Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Добрынин А.Ф. - Сугубо доверительно.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
31.41 Mб
Скачать

Сугубо доверительно

борьбы в США, которая вынуждала его порой маневрировать, но что в лавном - защита политики разрядки - он будет следовать курсу разрядки.

Он высказал далее ряд соображений по вопросу об Анголе в связи с гражданской войной там и усилением вовлеченности в нее великих держав, а также Кубы. Сама по себе Ангола с точки зрения глобального значения мало меня беспокоит, заявил президент. Однако в самих США события в Анголе начинают все больше выглядеть как испытание политики разрядки, а администрация и лично президент - как „уступающие русским еще в одном

пункте".

По американским данным, продолжал Форд, СССР организовал впечатляющий воздушный мост по переброске большого количества оружия в Анголу. Способствовал он переброске туда и кубинцев, которые составляют сейчас основную ударную силу у МПЛА. США тоже могли бы организовать такой же воздушный мост. Не так уж трудно набрать и добровольцев-иностранцев. „Но зачем же СССР и США заниматься испытанием воли друг друга в таком далеком от них пункте, не представляющем для них особой ценности?" - не без оснований спрашивал президент.

Форд в этой связи предложил: выступить совместно с призывом к воюющим сторонам в Анголе прекратить междоусобную войну и догово­риться о мирном решении разногласий; призвать все заинтересованные государства больше не вмешиваться в конфликт в Анголе, прекратив посылку туда оружия.

Выступая в Брюсселе на встрече министров иностранных дел стран -членов НАТО, Киссинджер заявил, что события в Анголе не могут не затронуть отношения между США и СССР, если Советский Союз будет принимать участие „в военных операциях или оказывать массированную поддержку военным операциям за тысячу миль от советской территории, где не присутствуют никакие советские интересы".

В ответном письме Брежнева Форду говорилось, что в Анголе происходит не междоусобная война, а осуществляется прямая военная интервенция, в частности, со стороны ЮАР. Поэтому, по мнению Москвы, было бы несправедливо обращаться с призывом о прекращении военных действий в Анголе ко всем воюющим там сторонам, ставя тем самым „на одну доску" интервентов и патриотические силы во главе с законным правительством Анголы. Речь должна идти о прекращении иностранной вооруженной интервенции в этой стране. СССР готов сделать такое заявление и приветствовал бы аналогичное заявление со стороны США.

Одновременно Брежнев заверил, что советская сторона никак не интересована в том, чтобы события в Анголе рассматривались под углом зрения „противоборства между Москвой и Вашингтоном" и „как испытание политики разрядки".

Но именно так рассматривались эти события не только в администрации Форда, но и в достаточно широких кругах общественности США. Об этом посольство докладывало в Москву. Но там явно не воспринимали такие аргументы и настаивали на моральной правоте своей позиции.

Короче, ангольский вопрос становился одним из серьезных раздражителей в советско-американских отношениях. Ангола, как справедливо заметил Форд, не представляла ни для США, ни для СССР особой ценности. Однако тут решающую роль сыграли идеологические соображения. Москва практически пошла на поводу у кубинцев и руководителей МПЛА, поддержав

д.форд-

ПРЕЗИДЕНТ США

„национально-освободительную борьбу" в Анголе. По существу же, речь шла о бесперспективной гражданской войне, в которую оказались втяну­тыми СССР и США. Этот конфликт в далекой Анголе постепенно превратился в один из наиболее видимых региональных пунктов противо­стояния друг другу, хотя он и не отвечал действительным национальным интересам США и СССР. Больше того, он наносил серьезный ущерб советско-американским отношениям, что было гораздо важнее.

Киссинджер официально внес на рассмотрение Советского правительства предложение о совместных или независимых друг от друга параллельных действиях СССР и США через Организацию африканского единства в целях политического решения ангольского кризиса.

Однако Москва необдуманно отклонила предложения Киссинджера, обвинив спецслужбы США в попытках сорвать нормальное функциониро­вание переходного правительства в Анголе.

Короче, Москва и Вашингтон все активнее втягивались вопреки своим национальным интересам в порочный круг ангольского конфликта, который затянулся на многие годы.