Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1ryazanov_i_v_istoriya_filosofii_ot_filosofii_drevnego_vostok-1

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.63 Mб
Скачать

сти божественного первоначала – к движению конечных вещей.

Мироздание у философа предстаѐт в виде иерархически построенного единства, в котором, следуя воззрениям неоплатоников, есть не только переход от высшего к низшему, но и существует внутренняя взаимосвязь всех ступеней иерархической системы мироздания. Фичино пишет в своѐм трактате: « Все части мира, хотя они и различны, согласуются во взаимном порядке, ибо составляют единое тело, перенимают друг у друга и заимствуют природу. Низшие тела движутся высшими, высшие – бестелесной природой…Стало быть, Бог есть единственный распорядитель единого мира». Устанавливая зависимость мира от Бога, мыслитель рассматривает процесс нисхождения от божественного единства к множественности природы в терминах неоплатонизма. Бог выступает как первопричина и источник бытия, он охватывает и поглощает собой весь мир. Бог у Фичино везде, и эта вездесущность есть следствие того, что он есть «всеобщая природа вещей». Отождествляя Бога с «всеобщей природой вещей», гуманист одновременно утверждает, что природа не ограничивается космосом, Бог не растворяется в природе, он поглощает еѐ.

В «Платоновском богословии» можно прочитать: «Бог потому находится во всех вещах, что все они находятся в нѐм, и если бы они не были в нѐм они бы не существовали».

Учение о всеохватывающем присутствии Бога и поглощении им всей иерархической структуры мироздания позволяет Марсилио Фичино преодолеть креационистские представления теологической мысли. Низшую ступень бытия, противостоящую Богу, Фичино обозначит в качестве материи, она бесформенна, но обладает реальным действительным существованием. Характеризуя материю, он напишет: «Как Бог действует во всѐм на всѐ и не испытывает никакого воздействия, так и телесная материя, должна испытывать воз-

171

действие от всех, сама же менее всего воздействуя на иное». Существенным моментом в этом процессе нисхождения Бога в материю и обратно является единство всей структуры мироздания.

Переход от Бога, который у Фичино есть неподвижное единство к миру материальных форм, осуществляется сверху через вторую ступень мировой иерархии. Она будет названа им «ангелом». В «Платоновском богословии» эта ступень мировой иерархии позволяет Богу запечатлеть «формы подлежащих творению вещей», в ангельском уме рождаются, с точки зрения Фичино, сферы небес, элементы, светила, воздух, формы растений и животных и так далее. Характеризуя вторую ступень своей иерархии, гуманист выделяет такие его черты, как покой и постоянство; ангел подвижен только в том смысле, что он заметит Фичино «происходя из Бога, к нему и возвращается».

Воплощением единства и всеобщей связи всех ступеней мировой иерархии у Фичино станет третья ступень, именуемая душой. Душа у мыслителя есть основная категория всей его философии. Именно душа определяет единство и взаимосвязь всех ступеней бытия. Расположенная в центре мироздания, она «есть средняя ступень вещей и связует воедино все ступени, как высшие, так и низшие, восходя к высшим и нисходя к низшим». Сочетая в себе противоположности крайних ступеней иерархии бытия, душа являет собой их диалектическое единство. Она едина, но в то же время, множественна, определяя собою жизнь и движение материального, несовершенства конечных вещей. В своѐм трактате Фичино замечает «душа есть величайшее чудо …она может быть названа центром природы, срединой всех вещей».

Эта центральная роль души определяется тем, что она в философии Фичино является главной и определяющей силой, придающей жизнь и движение всему многообразию вещей и тел. В «Платоновском богословии» эти понятия даже отож-

172

дествляются: душа есть жизнь, а жизнь источник движения. А так как движется всѐ, от небесных сфер до элементов, то всѐ и одушевлено, ибо не Бог придает движение небесным сферам и телам и не материальные тела сами по себе, а душа. Философ критикует средневековую космологию, которая связывала идею движения с перводвигателем, отождествляемым с Богом. Таким образом, в противовес схоластическим представлениям о движении в платонизме Возрождения в лице М.Фичино выдвигается принцип самодвижения в космосе.

