Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
историческая география часть 2.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
56.76 Кб
Скачать

14

Белая Русь как Литовская Русь

Название "Белая Русь" вошло в самосознание русинов из Западной Европы через польскую литературу. В «Хронике Польши» Яна из Чарнкова под 1382 годом Полоцкименуется «крепостью Белой Руси»[32]. По словам Яна из Чарнкова, литовский князь Ягайло со своей матерью, был заключен под арест в замок в Белой Руси: «in guodam Castro Albae Russiae Polozk dicto»[33].

Часто Галицкая Русь отделялась от остальных земель, она называлась, наряду с Русью, Белой Русью[34], позднее употребляют термин Малая Русь. В трактате Introductio In Ptolemei Cosmographiam 1512 г., Белой Русью называют все русские земли входившие в ВКЛ вместе с Великим Новгородом. Мартин Кромер 1548 вслед за Яном из Стобницы, широко использует название "Белая Русь" в рамках границ ВКЛ, указывая что Смоленск наиважнейший город Белой Руси[34].

В местных источниках Великого княжества литовского, это название впервые встречается в 1585 году, в Инвентаре монастыря францисканцев в Ошмянах[35].

Папский нунций в Варшаве де Торрес в письме в Рим (1622) отмечал: «Белая Русь, что протягивается от Риги, столицы Лифляндии, до московской границы и включаетПолоцк, Оршу, Витебск, Могилев…»[36].

Польский писатель, историк и публицист С. Старовольский в книге «Польша, или описание состояния королевства Польского» (1632) относил к Белой Руси 6 воеводств: Новогрудское, Мстиславское, Витебское, Минское, Полоцкое и Смоленское[37]. В XVII власть Русского государства считала Белой Русью Полоцкую, Витебскую, Мстиславскую и Смоленскую земли. Оставшиеся белорусские земли Москва называла литовскими (см. названия городов Брест-Литовск, Каменец-Литовск). В самом начале русско-польской войны 1654—1667 царь Алексей Михайлович в дарованной грамоте боярину Бутурлину в мае 1654 впервые назвался «Государь, царь и великий князь всея Великия и Малые и Белые Руси самодержец». А когда русские войска заняли большую часть современных Белоруссии, Украины, а также Вильно, царь грамотой в сентябре 1655 официально и окончательно прибавил к своему титулу «великий князь Литовский, Белой Руси и Подольский».Белая Русь (Weissreussen) на немецкой исторической карте (составлена в 1892 г.), посвящённой географииРечи Посполитой в 1660 году

В XVII веке это название закрепилось за этой же частью Речи Посполитой

Чёрная Русь

Чёрная Русь (Schwarzreussen)на немецкой карте 1892 года, отображающей Речь Посполитую в 1660 году. Чёрная Русь расположена между ЛитвойВолынью иСеверской землей

Чёрная Русь — название, применяющееся в историографии и литературе (чаще с XVIII в.) в отношении территории Верхнего Принеманья в период существования Городенского княжества (XII в.) и становления Великого княжества Литовского (ВКЛ) в XIII—XIV вв. Охватывала верхнее течение Немана с Городеном (Гродно), Новгородком,СлонимомВолковыском, а также НесвижемЗдитовом, Турийском и Мозырем[1].

Известна по западноевропейским источникам XV—XVII вв., но ни в одном из восточнославянских источников не встречается. Одним из первых в России Чёрную Россию упоминает историк Василий Татищев со ссылкой на немецких географов. Причём немецкий географ XVII века Георг Хорн Чёрной Русью называл польскую Русь, в противовес московской Белой[2].Чёрная Русь до XIII в. частично принадлежала Полоцкому княжеству, а в XIV в. вместе с литовскими землями составляла основное ядро ВКЛ[3].В 1240-е годы Чёрная Русь (в частности, города ВолковыскНовогрудок и Слоним) вошла в состав владений великого князя литовского Миндовга[4], в 1253 коронованного как «король Литвы». Насчёт столицы Миндовга и места его коронации ведутся споры; наиболее вероятно, что это был именно Новогрудок.

Но в 1255 году Чёрная Русь была уступлена Даниилу Галицкому, который «захватил всю землю Литовскую и Гальшанскую — Гродно, Волковыск, Слоним — всю вотчину земли их, и пришёл Миндовг просить мира». Даниил Галицкий передал Чёрную Русь своему сыну — Роману Данииловичу, за которым она оставалась в течение нескольких лет.

Затем эти земли вновь перешли под контроль Миндовга (правда, тот в начале 1260-х вернулся к язычеству и формально потерял право оставаться христианским королем), а после его убийства в 1263 — последующих правителей ВКЛ. Так, замки именно Чёрной Руси часто служили резиденциями князей ВКЛ; в частности, на рубеже XV в. в Гродненском Старом Замке держал свой двор Витовт.

15-16

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ И ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ XIII—XXI вв.

Благодаря наличию основ государственности в X—XII вв. белорусские земли и в составе ВКЛ не потеряли широкой автономии во внутреннем управлении. Новая — литовская — власть была достаточно слабой и не имела ресурсов для физического подавления и культурной ассимиляции политических и экономических славян¬ских элит. Полоцкая и Витебская земли сохранили свои территориальные границы, а их жители имели областной характер подданства. В жалованных грамотах великих князей литовских жителям указанных земель содержалась гарантия в том, что они не будут переселяться в другие регионы ВКЛ. Военнообязанные названых земель составляли особые ополчения, находившиеся в ведение местных военачальников. На ратном поле эти ополчения также располагались отдельно. Таким образом, областное деление ВКЛ имело политический характер.

