Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 6.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
188.93 Кб
Скачать
    1. Модели рыночной экономики.

Можно выделить следующие характерные модели рыночной экономики, используе­мые в современных условиях:

Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

• малый удельный вес государственной собственности.

• минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост коли­чества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные про­граммы.

• всемерное поощрение предпринимательства.

  • резкая дифференциация на богатых и бедных;

  • большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

  • приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования проис­ходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и, прежде всего, для наращивания экономического потенциала в промышленнос­ти. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению амери­канских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, от­сутствию значительных военных расходов. К основным чертам японской модели относятся:

• высокий уровень государственного воздействия на основные направления наци­ональной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство элек­троники и компьютеров.

  • составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г. Перед тем как произошло «японское чудо», был состав­лен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем ис­пользования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

  • широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

  • незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

  • социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный пе­риод в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными пози­циями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хо­зяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промыш­ленности.

Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение госу­дарством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая эконо­мическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманскую, шведскую, французскую и др.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предостав­ления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возмож­ности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании по­будительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятель­ности.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспе­ченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнова­ний направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализа­ция», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социально страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

Французская модель. Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регу­лирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние пла­ны — индикативное планирование. А. Самуэльсон отмечал, что французское «го­сударственное планирование» является замечательным вкладом Франции в государственное планирование. «Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления» (Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. Т. 2. С. 406-407). Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государ­ства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Китайская модель. Реформирование экономики Китая началось с преобразова­ний в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как ос­новных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет. Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находя­щейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет нало­гов, часть — в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьян­ские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повышенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при фор­мировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учи­тывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейше­го развития деревни — по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Реформа в городах началась с 1984 г. после полного перехода деревни на подвор­ный подряд. При выборе модели экономического развития для КНР китайские уче­ные разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались и в Вен­грии, начиная с 1968 г., и в Чехословакии — с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государ­ственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон — государства, пред­приятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование — на микроуровне и функционирование различно­го рода рынков, регулируемых государством. В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалисти­ческое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводи­телями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важней­шие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне. Было признано оживление хозяйственной деятельности пред­приятий государственного сектора путем отделения права собственности от права хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствова­ния, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Активно развивая пря­мые хозяйственные связи между предприятиями, создавая системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий, осуществлялось совершенствование и усиление системы макроэконо­мического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе.

В промышленности в результате экономических преобразований возник но­вый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Новый механизм предоставил предприятиям возмож­ность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В резуль­тате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению эко­номики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста про­мышленного производства.

Российская модель экономики имеет следующие основные черты:

  • союз крупного бизнеса и государства привел к господству в эко­номике и обществе кланов — группировок бизнесменов, действую­щих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, пре­вратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;

  • номенклатурное предпринимательство — участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жест­кого разделения между ролью бизнесмена и государственного служа­щего;

  • нерыночный монополизм как результат сращивания коммерче­ских и государственных структур с целью закрытия рынков от не вхо­дящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных ус­ловий для «дружественных» фирм и т.д.;

  • неравные условия конкуренции — как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства — подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низ­кие темпы роста;

  • сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положе­нием человека в государственной иерархии или характером отноше­ний собственника с представителями власти. По этой причине отсут­ствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов прива­тизации;

  • высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государ­ства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского обще­ства (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных ра­ботников);

  • слабость (в основном на начальном этапе перехода) государст­венной власти, которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отноше­ния регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, приняты­ми среди «своих» нормами;

• значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое налогообложение и т.д. Неэффективность государст­венных структур обусловливает поиск экономическими агентами суб­ститутов (заменителей) правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе практически всех организаций, включая госу­дарственные учреждения.

Таким образом, сложившаяся в России модель эконо­мики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Глав­ным из них является стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для своих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществ­лять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это — модель, при которой многие слои активного насе­ления вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурен­тоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете — на экономический застой.

Преодоление этих недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собст­венности и рыночных «правил игры».

Таким образом, во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

  • наличие многообразных форм собственности;

  • преобладание свободных цен на товары и услуги;

  • развитая система свободной конкуренции;

  • распространение предпринимательской деятельности;

  • определенная система государственного регулирования экономики.

Но, вместе с тем, во всех странах имеются и свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.