Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция Отеч.история..doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
4.18 Mб
Скачать

4. Форсированное строительство социализма в ссср.

В 1928-1930 гг. началось «развернутое наступление социализма по всему фронту», которое осуществлялось в соответствии со сталинской кон­цепцией развития страны. Основными составляющими сталинизма были: возможность построения социализма в одной стране – СССР; первооче­редное развитие промышленности любой ценой; преобладание командно-административных методов с использованием не только террора, но также материальных стимулов и агитационно-пропагандистского воздей­ствия; использование противоречий в капиталистическом мире.

В годы первых пятилеток (1928-1932, 1933-1937, 1938-1941) прово­дилась социалистическая индустриализация страны, целью которой было превращение страны из аграрно-индустриальной в мощную промышленную державу. В эти годы было построено более 9 тыс. крупных предприятий, созданы десятки новых отраслей (производство тракторов, самолетов, авто­мобилей, синтетического каучука и т.д.), осуществлялась электрификация страны. СССР к концу 30-х годов по объему промышленной продукции обогнал Англию, Германию, Францию, занял первое место в Европе, а в мире уступал лишь США. Источниками этого прогресса были внутренние займы, сохранение низкого уровня жизни большинства населения, трудовой энтузиазм, продажа леса, нефти, продовольствия, мехов и даже произведе­ний искусства за рубеж. Все более широкое применение получало внеэко­номическое принуждение, то есть использование труда заключенных ис­правительно-трудовых лагерей. К концу 30-х годов они осваивали около 10% всех капиталовложений, вели строительство в труднодоступных рай­онах, заготавливали древесину. В первую пятилетку было закуплено много зарубежной техники, которая успешно осваивалась, и страна добилась тех­нико-экономической независимости от Запада, могла сама производить большую часть необходимых машин, оборудования. Индустриализация обеспечила качественное обновление материально-технической базы эко­номики страны.

Массовая коллективизация, проведенная в основном в 1930-1932 гг., представляла собой объединение крестьянских хозяйств, основных средств производства (орудий труда, рабочего и продуктивного скота) в коллектив­ные хозяйства. Все виды кооперации, кроме производственной (колхозы) и промысловой (рыболовецкие, охотничьи и др. артели), были ликвидиро­ваны. Колхозы, как и дореволюционные общины, были удобны для осуще­ствления командно-административного руководства сельским хозяйством, фактически превращали крестьян в зависимых, бесправных работников. Передовая техника сосредотачивалась в машинно-тракторных станциях (МТС), которые с 1928 по 1958 г. принадлежали государству. Высшее руко­водство страны через районные комитеты партии и председателей колхозов, членов партии, всесторонне регламентировало проведение всего цикла сельскохозяйственных работ. Колхозная система позволяла произвольно устанавливать цены, меры наказания и поощрения колхозников. Мини­мальный прожиточный минимум для большинства колхозников обеспечи­вался работой в личном подсобном хозяйстве. Гарантированная помесячная оплата труда и пенсии в колхозах появились лишь во второй половине 60-х годов. По трудодням зачастую крестьяне ничего не получали. С 30-х годов крестьяне перестали быть хозяевами земли, продуктов своего труда, утра­тили стимулы к труду и превратились в фактических крепостных государ­ства. Колхозный строй был удобной формой изъятия максимальных объе­мов сельскохозяйственной продукции, перекачки средств из деревни в про­мышленность, другие отрасли экономики. Такая «эффективность» совет­ского аграрного строя обуславливалась многочисленностью крестьянства, его терпением и жестким административным режимом. До 1974 г. кол­хозники не имели паспортов, были фактически прикреплены к месту жи­тельства. Недаром ВКП(б) в крестьянской среде расшифровывали как «второе крепостное право большевиков».

Сталин создал систему централизованного управления страной. Большинство решений принимало Политическое бюро ЦК ВКП(б) или сам «Хозяин». Главной исполнительной структурой была система народных комиссариатов, их местных органов. Все важнейшие руководящие должно­сти страны включались в так называемые номенклатурные списки и заме­щались решением Политбюро или местных партийных органов. Роль Сове­тов стала формальной, принцип выборности – фикцией. Стимулом к точ­ному выполнению принятых решений, «директив» было привилегирован­ное положение номенклатурного слоя и угроза репрессий, от которых никто не был застрахован.

Насилие, репрессии применялись против всех слоев населения. В ходе осуществления коллективизации кулачество ликвидировалось «как класс». У зажиточных крестьян отбиралась земля, рабочий скот, средства производства, личное имущество, а сами они выселялись в другие места. Было насильственно ликвидировано более миллиона крепких крестьянских хозяйств. Многие успели распродать имущество («самораскулачились») и бежали в города. В колхозах по закону 1932 г. за расхищение колхозного имущества предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни. С «шахтинского дела» (1928) систематически проводились судебные процессы в отношении различных групп интеллигенции, которые обвиня­лись во вредительстве, в шпионаже, в заговорах против Советской власти. В 1936-1938 гг. репрессии достигли своего пика и по имени наркома внутрен­них дел Н.И.Ежова, ревностно выполнявшего указания Сталина, получили название «ежовщины». Большие потери понесла РККА, в которой из 250 тыс. офицеров подверглись казням, арестам и ссылкам около 50 тыс. чело­век. Приговоры выносили не только судебные, но и внесудебные органы (особые совещания, «тройки», «двойки»). За 1930-1953 гг. через сталин­скую репрессивную машину прошло около 4 млн. человек, из которых около миллиона были уничтожены, в основном во время «ежовщины». В 1937-1938 гг. только в Москве в некоторые дни расстреливали более тысячи человек. К настоящему времени свыше 2 млн. из пострадавших в годы ста­линских репрессий полностью реабилитированы.

Народный комиссариат внутренних дел представлял собой мощную систему, которая превратилась в основное орудие личной власти Сталина. К 1940 г. в стране были лишены свободы до 4 млн. человек, в том числе 2,5 млн. были заключенными лагерей. «Население» Главного управления лаге­рей (ГУЛАГ) во второй пятилетке осваивало 6-10% всех капиталовложений в народное хозяйство. До 500 тыс. находились в тюрьмах. Около миллиона приходилось на специальные поселки бывших кулаков и бюро исправи­тельных работ.

Основными чертами советского общества к концу 30-х годов были:

  • Жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером во главе, которому приписываются особые способности решать любые про­блемы, возникающие перед страной. (Харизма переводится с грече­ского языка как благодать, дар божий).

  • Огосударствление всех сфер жизни общества.

  • Широкое применение репрессий и внеэкономического принужде­ния.

  • Мифологизация общественного мнения и отрицание опыта За­пада. Закрытость страны, тенденция к автаркии, самоизоляции от мирового сообщества, опора на собственные силы.

В связи с принятием Конституции СССР 5 декабря 1936 г. Стали­ным был сделан вывод о том, что в СССР в основном победил социализм. Была сформулирована задача: завершить строительство социализма, сде­лать его победу полной и окончательной, развернуть строительство ком­мунистического общества.

В последующем историки, публицисты, общественные деятели по-разному оценивали построенный в СССР социализм. Его определяли как "феодальный", "казарменный", "тоталитарный" и т.д. Некоторые вообще отрицают социалистический характер созданной Сталиным общественной системы.

Есть основания говорить о возникновении в СССР весьма своеобраз­ного антикапиталистического общества, о раннем социализме с сильной российской спецификой.