Политическая самостоятельность отдельных славянских земель проявлялась в том, что великий князь назначал на должность руководителей этих областей в зависимости от их «воли». Собрания (веча, сеймы), собиравшиеся в этих землях, были призваны решать вопросы, связанные с общегосударственными потребностями. Занимались они и законодательной деятельностью: рассматривали судебные дела. Полоцкая земля имела полномочия на заключение торговых договоров с соседними государствами. Автономия названых областей основывалась на существовании в них сильной и солидарной местной элиты из числа местных землевладельцев.

Кроме Полоцкой и Витебской земель значительной самостоятельностью пользовались и отдельные белорусские княжества: Слуцкое, Мстиславское, Пинское. На постах среднего звена местных руководителей находились феодалы славян¬ского происхождения, к общегосударственному управлению активно привлекались и представители белорусской знати. Они входили в состав панов-рады — высшего государственного совета ВКЛ, имевшего расширенные распорядительно-исполнительные функции. Законодательный орган — сойм ВКЛ, также включал в себя этнических белорусов. Два государственных учреждения центрального аппарата — канцелярия и скарб (казна) — комплектовались выходцами из белорусских земель.

Длительное время культурная жизнь в ВКЛ проходила в этнославянских формах. Литовские князья (в том числе Гедиминовичи) и знать подвергались влиянию местных традиций, языковых форм, обычаев, принимали православную веру. Многие из них стали последователями православной религии. Языком государственного общения, в том числе и для литовцев, был старобелорусский язык — официальный язык государства. Большинство документов XIV—XVI вв., выходивших из недр канцелярии ВКЛ, было написано на этом языке. На нем были составлены основные законы ВКЛ, в том числе его Статуты 1529, 1566, 1588 гг., изданы шедевры белорусской письменности XVI в., он являлся языком межнационального общения.

В результате сложных социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили на белорусских землях в XIV—XVI вв., сформировалась самостоятельная этносоциальная общность — белорусский народ. Он имел свою историческую территорию, право, правящую элиту, язык, этническое самосознание, духовно-культурные ценности и общность хозяйственной жизни. Исторические имена нашего народа и государства — «белорусы», «Беларусь» — имеют многовековую историю [7, с. 307]. Исследование их происхождения и структурно-смыслового содержания осложняется по ряду объективных причин: во-первых, эти термины не упоминаются в национальных письменных источниках XII—XV вв., во-вторых, в этот период они не отражались в официальных нормативных актах и самосознании местного населения, проживавшего на белорусских землях.

Византийские, английские, немецкие, итальянские, чешские, польские источники XIII—XVI вв. определяют территорию Белой Руси. К ней относят обширный регион в пределах Полоцка—Витебска—Турова—Пскова—Новгорода—Киева—Москвы. Впервые название «Белая Русь» было отмечено составителями «Дублин¬ской рукописи» (Ирландия) и датируется второй половиной XIII в.

В XIV—XVI вв. понятия «Белая Русь—Беларусь—белорусы» эволюционно за¬креплялись в сфере политики и межконфессиональных отношений, приобретали широкую известность и затем воспринимались населением в качестве имени собственного при определении этноконфессиональной принадлежности и места жительства (малой родины). В конце XV в. понятие «Белая Русь» как географическое, так и этническое, начинает связываться с землями Полотчины, которые находились в составе Великого княжества Литовского. В XVI в. польский историк М. Кромер в своих трудах «История поляков» (1555) и «Польша» (1575) первым применил термин «Белая Русь» только в отношении территории современной Беларуси.

Затем М. Стрыйковский в своей «Хронике» (1582) одним из первых ввел в научный оборот этноним «белорусы» в близком к современному значении. После заключения Люблинской (1569) и особенно Брестской (1596) уний та часть населения Витебщины и Могилевщины, которая сохранила верность православию, стала именовать себя «белорусцами» или «белорусами» уже на более постоянной основе, особенно при посещении ими Московии и Священной Римской империи. В документах XVII в. появились такие понятия, как «белорусская православная епархия», «белорусский епископ». Впервые эти понятия отмечены в 1623 г. в документах Варшав¬ского сейма, в 1675 г. — в правовых актах короля Яна Собеского, они зафиксированы в статьях «вечного мира» 1686 г. между Речью Посполитой и Россией [7, с. 307].

Официальный политико-правовой статус термины «белорусы» и «Беларусь» обрели в конце XVIII — начале XIX в. В 1796 г. Екатерина II объединила Полоцкую и Могилевскую губернии в одну со столицей в Витебске. Эта губерния — единственная в России — имела национальную окраску, получив имя «Белорусская». К концу XIX — началу XX в. термин «Беларусь» закрепился за Витебской, Могилевской, Минской, Гродненской, Виленской губерниями России, где в большинстве проживали белорусы. Когда термины «белорусы», «Беларусь» стали официальными, они прочно укоренились в сознании местного населения в качестве эндоэтнонимов.

Этноним «русский», «русич» («Русское» — в титуле Княжества) употреблялся в двух смыслах. В первом — власти ВКЛ именовали так жителей той части государства (Полотчины, Витебщины, Могилевщины), где придерживались православия в предшествующий (Полоцкий) период государственности и управляла династией варягов-русичей. Заявление Ф. Скорины («Я руски з города Полоцка») относится к данному смысловому значению этнонима «русский». Во втором — этот этноним использовался для идентификации коренного православного населения Московии, Новгородчины, Твери от населения тюркского и татарского, представлявшего монгольскую администрацию и местную военную власть этих славянских княжеств.

17