Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Архитектуры(распечатки).docx
Скачиваний:
75
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
192.62 Кб
Скачать

5. Планировка и интерьер белорусского народного жилья

Начальную стадию развития планировки крестьянского жилья отражает однокамерный дом, представлявший собой прямоугольный или квадратный в плане сруб длинной в среднем 5-6 м. Именно однокамерными были большинство обнаруженных в древнем Берестье жилых построек.

Появление сеней усложнило планировку жилья: возникли двухкамерное жильё - в результате соединения хаты с сенями. Архаичные сени двухкамерного жилья представляли собой обычный пристройку-трёхстен на столбах, без крыши, часто полукруглой формы. Сени использовались не только в качестве хозяйственного, но и жилого помещения (летом). Двухкамерные хаты были наибольшее распространённым типом жилья Беларуси эпохи феодализма.

Предусловием дальнейшего развития жилища в трёхкамерную постройку было размещение напротив хаты отдельно стоящей клети, варивни или истопки двери в двери (такое соединение деревянных построек также было обнаружено при раскопках древнего Берестья). Со временем эти срубы объединялись тыльной стенкой и крышей, которая постепенно трансформировалась в сени («сенцы»). В наиболее архаичных трёхкамерных жилищах хата и клеть представляли обособленные объёмы, архитектурно не связанные и механически соединённые сенями между собой. В дальнейшем такая связь постепенно приобретала черты единого планировочного и композиционного замысла - план здания составлял более-менее правильный прямоугольник, объём архитектурно соподчинялись друг другу.

Вероятно, одной из причин развития трёхкамерного жилища было широкое использование клети в качестве дополнительного жилого помещения, т.к. в дальнейшем клеть нередко трансформировалась в другую хату. Часто в сенях трёхкамерного жиля выделялось дополнительное складское помещение - «камора», «чулан». Аналогично развивалось трёхкамерное жильё во многих районах России, Украины и Польши. Оба типа жилья (двух- и трёхкамерное) сложились одновременно и были известны в древнерусском строительстве.

Вход в хату осуществлялся через небольшое крыльцо, в виде деревянных либо каменных ступеней приложенных к сеням. В конце 19 в. в народной архитектуре многих регионов широко распространяются выносные деревянные крылечки на столбах.

Планировка интерьера белорусского народного жилища обычно обуславливалась тем, что глинобитная печь на деревянной основе занимала один из ближайших от входа углов. Угловое размещение печи определяется исследователями как белорусско-украинский тип, в то время как, например, в севернорусском жилье, печь находилась возле противоположной от входа стены. До середины 19 в. в Беларуси были распространены курные печи глинобитной конструкции на деревянном подрубе из 3-4 венцов. В боковых стенах печи делались ниши для просушки семян, табака и т.д. Дым выпускался через двери либо специальное отверстие в стене или потолке. Во второй половине 19 в., после отмены крепостного права, в крестьянском жилище активно начинают распространяться печи с «комшам» - с дымоходом (первоначально колодообразным, подвешивавшимся над печью). Постепенно распространяются кирпичные печи, что значительно улучшило санитарное состояние жилища. Общей закономерностью в интерьере является общность его зонирования.

Ориентация устья печи определило и структуру всего внутреннего оборудования кухонной зоны хаты, размещённой обычно вдоль стены по другую строну от входа. В этой зоне находились скамья для вёдер, кухонный шкафчик, прикреплённый к стене или встроенный в угол, жернова.

Важной общенациональной особенностью является обязательное диагональное размещение по отношению к печи ещё одной функциональной зоны - «красного угла» - шута» или «покуцЬ, где висели иконы, под которыми стояли стол и сходились две лавы-скамьи, неподвижно прикреплённые к стенам (служили местом отдыха и работы, для чего снабжались отверстиями для прялок, гребней, винтов и тисков).

Ещё одной функциональной зоной был спальный помост - «пол», занимавший пространство за печью возле удлиненной стены. Над им размещались «палащ» - верхний спальный ярус. Между стеной и припечным столбом часто врубалась горизонтальная жердь - «ашостак», которая с навешенными на неё тканью, одеждой, отделял «пол» от сего остального пространства хаты.

Пространство между «красным углом» и «полом» образовывало своеобразную рабочую зону, как правило сезонного характера - зимой и весной тут стоял ткацкий станок - «кроены», прялка и т.д.

