus mongolica), в производных лесах доминируют береза плоско-

листная (Betula platyphylla) и осина (Populus tremula ).

Для исследований подобраны лесные участки, пройденные низовыми и верховыми лесными пожарами от 1 до 220 лет и расположенные в средне-

горном поясе Южного Сихотэ-Алиня, в бассейнах рек Соколовка, Извилинка и Павловка (притоки р. Уссури). Сбор материалов проводили на 28 постоянных и временных пробных площадях (50х50м).

Программный пакет STELLA, разработанный в середине 20 века в рамках научного направления System Dynamics Джеем Форрестером (1978),

зарекомендовал себя как удобный инструмент для имитационного моделирования динамических процессов [Ащепкова, 2006; Меншуткин, 2006]. Величины, описывающие динамический процесс в этой программе, представляются как фонды и потоки.

Фонды модели отражают текущие численности стволиков или стволов пяти размерно-возрастных категорий: 1) мелкий подрост (до 50 см. высоты); 2) средний подрост (от 51 до 150 см); 3) крупный подрост (от 151 до 200 см высоты); 4) тонкомер (до 12 см диаметра); 5) деревья (более 12 см).

Потоки численности особей, с единицами скорости равными «экз. га в год» показывают, сколько растений поступает в первую категорию, затем переходит в следующую и отмирает в каждой размерно-возрастной категории в течение года.

2. Моделирование численности размерно-возрастных категорий основных древесно-кустарниковых пород. Использование программного пакета STELLA. Восстановление ареалов исходной раститель-

ности.

Результаты моделирования динамики численности размерно-возраст- ных категорий у четырех рассматриваемых видов приведены на рисунке

26.

140