Новая гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее заметно проявилась и в его учении о человеке. Человек в трактате Фичино прекраснейшее из божественных творений, он занимает в иерархии мира первое и высшее место. Пытаясь обосновать бессмертие души, мыслитель постоянно подчѐркивает особую высшую природу человека. Среди прочих доказательств бессмертия души, важное место у философа занимает прославление достоинств человека как творческой личности. « Мощь человека,- подобна божественной природе - пишет Фичино,- повелевая всем живым и неживым в природе, он есть, как бы некий бог».

Важнейшим признаком совершенства человека является его стремление к свободе. Стремление человека к познанию, к постижению мира позволила мыслителю в итоге заключить, что человек может быть уподоблен своему творцу. И его главная жизненная задача заключена в том, чтобы посредством совершенствования возносится к богу. Такая философия человека с прославлением его силы и творческой мощи свидетельствовала о полном разрыве с предшествующей средневековой традицией.

Новым явлением становящегося платонического Возрождения становится и понимание природы религии в « Платоновском богословии», выдвигается идея « всеобщей религии». М. Фичино утверждал в своѐм сочинении, что все религии это не более чем проявления «всеобщей религии» при-

173

сущей всему человечеству. Религиозный универсализм гуманиста с провозглашением принципа всеобщей веротерпимости, нарушал религиозные представления средневекового человека и был для своего времени революционным.

К наиболее известным представителям платонизма эпохи Возрождения необходимо отнести и члена Флорентийской платоновской академии Пико делла Мирандола (1463-1495). Как последователь платонизма он прославился тем, что выдвинул 900 тезисов обо всѐм, что было познано. Его эклектический платонизм был усилен пантеистическими тенденциями. Вместе с тем в своей речи «О достоинстве человека», размышляя над природой человека, он исходил из того, что это особый микрокосмос, который нельзя отождествлять ни с чем. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность посредством самостоятельного выбора. Он отличается от остальной природы и идѐт к «божественному совершенству». В антропоцентрической картине мироздания у Пико делла Мирандолы человек может « подняться до звѐзд и ангелов, а может опустится до животного состояния» в этом, утверждал философ, и состоит «высшее счастье человека, которому дано быть тем кем он пожелает быть».

Таким образом, ренессансный платонизм явился перовой попыткой создания целостной философской системы, противостоящей средневековой схоластике. Опираясь на традицию античного платонизма и неоплатонизма и используя достижения гуманистической мысли, мыслители Возрождения существенно расширили область философского знания связанного с познанием мира и человека.

4.4 Аристотелизм Возрождения

Философия Аристотеля в границах схоластической традиции была направлена на решение основных теологических проблем своего времени. Против такой схоластической интерпретации мыслителя выступают так называемые предста-

174

вители аристотелизма эпохи Возрождения. Переход к изучению подлинного Аристотеля, очищенного от средневековых наслоений? становится их общей характерной чертой.

К началу XVI века гуманистическая мысль получает широкое распространение в европейской культуре. Она захватывает и в значительной мере подчиняет себе даже традиционные центры схоластической философии. Это проявилось в первую очередь в том, что во многих cначала итальянских, а позднее и других европейских университетах начинают преподавать учѐные гуманисты. Возникают кафедры греческого языка, где философия Аристотеля становится предметом тщательного изучения. Центральной проблемой, связанной с изменением схоластического понимания философии Аристотеля, становится проблема бессмертия человеческой души.

Наиболее яркий пример превращения университетского, средневекового аристотелизма в явление философской мысли Возрождения представляет творчество Пьетро Помпонацци (1462-1525). Именно в его сочинениях проблема бессмертия человеческой души находит своѐ не средневековое решение, при этом гуманист опирается и на новое не схоластическое понимание аристотелевской философии.

Философия для мыслителя не сводится только к толкованию текстов Аристотеля. «Истина, – замечает Помпонацци,

– есть истина рационального познания, отталкиваясь от разума и ощущений, она не должна искажаться ради религиозной веры». Нельзя в вопросах познания искать компромисс, искажающий природу познаваемых явлений. Рассматривая соотношение веры и разума, он напишет: «Философствовать следует, исходя из естественных начал, а стало быть, если выводы следуют из данных предпосылок, не в нашей власти отвергать заключения». Таким образом, концепция «двойной истины», созданная в схоластической теологии, им отвергается. При этом, с точки зрения Помпонацци, вера полезна для поддержания нравственности в простом народе, она не со-

175

держит ни истины, ни неистины. Язык веры, есть язык «закона» и притчи – нравоучения, имеющие целью наставление в морали, а вовсе не сообщение сведений о мире. Признавая необходимость религиозной проповеди для воспитания «простого народа», гуманист последовательно отстаивал независимость философии от богословия.