В организации освещения народного жилья определяющими были требования теплового комфорта. Народные архитекторы рационально определяли те участки хаты, которые следует осветить. К ним обязательно относился угол напротив печи, в котором обязательно прорубалось окно. Хорошо освещался и «кут» как правило двумя окнами в смежных стенах. Одной из важнейших общих особенностей белорусского народного жилища, сохранившейся даже у переселенцев в восточные районы России, было применение трёх оконных проёмов - одно на уличном фасаде и два на дворовом. По мере роста благосостояния и развития требований к архитектуре жилых зданий, размеры традиционного дома увеличивались - жилая часть делилась на две комнаты, увеличивалась ширина уличного фасада -с одного-двух окон до трёх и т.п. Окно в глухой припечной стене (в спальной зоне) было редким явлением не только по функциональным, но и по бытовым соображениям (чтобы не было видно, что творится на дворе у соседа). Прорубать такое окно можно было лишь с согласия собрания общины или священника.

Для освещения хаты посреди неё к потолку подвешивался обмазанный глиной лозовый лучник (место, где горела лучина - смолистая щепка для освещения) цилиндрической формы.

36

7. Белорусский народный архитектурный декор.

К декору народного жилища в первую очередь традиционно относится деревянная архитектурная резьба - домовая резьба. Однако исследователями было выявлено, что количество резного деревянного декора в народном жилье по мере движения с востока на запад Беларуси уменьшается, зато увеличивается число таких декоративных средств как обшивка стен вагонкой, пластичное оформление конструкций, использование разноцветной покраски, побелка. При этом самые насыщенные домовой резьбой районы -самый юго-восток Гомельской области, пограничье Беларуси с Украиной и Россией.

Проведённый анализ по деревянной архитектурной резьбе юго-восточных районов Беларуси дал возможноать сделать выводы о наличии на территории Гомельской области как минимум трёх отличающихся друг от друга региональных традиций декоративного оформления народного жилища, определить их границы и применяемые архитектурно-художественные средства.

1. Нижнепосожская традиция архитектурного декора. Она хватывает территорию Гомельского, Добрушского, Чечерского и Ветковского районов, на юге переходя границу с юго-западной Брянщиной (Злынка, Клинцы, Новозыбков) и Северной Черниговщиной (Добрянка, Чернигов), на западе достигая Речицы и Брагина, на севере - Уварович (Буда-Кошелёвский район). Ядро данной традиции находится в долине нижнего Сожа и Ипути, на белорусской территории - это города Гомель, Ветка, Добруш, Речица, частично Чечерск. Переферия данной традиции охватывает Хойники, Василевичи, Калинковичи, Лоев, Камарин, частично Жлобин и Рогачёв. Переферия выделяется более редким применением пропильной резьбы (в основном только в коронах наличников), игнорированием резного декора на других определяющих местах дома - на углах, дверях, карнизах, подзорах и ветреницах.

Большинство деревянных деталей этой традиции выполнено в технике пропильной (сквозной) резьбы, часто - накладной или краевой резьбы. Рисунок, выполненный в технике пропильной резьбы, образуется не только рисунком доски (основы), но и рисунком выпиленного сквозного фона.

Основными чертами деревянного архитектурного декора юго-восточной Гомелыцины является сдержанность, простота и неперегруженность деталями, он как-бы подчёркивает основные объёмы и линии дома (а не заполняет все пустые места на стене как в на востоке), придавая им плавность и мягкость. Растительность линий деревянной резьбы и цвета натурального дерева органически связывают дом с окружающей средой, подчёркивая его неотделённость от природы, нивелируя искусственную плоскостность стен и крыши.

Одной из особенностей местных резчиков была способность органически соединять архитектурные детали с народной символикой (уходящей своими корнями дохристианские времена). Источником вдохновения и мотивов для мастеров служило природное окружение и традиционный (в своей сущности -крестьянский) уклад жизни, творчески переосмысленные через магические представления и технические качества материала. В первую очередь это зооморфные мотивы (включающие флористические, орнитологические, ихтиоморфные и др. изображения), а также аграрно-магическая символика. Также одной из особенностей мастеров этой традиции была способность органически соединять архитектурные детали (имеющие прямые аннологии в профессиональной архитектуре) с известными древними мифологическими представлениями балто-славянских, а также других индоевропейских народов.

Материалы данной традиции позволили проследить наличие в композиции дома и в использовании архитектурной резьбы изоморфность (аннологию) декора и отдельных частей всего дома, а также между собой - каждая целостная часть дома (крыша, стены, фундамент, углы и др.) имеют свои уменьшенные и видоизменённые соответствия в декоративном украшении более мелких, но структурно целостных элементов (в окнах, крылечках, дверях, воротах и т.д.), включительно до употребления одинаковых деталей выполненных по одному шаблону, применяемых семантических изображений и их пространственной ориентации.

