Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДЕ 2 ФК аксиология антропология.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
66.23 Кб
Скачать

14.Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие. Свобода совести и экобиоэтика.

Мораль представляет собой совокупность групповых норм поведения для каждого члена малой или большой социальной группы. Требования группы не все могут быть оформлены в виде норм права, которые касаются уже преступлений, а не еще проступков. К ненаказуемому законом отклоняющемуся поведению достаточно и лучше применить санкции морали: остракизм (мы с тобой не играем, не разговариваем, не хотим иметь дела), высмеивание пороков (проявлений лени, лживости, дилетантизма или обскурантизма, злословия или любопытства и пр.). Мораль требует проявления к людям не обязательно дружественности и братской любви, но обязательно ко всем уважительности, а к определенным людям корректности, учтивости, любезности, тактичности. Мораль осуждает несдержанность, болтливость, эгоизм, а одобряет и поощряет тщательное выполнение обязанностей, хорошие манеры, справедливость.

Справедливость не может пониматься одинаково разными людьми: бедные страдают от неравенства возможностей с богатыми, женщины - с мужчинами, дети - со взрослыми, малые народы с многочисленными. А богатым людям, мужчинам, взрослым, большим народам представляется неравенство более справедливым, чем равенство. С точки зрения уравнительности несправедливо распределены между людьми здоровье и красота, таланты и рост, земли и животный мир. Справедливость в первобытном обществе понималась как работа всех в общий котел, а в классовом обществе каждый ест свое и опирается на себя, а не общину. Из-за различия в понимании справедливости велись кровопролитные войны и тянулись бесконечные тяжбы в судах. Чтобы классы не уничтожили друг друга в борьбе за справедливое распределение, было создано право. Совокупность наиболее опасных для существования общества норм поведения получила законодательное оформление и поддержку государства. Если на охране норм нравственности лишь совесть, а норм морали лишь общественное мнение, то на охране норм права следственные органы и прокуратура, суды и исправительные учреждения, армия работников министерства внутренних дел и добровольные объединения по поддержанию порядка. Прежде всего, все эти институты созданы для применения узаконенного насилия к тем, кто применяет насилие противозаконное, но где когда были законы справедливы к бедным, слабым? Прав по закону всегда оказывался тот, у кого больше прав или денег, на планете пока царит узаконенное право сильных мира сего.

Не видеть, что мы живем в мире постоянно растущего насилия и постоянно растущего противодействия ему может лишь тот, кто «надел на глаза шоры». Но «тот, кто надевает на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят узда и кнут»(С.Ежи Ленц). Насилие может порождать цепную реакцию ответного насилия, а может и превращать рецидивы уголовных и должностных преступлений в редкость, случайности, если общество высоконравственно и мораль действенна. Мы живем в эпоху кризиса нравственности, морали и права, когда опыт ненасильственного решения спорных вопросов за столом переговоров путем компромиссов где утрачен или утрачивается, а где еще не накоплен. Общий кризис культуры в связи с обострившейся борьбой за мировое господство и переделом собственности на оставшиеся ресурсы планеты напоминает всем, что нравственный прогресс, особенно вооруженность ненасильственными средствами воздействия даже на насильников первостепенны.

К нравственным ценностям относят неписанные правила поведения человека, которые он сам себе устанавливает в соответствии с нормами групповой морали, права и прочими социальными отношениями. К нравственным ценностям относятся умение не терять человеческое достоинство, стремление к высотам культурности и духовному богатству, превращению способностей в талант, жизнестойкость и жизнелюбие, пытливость и трудолюбие, коммуникабельность и скромность, совестливость, порядочность и чувство ответственности, благодарность и мужество, самостоятельность, быть человеком долга и чести, умение пользоваться имеющимися свободами и зависимостями, и т.д. Иерархия нравственных ценностей в течение жизни меняется в соответствии с появлением новых и утраты прежних смыслов жизни и целей, которые ставит перед собой человек. От достижимости подлинных нравственных ценностей зависит счастье человека, удачливость его, ценность его жизни, авторитет, статус в различных социальных группах, в которых выпало жить. При дезориентации в мире нравственных ценных и подмене подлинных мнимыми мы видим неизбежную расплату до Страшного суда своей судьбой и детьми.

Во «Всеобщей декларации прав человека» и в конституциях стран, включая Россию, закреплена статья о свободе совести, то есть самому человеку выбирать любое вероисповедание или атеизм, право менять убеждения, исполнять не изуверские обряды, право религиозной или атеистической деятельности в рамках закона. Нарушения свободы совести караются законом. Но свобода совести не сводима только к свободе вероисповедания, а включает в себя и свободу выбора жизни по совести, работая даже на продажу на совесть, добросовестно, как для себя, или жуликовато некачественно, чтобы скорее опять пришел покупать или чинить, лечиться или учиться к тебе, став зависимым от тебя и обогащая тебя стабильно. Кто развил в себе совестливость, кому стыдно обманывать и халтурить, кто знает угрызения совести, тот имеет много таких подлинных свобод, о которых и мечтать не смеет тот, кто живет в самооправданиях и самообманах. Умение дружить с совестью делает нас защищенными даже в тех случаях, когда грешны лишь еще в помыслах, но на деле не позволим себе так оступиться. Судьба потерявших совесть или даже не родивших ее всегда незавидная, жуткая: гибель в одиночестве, когда безжалостно, лишь с проклятиями или усмешкой проводят близкие, радуясь, что избавились, наконец, от мучителя, что сам не жил, и другим не дал жить радостно.

Экобиоэтика – это философское учение об этичном отношении к «братьям меньшим», ко всей фауне и флоре, даже к неживой природе, но прежде всего к высокоразвитым животным и среде нашего общего с ними обитания. Земля – наш общий дом, мы связаны цепями питания, психологически, конкуренцией за еду и дома, места и условия отдыха. Не обязательно быть веганом или вегетарианцем, но мясоеды не должны быть невежды к условиям содержания пока еще живых животных и птиц, как одомашненных, так и к добываемым небраконьерскими охотой и рыбалкой. Надо разорять цирки и зоопарки, где нет нормальных условий, а живодеров судить как за преступления против людей. Полу дикие племена в Африке дружат с крокодилами, а в Испании все еще развлекаются корридами, ссылаясь на традиции. На Северном полюсе люди одеты и обуты в кожезаменители, что качественнее, теплее натуральных мехов и кож, а особенно богатые любят все натуральное, а сколько зверьков уходит на их шубки? Совесть должна побудить нас разорять губителей природы тем, что их продукцию не будем брать, а будем раскручивать спросом производителей экобиоэтичной продукции, меняя традиции, которым уже нет оправдания. Ведь даже нравственности нам ох как надо учиться у коллективных животных и птиц, даже насекомых, но особенно у приматов, у которых нередко и совесть более развита, чем у большинства людей, опустившихся и потому, что гадят где попало за собой не убирая, калечат и убивают раньше, чем подумают, а зачем? Свобода совести предоставляет нам выбор бережно и человечно, хотя бы зря не вмешиваясь относиться к листику и муравьишке, или оборвать их жизнь от нечего делать. Стараться неизбежный мусор утилизировать или хотя бы зарыть, или бросить окурок, не засыпанное землей кострище, от которого начнется еще один лесной пожар.