Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДЕ 2 ФК аксиология антропология.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
66.23 Кб
Скачать

17.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.

До Сократа у пифагорейцев эстетика была частью философской космогонии и служила созданию гармоничной и целостной натурфилософской картины мира. Затем проблемы понимания гармонии, прекрасного и безобразного стали разрабатываться деятелями искусства, а философы включили эти понятия в аксиологию и стали формировать науку об эстетическом освоении человеком миров природы и искусства, об особенностях творческого процесса в создании любых произведений, особенно художественных. Так сформировалась эстетика как наука об эстетической стороне (наряду с этической) любой человеческой деятельности.

Философы обнаружили, что, как и этической, эстетической деятельности как обособленной сферы нет (есть художественная у деятелей искусства, но в ней эстетическое лишь одна из сторон, как и во всякой иной деятельности). Но эстетической оценке, как и этической, подвергается любая человеческая деятельность: материальная, социальная и духовно-преобразующая. Продукты, результаты деятельности, средства и приемы ее, даже мотивы, помыслы и желания всегда мы воспринимаем не только как добрые и недобрые, но и как красивые и некрасивые. Решение любой задачи, даже математической, может быть некрасивым, хоть и верным, но красивое решение задачи не бывает, как правило, неверным, как и добрый человек не бывает некрасивым.

Если этическая образованность помогает видеть оптимум добра и зла любого деяния и причинять словами и делами максимум добра при минимуме зла, то эстетическая образованность помогает выбрать одежду и форму обращения такие, чтобы привлечь внимание необходимых для успешного решения твоих задач людей и оставить у них достаточно приятное впечатление, чтобы продолжить желанные отношения и отсечь нежелательные. В мире, созданном по законам красоты и реагирующем на малейшие нарушения этих законов, отношения не только деловые во многом зависят от развитости эстетического вкуса, умения видеть красоту и правильно реагировать на некрасивое.

Эстетика, как всякая наука, имеет свой категориальный аппарат, специфический язык общения профессионалов, знающих законы своей науки, своего жанра, вида искусства. К эстетическим понятиям относятся: красивое и безобразное, консонанс и диссонанс, гармоническое и хаотическое, прекрасное и ужасное, возвышенное и низменное, грациозное и неуклюжее, трогательное, милое, прелестное,, трагическое и комическое, драматическое и др. Одни из эстетических категорий близки к категориям философии, математики, физики, другие весьма специфичны, и это не случайно. Хотя самой природе не присущи эстетические человеческие оценки, но не только птицы привлекают красивым пением и оперением половых партнеров и отпугивают внушающим страх и ужас цветом или запахом врагов. И муравьи, пчелы, жуки украшают жилище, кто выкладывая подобранные по размеру и цвету галечки, кто красиво устилая подстилку, преследуя не только утилитарные цели.

И неживой природе свойственно как бы стремление к симметрии с легкой асимметрией, придающей как трагическую необратимую направленность событий, так и как бы отражательность, «свое иное», знакомое и родное, не отпугивающее, но и интересное, удивительное непохожестью. Еще древние мыслители отмечали в природе единство Логоса и Хаоса, света и тьмы, мужского и женского начал и как источников этического, и как источников эстетического отношения человека к действительности. Законы математической симметрии и астрофизического понимания меры и бесконечности, дискретности и конгруэнтности пространства и времени помогают нам более полно понимать и законы эстетического восприятия. Для него нужен прежде всего достаточно развитый вкус, без него знание законов эстетики бесполезны для человека.

Вкус эстетический – способность отличать прекрасное от некрасивого в жизни и искусстве без рационального анализа и рассуждений посредством эмоциональных оценок нравящегося и нет, вызывающего наслаждение или неудовольствие, умение сравнивать эту вещь или ситуацию с идеалами. Вкус бывает тонкий и грубый, хороший и плохой, неразвитый (равнодушен к красоте, не замечает ее) и испорченный, а то и извращенный, если удовольствия получаешь от уродства. Развитый вкус выражается в потребности всюду видеть, создавать и переживать красоту (в быту и труде, поведении и речи,..), ориентирует глубоко постигать смыслы, выявлять все богатство значений воспринимаемого. Вкусовые предпочтения зависят от воспитания и привычек, национальности и социальной принадлежности, моды и стиля жизни, широты диапазона доступного эстетическому познанию ( в музыке и кино, природе и живописи,..). Развитые люди о вкусах не спорят, но неравнодушны к иным пристрастиям, а с неразвитым вкусом люди не случайно агрессивно навязывают свою безвкусицу окружающим, как и извращенцы. Так они защищаются от угрызений совести и неуверенности в себе.

Оригинальность – непохожесть ни на кого, уникальность личности, чуждой подражательству, действительное своеобразие и самобытность, необычность оборотов речи, нестандартность решения задач, кажущаяся странность и чудаковатость от одухотворенности глубокими интересами, но завидная естественность и самостоятельность, даровитость и творческий подход ко всему, подлинность поведения без желания стать заметным через оригинальничанье, экстравагантность, манерничанье.