Все приведённые факты позволяют утверждать о строгой продуманности и выразительной охранной семантичности деревянной архитектурной резьбы данного региона, а также о её глубокой укоренённости в местных культурно-художественных традициях.

По горы искан (централ ьнополесская) традиция архитектурного декора. Она выделяется размещением основных декоративных средств - деревянной архитектурной резьбы, на фронтоне дома (композиции на основе ритмичных и солярных мотивов) и пластичностью в декоративном решении общего вида дома (обработка стен, углов, окон, консолей). Данная традиция географически размещается на границе Гомельской и Брестской областей, её ядро локализуется в долине реки Горынь (по обе стороны), вдоль древних путей из Турова через Ольшаны, Давид-Городок и Столин на Украину. Переферия данной традиции охватывает частично и долины соседних правобережных притоков Припяти - в Пинском, Лельчицком, большей части Житковичского района, употребляются те же основные средства художественно-декоративного оформления, что и на домах в центре традиции, но примеры украшения щитов тут обычно более поздние, менее разработанные и значительно реже встречаются. Проведённый анализ семантического значения декоративных резных изображений на фронтонах домов данной традиции указывает на её древнее происхождение и магическое предназначение. В то же время, на примере г.Турова можно проследить связь с местными христианско-мифологическими представлениями (с туровскими крестами) и конкретные механизмы этого влияния, что свидетельствует о непрекращающемся развитии и семантическом усложнении традиции.

3. Березинская традиция архитектурного декора. Она охватывает большой географический ареал на границе Гомельской и Могилёвской областей: на востоке - до Рогачёва, Жлобина, Стрешина и Буда-Кошелёва, на западе - до Октябрьского района и Глусска, на севере - до Осипович и Старых Дорог, на юге - до Парич и отчасти Речицы. Центр данной традиции локализуется вдоль течения реки Березины по оси: Паричи-Бобруйск-Осиповичи. Переферия данной традиции охватывает и частично долины соседних рек -Днепра (Жлобин, Стрешин, Буда-Кошелёво) и верховьев Птичи (Октябрьский район, Глуск, Осиповичи). Вне оси Паричи-Бобруйск-Осиповичи (например в Жлобине и Буда-Кошелёве) применяются те же основные средства художественно-декоративного украшения, что и в центре региона, но они представлены значительно реже, примеры украшения домов и наличников носят следы влияния соседних традиций (например, пропильная резьба).

Художественно-декоративная резьба размещена в данной традиции в основном на окнах и дверях, и отыгрывает несколько вторичную роль, подчёркивая общую соразмерность и пропорциональность основных частей дома, которые отличаются выразительной пластичностью.

Художественно-композиционное решение окон происходило за счёт уравновешенного размещения широких, достаточно плоских, резных наличников ровных контурных очертаний, в первую очередь преобладающего тут "фронтонного" типа, хорошо читаемых на фоне необшитых бревенчатых стен. Часто художественный обрах фасада дома дополнительно усиливался выделением наличников светлым цветом на фоне тёмных стен. Сказанное относится и к художественному оформлению дверей. Высокий надоконник, особенно в наличниках "фронтонного" типа, как бы повторяет в уменьшенной копии образ всего дома, делает фасад дома и наличники окон созвучными, что придаёт всему образу дома законченный и уравновешенный характер. Художественный образ наличников, которые выделяются своей общей плоскостностью, иногда усиливался применением накладной орнаментальной резьбы.

Архитектурная резьба данного региона, размещённая в основном на окнах и дверях, склонная к плоскостному конторному декору, является переходным звеном между пышной пропильной растительной резьбой на окнах, дверях и углах нижне-посожской традиции и архитектурой Центрального Полесья, а также западных районов Беларуси, где ведущими декоративными средствами являются плоскостные -вагонка, пластическое оформление конструкций, использование разноцветной покраски, побелка.

Анализ деревянного резного декора позволил выявить ряд общих черт характерных для украшения декором традиционного жилища юго-восточных районов Беларуси.

Взаимодействие духскатных северных и четырёхскатных южных типов крыш привело к формированию типа дома, на фасаде которого важную роль отыгрывает линия карниза и подзора. Художественно-декоративная резьба в юго-восточных районах Беларуси отыгрывет несколько вторичную роль, уточняя общую соразмерность и пропорциональность основных частей дома, которые отличаются выразительной пластичностью и логичностью композиции. Художественными средствами (резьбой, цветом) мастера выделяли "силовые линии" дома - места пересечения или разрыва целостности основных плоскостей - линии углов, карнизов, ветренниц, окон и дверей, подчёркивая конструктивную логику здания.

37