Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция - 5-1 рус. язык.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
181.25 Кб
Скачать

Г) Культура поздней Византии

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. стало причиной существования на территории Византии, основанной завоевателями Латинской империи (1204-1261). В этот период усиливается культурное взаимодействие греческой и западноевропейской цивилизаций. Католическая церковь приложила много усилий для распространения среди греков латинской культуры и католического вероучения. Православную патриархию в Константинополе заменила католическая. Попытки введения католического вероисповедания в Латинской империи обусловили сопротивление православного духовенства и широких слоев населения. В то же время взаимное влияние западной и византийской культур подготовило основу для последующего их сближения в поздней Византии эпохи Палеологов.

В 1261 г. никейскому императору Михаилу VIII Палеологу удалось отвоевать у крестоносцев Константинополь и возобновить Византийскую империю, но она мало напоминала Византию до латинского завоевания. В ее состав входила лишь незначительная часть Балкан.

Большие изменения произошли и в культуре византийского общества. События IV крестового похода положили конец культурному господству Константинополя. Никея оттеснила его с ведущих позиций в культурной жизни. В ней сконцентрировалась константинопольская знать, которая превратила этот город в своеобразный «Константинополь в изгнании». Константинопольская трагедия дала новый толчок изучению античного наследия в связи со стремлением найти объяснение тому, что произошло в истории Византии. Вот почему именно в Никеи окрепли основы «энциклопедизма», который стал впоследствии характерным для византийской культурной элиты XIII-XIV вв. и превратил ее представителей в непревзойденных знатоков античного наследия.

В этих условиях в конце XIII – начале XIV в. зарождается «византийский предгуманизм». Его представители из духовной элиты не сумели создать ничего нового, кроме усвоения античного наследия. Авторитет последнего объединился с авторитетом христианского богословия, и византийские интеллектуалы оказались способными лишь противопоставить господству схоластического мнения идеи языческого политеизма, а в политической теории проповедовать тоску по идеальной форме платоновского государства.

В этот заключительный период истории византийского общества застой в нем предопределялся кризисом средневеково-ортодоксального мировоззрения. Это усиливалось внутренним несогласием и внешними бедами. Они вызывали духовное брожение, которое, в отличие от итальянского гуманизма, не было направлено на подрыв фундаментов этого мировоззрения. Речь шла не о завершенной культуре гуманизма, а лишь о гуманистических тенденциях, связанных с возрождением античной образованности.

Понятия «византийский гуманизм» касается в первую очередь того духовно-интеллектуального потенциала эрудитов Византии в XIV-XV вв., который в известной мере предшествовал итальянскому гуманизму и способствовал его формированию. Энциклопедические знания таких прославленных византийских мыслителей, как Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Эммануил Хрисолор и Виссарион Никейский, вызывали восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали их учениками и последователями. Именно они открыли западным гуманистам прекрасный мир греко-римского культурного наследия, познакомили их с классической античной литературой и философией.

В то же время с развитием гуманистических взглядов в поздней Византии наблюдается усиление влияния мистицизма. Идеи фатализма, неизбежности судьбы стали закономерным итогом эволюции византийского сознания. В атмосфере безнадежности, предопределенной смертельной внешней опасностью и феодальными дрязгами, среди византийцев росло убеждение, что познание истины и спасение от земных бед возможно лишь при пассивном созерцании, полном успокоении, которое наступает в результате мистического слияния с Богом.

Гуманистические черты византийской культуры XIV-XV вв. отражены также в строительстве и художественном творчестве. Для византийской архитектуры оставалась характерной разработка предыдущего типа зданий, однако, с большей элегантностью и изысканностью их внешнего и внутреннего оформления. К прекрасным памятникам архитектуры этого периода принадлежат Кахрие-Джами, церковь монастыря Хора в Константинополе, храм св. Софии в Трапезунде, комплекс церковно-монастырских сооружений и дворец деспотов в Мистре.

Характерными признаками византийской живописи стали чувственность и динамизм. Фигуры в движении, яркие краски и использования жанровых сцен создавали не только эмоциональное напряжение, но и повышенный драматизм, характерный для фресок Мистры. Этот стиль отражал реальное состояние византийского общества – неустойчивость бытия, ожидание беды.

Для обычаев поздневизантийской аристократии характерной чертой становится стремление к роскоши и комфорту, были чрезвычайно распространены разнообразные суеверия, гадания и магия.

В апреле в 1453 г. Константинополь был полностью окружен 200-тысячной армией и флотом турков из 400 кораблей, которым противостояли лишь 7 тыс. защитников столицы и флот из 25 судов. В мае в 1453 г. начался последний штурм Константинополя. Византийская империя перестала существовать.