Эпигонство – несамостоятельность в творчестве, непонимание перемены условий, развитие заемных идей или использование архаичных методов, догматическое и механическое повторение актуального в прошлом и запоздалое следование отжившим идеям ушедшей эпохи, что опошляет идеи и отвращает от них умных современников.

Трагедия – жизненная ситуация или вид художественного произведения о бессмертии гибнущего героя, скорбь по невосполнимой утрате с радостью победы добра, хоть и ценою жизни. Герой активно сопротивляется грозным обстоятельствам и вина за его гибель на них, а не герое. Но когда смерть рядом, человек раскрывается полнее в переживаниях всех радостей и сложностей жизни. Трагедия оптимистична, ибо герой гибнет не зря: жизнь оставшихся в живых улучшилась, нравственно очистилась.

Трагическое не надо путать с ужасным, которое отличается безысходностью, не освобождает и не возвышает. Ужасное безнадежно, в нем человек раб роковых обстоятельств, глобальной катастрофы. В окружении слепых враждебных сил человек даже не тоскует, не в печальных размышлениях, а впадает в отчаяние, в истерику, паникует пессимистично. Неясность способов и путей преодоления трудностей вызывает аффективное поведение. Ужасное, безобразное, низменное – это из списка негативных категорий эстетики, отражающих отрицательные для человека свойства мира.

Комедия – осмеяние нравственных пороков и эстетической неразвитости некоторых их «героев». Вид смехотерапии публики, узнающей себя или близких в героях. Смех – это способ самосовершенствования, очищения души от злобы и зависти, лени и пороков, матерью которых лень зовется. Смех - радостный испуг, неожиданное разочарование вместо восхищения. Смех над собой неприятен почти всем, а смех над персонажами спектакля не обиден и служит демократической формой критики недостатков и пороков. Смех злободневен всегда, осмеянное обречено на гибель. Не все смешное комично, но комичное всегда смешно. Вскрыть комичность врага – это преодолеть страх и растерянность перед ним. У каждой нации своя смеховая культура, поэтому смеяться надо осторожно при представителях другой народности. Чувство юмора как умение видеть комическое в ситуации, как добродушно насмешливое отношение к поступкам дается от природы, но может и развиваться, как и смешливость. Смешливые редко делают большие ошибки, в отличие от серьезных людей, поскольку застрахованы от них. Добродушные люди с чувством юмора редко кого оставят равнодушным к себе. Обычно они вызывают симпатию, но могут вызвать и неприязнь, если юмор окажется неуместным.

Драма – жизненная ситуация, используемая драматургами для показа контрастов жизни, противоречивого сочетания трагических и комических элементов, напряжение в кульминационный момент, столкновения конфликтующих сторон, но развязка не трагична, не комична, а обычна, между крайностями, жизнь продолжается, хотя рубцы на сердцах навсегда останутся в памяти переживших эту ситуацию.

В проблемное поле эстетики входят практическая эстетика, дизайн, техническая эстетика, поскольку каждому жить в мире, насыщенном техникой, надо тоже уметь эстетично. Эстетика интерьера жилища и обуви бывают не менее нам важны, чем произведения Пушкина, Чайковского и Левитана. Эстетическое наслаждение или отвращение человек переживает и от прекрасного в самой природе, во всей нашей повседневной жизни. Красота чарует, ею невозможно не любоваться, в изящество влюбляешься с первого взгляда. Эстетические переживания есть у каждого и от многого, но эстетические идеалы, эталоны красоты у многих не развиты вовремя. Как не теория или история морали, а ее основные фундаментальные требования, нормы мы выбрали сюда из этики, так не теорию или историю эстетической мысли, а то, что практически поможет творить красоту и избегать некрасивого в повседневной жизни мы выбрали из эстетики для знакомства.

Практическая эстетика – это эстетика отношений, повседневного поведения, деловых и досуговых игр, домашней кулинарии и проведения праздников, организации отдыха и рабочего места на производстве, этикета и приема «без галстуков», женской косметики и стрижки животных, гигиенических навыков и выживания в джунглях или льдах. Не случайно не только эллины, но многие древние народы называли искусством любое мастерство: ремесленника и врача, учителя и чиновника, любовника и оратора, ткача и животновода. Еще Гиппократ понял, что врач возвращает человеку гармонию, утраченную из-за болезни, и что это, а не лечение больного органа является главной задачей искусства врачевания. Современная медицина все чаще подтверждает эту мысль. Практическая эстетика решает проблемы внехудожественного восприятия красоты в спорте и виноделии, гастрономии и моделировании одежды, пластической хирургии и дойке под классическую музыку коров. Разведение парков и создание озер и фонтанов, декоративно-прикладное искусство увлекают необходимостью использовать современную техническую эстетику, сочетающую утилитарные свойства вещей с эстетическими. Освещение и размеры помещения, уютное местоположение в нем, ритм деятельности и звуки, состав воздуха создают эмоциональную привлекательность или отторжение, дискомфорт. Если корова под музыка Чайковского и Баха повышает удойность, а под тяжелый рок понижает, то человек еще чувствительнее к тому, куда попал, что слышит и видит, в своем ли ритме занят и нравящимся ли делом.

