Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Архитектуры(распечатки).docx
Скачиваний:
87
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
192.62 Кб
Скачать

5. Планировка и интерьер белорусского народного жилья

Начальную стадию развития планировки крестьянского жилья отражает однокамерный дом, представлявший собой прямоугольный или квадратный в плане сруб длинной в среднем 5-6 м. Именно однокамерными были большинство обнаруженных в древнем Берестье жилых построек.

Появление сеней усложнило планировку жилья: возникли двухкамерное жильё - в результате соединения хаты с сенями. Архаичные сени двухкамерного жилья представляли собой обычный пристройку-трёхстен на столбах, без крыши, часто полукруглой формы. Сени использовались не только в качестве хозяйственного, но и жилого помещения (летом). Двухкамерные хаты были наибольшее распространённым типом жилья Беларуси эпохи феодализма.

Предусловием дальнейшего развития жилища в трёхкамерную постройку было размещение напротив хаты отдельно стоящей клети, варивни или истопки двери в двери (такое соединение деревянных построек также было обнаружено при раскопках древнего Берестья). Со временем эти срубы объединялись тыльной стенкой и крышей, которая постепенно трансформировалась в сени («сенцы»). В наиболее архаичных трёхкамерных жилищах хата и клеть представляли обособленные объёмы, архитектурно не связанные и механически соединённые сенями между собой. В дальнейшем такая связь постепенно приобретала черты единого планировочного и композиционного замысла - план здания составлял более-менее правильный прямоугольник, объём архитектурно соподчинялись друг другу.

Вероятно, одной из причин развития трёхкамерного жилища было широкое использование клети в качестве дополнительного жилого помещения, т.к. в дальнейшем клеть нередко трансформировалась в другую хату. Часто в сенях трёхкамерного жиля выделялось дополнительное складское помещение - «камора», «чулан». Аналогично развивалось трёхкамерное жильё во многих районах России, Украины и Польши. Оба типа жилья (двух- и трёхкамерное) сложились одновременно и были известны в древнерусском строительстве.

Вход в хату осуществлялся через небольшое крыльцо, в виде деревянных либо каменных ступеней приложенных к сеням. В конце 19 в. в народной архитектуре многих регионов широко распространяются выносные деревянные крылечки на столбах.

Планировка интерьера белорусского народного жилища обычно обуславливалась тем, что глинобитная печь на деревянной основе занимала один из ближайших от входа углов. Угловое размещение печи определяется исследователями как белорусско-украинский тип, в то время как, например, в севернорусском жилье, печь находилась возле противоположной от входа стены. До середины 19 в. в Беларуси были распространены курные печи глинобитной конструкции на деревянном подрубе из 3-4 венцов. В боковых стенах печи делались ниши для просушки семян, табака и т.д. Дым выпускался через двери либо специальное отверстие в стене или потолке. Во второй половине 19 в., после отмены крепостного права, в крестьянском жилище активно начинают распространяться печи с «комшам» - с дымоходом (первоначально колодообразным, подвешивавшимся над печью). Постепенно распространяются кирпичные печи, что значительно улучшило санитарное состояние жилища. Общей закономерностью в интерьере является общность его зонирования.

Ориентация устья печи определило и структуру всего внутреннего оборудования кухонной зоны хаты, размещённой обычно вдоль стены по другую строну от входа. В этой зоне находились скамья для вёдер, кухонный шкафчик, прикреплённый к стене или встроенный в угол, жернова.

Важной общенациональной особенностью является обязательное диагональное размещение по отношению к печи ещё одной функциональной зоны - «красного угла» - шута» или «покущ», где висели иконы, под которыми стояли стол и сходились две лавы-скамьи, неподвижно прикреплённые к стенам (служили местом отдыха и работы, для чего снабжались отверстиями для прялок, гребней, винтов и тисков).

Ещё одной функциональной зоной был спальный помост - «пол», занимавший пространство за печью возле удлиненной стены. Над им размещались «палащ» - верхний спальный ярус. Между стеной и припечным столбом часто врубалась горизонтальная жердь - «ашостак», которая с навешенными на неё тканью, одеждой, отделял «пол» от сего остального пространства хаты.

Пространство между «красным углом» и «полом» образовывало своеобразную рабочую зону, как правило сезонного характера - зимой и весной тут стоял ткацкий станок - «кроены», прялка и т.д.

В организации освещения народного жилья определяющими были требования теплового комфорта. Народные архитекторы рационально определяли те участки хаты, которые следует осветить. К ним обязательно относился угол напротив печи, в котором обязательно прорубалось окно. Хорошо освещался и «кут» как правило двумя окнами в смежных стенах. Одной из важнейших общих особенностей белорусского народного жилища, сохранившейся даже у переселенцев в восточные районы России, было применение трёх оконных проёмов - одно на уличном фасаде и два на дворовом. По мере роста благосостояния и развития требований к архитектуре жилых зданий, размеры традиционного дома увеличивались - жилая часть делилась на две комнаты, увеличивалась ширина уличного фасада -с одного-двух окон до трёх и т.п. Окно в глухой припечной стене (в спальной зоне) было редким явлением не только по функциональным, но и по бытовым соображениям (чтобы не было видно, что творится на дворе у соседа). Прорубать такое окно можно было лишь с согласия собрания общины или священника.

Для освещения хаты посреди неё к потолку подвешивался обмазанный глиной лозовый лучник (место, где горела лучина - смолистая щепка для освещения) цилиндрической формы.