Прижизненную и посмертную славу Помпонацци принѐс «Трактат о бессмертии души», он стал итогом многолетних размышлений философа. Сама постановка проблемы личного бессмертия стала одной из основных в новой культуре Возрождения. Интерес к проблеме бессмертия был связан с процессом пересмотра традиционной церковной системы нравственных ценностей. Поскольку средневековая мораль основывалась на учении о посмертном воздаянии, то устранение этого важнейшего положения религии вело, по господствующим представлениям, к крушению всякой нравственности. Возрождение античных учений Эпикура и Лукреция Кара, а также комментария к сочинению Аристотеля «О душе», принадлежавшее Александру Афродисийскому, отвергавшему личное бессмертие, усилили в эпоху Ренессанса интерес к этой проблеме.

В среде платоников Возрождения также возникает ряд трактатов, посвящѐнных обоснованию христианского учения о бессмертии души. Например, подзаголовок главного сочинения Марсилио Фичино « Платоновское богословие о бессмертии души» подчѐркивал связь общефилософских построений главы Флорентийской академии с задачей обоснования этого важнейшего положения христианства. Поэтому трактат Помпонацци вызвал непрекращающиеся споры вокруг этой проблемы.

Проблему бессмертия души итальянский гуманист рассматривает, исходя из двух групп вопросов. Во-первых, он считал, что решение проблемы зависит от теории познания, от понимания природы человеческого разума. Во-вторых, ре-

176

шение данной проблемы во многом вытекает из этической стороны вопроса. Эта проблема, утверждал мыслитель, также содержит выводы, следующие из смертности или бессмертия души для человеческой нравственности.

Помпонацци начинает свои рассуждения с известного положения Аристотеля, что человеческая душа ничего не испытывает без тела, и если мышление есть некая деятельность представления или не может происходить без представления, то и мышление не может быть без тела. С точки зрения итальянского гуманиста, мышление невозможно без органов чувств, без ощущений, без чувственных образов и представлений. Разум нуждается в представлениях, в чувственных образах для своей деятельности, и он неотделим от материи и тела. Человек бессмертен лишь в том смысле, утверждал Помпонацци, что он может мыслить общими понятиями, абстрагироваться от единичного, частного и отдельного. Бессмертие души нельзя рационально обосновать, в него можно лишь верить. То, что человек образует представления о нематериальных духовных сущностях, лишь свидетельствует о преимуществе человека перед всем остальным миром. Преимуществом человека является не достижение бессмертия, которое постулировала схоластическая теология, а возможность рационального познания. В этом и заключается смысл существования всего человеческого рода. Вывод о смертности души, заключает Помпонацци, « …наиболее согласен с разумом и опытом, он не предусматривает ничего сказочного принимаемого на веру».

В трактате « О бессмертии души» философ даѐт обоснование и месту человека в мироздании. Человек у него обладает не простой, а множественной, не твѐрдо установленной, а двойственной природой, и он должен быть расположен посреди смертных и бессмертных сущностей. В иерархической структуре мироздания Помпонацци выделяет три рода одушевлѐнных существ. Высшие – это небесные «интеллиген-

177

ции», нематериальные, чисто духовные сущности, способные к высшему знанию, постижению всеобщего без посредства ощущений и не нуждающиеся в теле и его органах.

Низшие существа – это животные, нуждающиеся в теле

испособные только к познанию частного. Человек занимает срединное место в этой иерархии . Помпонацци пишет в своѐм сочинении: «Люди зависят от тела не как от субъекта, а только как от объекта, и потому они не созерцают всеобщее само по себе, как вечные сущности, и не только частным образом как животные, но постигают всеобщее в частном». Такое положение человека между материальным и нематериальным миром определяет и его нравственную природу.

Вцентре проблемы бессмертия человеческой души оказался и вопрос о нравственности конечного и смертного существа. В христианских представлениях, получивших в схоластике теологическое и философское обоснование, соблюдение правил морали обуславливалось загробным воздаянием, устранение посмертной награды и наказания представлялось крайне опасным, ведущим к крушению всех нравственных устоев.