Воспитание человека красотой делает его духовно сильнее и богаче. Кто хорошо знаком с возвышенным становится недоступен низменному, живет благородными чувствами и мыслями, его не дезориентировать, не развратить никакими соблазнами. Шедевры искусства помогают человеку очищаться от низменных желаний посредством катарсиса – сильных душевных сопереживаний положительным героям. Подстановка себя на их место закладывает в подсознание установку на неприятие некрасивых, неудачных решений жизненных задач. Следование эстетическим идеалам гарантирует успех и обрекает на получение радости от любого, сколь угодно неприятного труда.

Эстетическое и художественное. Эстетика помогает теоретическому осмыслению художественного творчества в помощь талантам от природы. Дар вместе со знанием правил достижения стабильного мастерства делает художника кисти, резца, слова или звука востребованным и успешным в творчестве. Публике, зрителям произведений искусства эстетика дает понимание смысла картины, а не только сюжета и понравившихся деталей, отдельных моментов, фрагментов мотивов. Эстетическое наслаждение и развитый вкус зрителя очень важны для создателей и исполнителей художественных произведений, становясь обратной связью, источником критики и вдохновения для дальнейшего духовного роста. Зрители, читатели становятся соавторами. Автор и исполнитель создают свою аудиторию, а взыскательные зрители в зале или у экранов телевизора влияют на исполнительское мастерство и репертуар актеров, исполнителей и авторов. Слышать в музыкальном произведении все голоса и воспринимать его целостно, аналогично и прочитанное, увиденную скульптуру воспринять глубоко и полно эстетика поможет любому, даже если и «медведь на ухо наступил».

В формировании эстетического отношения человека к действительности со времен палеолита искусство играет особую роль. Оно учит познавать мир эмоционально правильно, развивает быстродействие и глубину внешних и внутренних чувств, вовлекает в деятельность даже интимные стороны человеческого существа. Искусство – одно из важнейших средств общения человека с людьми, природой и культурой. Оно снимает волнение и развлекает, устраняет внутреннее напряжение и усталость, восстанавливает психическое равновесие, компенсирует монотонность повседневной жизни, формирует строй чувств и мыслей, затрагивает все уголки духовного мира человека, гармонизирует целостность личности, раздвигает рамки пережитого и помогает обыгрывать разные ситуации до того, как в них можем попасть, «сокращая нам опыты быстротекущей жизни»(А.С.Пушкин), создает установки и ценностные ориентиры, очищает нравственно без дидактических нравоучений, назиданий моралистов.

Искусство гипнотически воздействует на подсознание, завораживая, очаровывая, что позволяет манипулировать человеком, особенно наивным и неразвитым. Искусство оказывает внушающее воздействие (суггестацию), вызывая немотивированную агрессию или страхи, трепет или бодрость, плач или проклятия. Знакомство с шедеврами искусства развивает познавательные и творческие способности, социальную активность и духовную крепость, культуру общения. А приобщение к суррогатам искусства, скабрезным анекдотам и сальным шуточкам, комиксам и ужастикам масскульта, коммерческому искусству губит нравственность, карежит внутренний мир личности, превращает человека в зомби, манкурта. В дошкольном возрасте знакомство с классикой добрых сказок, стихов и музыкальных произведений на всю жизнь создает эмоционально-эстетический фон как заслон ошибочным установкам и как навык и стремление к подлинно красивой жизни.

Искусство, культивирующее тупость, пассивность или жестокость не только портит вкус, но дезориентирует человека, уводит в сторону пропасти с пути духовного прогресса. Это не значит, что надо запретить боевики, триллеры, показ преступлений и постельных сцен, что не надо искусству отражать ужасные стороны жизни. Это значит лишь, что привычка вырабатывать адреналин таким способом губит как наркотик, лучше уж легкие жанры, развлекательные, увлекающие только фабулой (сюжетной схемой) малокультурных людей с невзыскательным вкусом. Искусство, обучающее думать и глубоко чувствовать не для каждого, элитарно, для тянущихся к высотам культуры и ориентирующихся на высокий статус, а не стать «своим парнем» у бомжей, уголовников и отребья( отбросов общества, морально разложившихся и опустившихся безвозвратно). Волшебная сила искусства используется как идеологическое оружие для того, чтобы нравственно обезоружить и поработить духовно и экономически нужных людей и конкурирующие государства. Но художник посредством художественных образов может мобилизовать наши духовные силы и на благородные цели, разбудить наши собственные творческие возможности, побудить вырваться из повседневной суеты и рутины к чему-либо более высокому, приближающему к идеалу. Эстетические идеалы помогали человеку тысячелетиями выживать и развивать психику. Искусство быстрее, чем сам отражаемый им мир, вызывает в человеке смех или слезы, страх или успокоение, тоску или восторг. Эмоционально-чувственные впечатления от произведений мастеров вдохновляют самому мастерить нечто свободно. «Над вымыслом слезами обольюсь»,- писал А.С.Пушкин, но ведь и читатели его тоже, что тренировало их ум и чувства, интуицию и талант, но особенно дарило эстетическое воспитание и радости духовного взлета, восхождения на высоты переживаний гения.