Систематизатор схоластики Фома Аквинский писал: « Если бы мы не чаяли воскресения из мѐртвых, человек скорее должен был бы предпочесть смерти сколь угодно тяжкое преступление». Поэтому, утверждая смертность человеческой души, Помпонацци должен был обосновать совместимость своего утверждения с сохранением нравственных устоев общества. В своих суждениях философ стремится доказать превосходство нравственности смертного человека над моральной системой средневековья, построенной на страхе загробных мучений и ожидании награды не небесах.

Утверждение смертности души заставило гуманиста поиному решать вопросы о цели человеческого существования

ио достижении счастья в земной жизни. Отказ от религиозных представлений о высшей, загробной, цели человечества

178

потребовало найти возможности осуществления земного предназначения человека. Опровергая доводы защитников религиозной этики, Помпонацци разрабатывает в трактате «О бессмертии души» собственное учение о цели человеческого существования. Как особый вариант ренессансной антропологии оно построено на идеи высшего блага. Если у Аристотеля высшим благом считается интеллектуальное созерцание, доступное философам, то у итальянского мыслителя оно доступно всему человеческому сообществу.

В своѐм сочинении он писал: «Весь человеческий род подобен единому телу, состоящему из различных членов, которые обладают различным назначением, но упорядоченных на общую пользу человечеству….Не все могут обладать равным совершенством, но одним оно дано в большей другим в меньшей мере… Но есть у людей нечто общее им всем или почти всем. Иначе они не были бы частями одного рода, стремящегося к единому общему благу».

Для достижения общей цели – блага всего человечества

–люди должны быть причастны к трѐм видам разума: созерцательному, практическому и действующему. Первый нужен для разумного познания мира, второй – для различения добра и зла, третий – для развития механических искусств. Именно в причастности всем трѐм видам разума, а не в одном интеллектуальном созерцании, доступном лишь философам, заключается цель человеческого сообщества, достижимая в земной жизни. Поэтому и при допущении смертности души человечество не оказывается лишѐнным цели и смысла существования. Из смертности души вовсе не следует отказ от нравственности, считал Помпонацци. Более того, именно принимающие посмертное воздаяние подрывают общественную нравственность, ибо обеспечивают соблюдение нравственного закона исключительно надеждой на будущее вознаграждение и страхом перед посмертными мучениями. Между тем добродетель следует предпочесть ради неѐ самой, гово-

179

рил гуманист, ибо в ней самой для человека и заключена награда, подобно тому, как самым страшным наказанием за грехи и преступления является сам порок.

Таким образом, вопреки аскетической морали средневековья, философ провозглашает благом земную жизнь и утверждает достижимость земного счастья, заключѐнного «в добродетели разумного человека». Трактат о бессмертии души Пьетро Помпонацци стал основой новой, атеистической по сути, антропологии и этики Возрождения. Идеи, заложенные итальянским гуманистом, развивали его последователи Жа-

коб Забарелла (1532-1589), Лучилио Вамини (1585-1619) и Ан-

дреас Цесальпиний (1519-1603) – учѐный, открывший закон кровообращения и систематизировавший растительный мир.

Отечественный учѐный А.Х.Горфункель, подводя итог развитию философии Возрождения, отмечал, что она способствовала переходу европейской мысли от средневековья к новому времени, и в этом заключается еѐ историческая специфика. Создавая отличную от средневековой картину мироздания, мыслители Возрождения создали условия, при которых стал возможным переход к экспериментальноматематическому естествознанию, а разработанное ими представление о неразрывном единстве человека и природы получило своѐ дальнейшее развитие в последующих за Возрождением научных концепциях.

Вопросы для самопроверки по теме: «Философия эпохи Возрождения»

1.Какие идеи античной философии стали популярными в эпоху Возрождения?

2.В чѐм суть антропоцентризма?

3.Каковы основные предпосылки возникновения гуманизма?

4.Что такое гуманизм? Назовите характерные особенности гуманизма эпохи Возрождения.

5.Какие направления философии Возрождения вам известны?

6.Кто из итальянских гуманистов является создателем

«Платоновской академии», и с чем ещѐ связана его творческая деятельность?

180