Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Самородов. УМК по ИОГП для бакалавриата (новый)...doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

8.1.3. Кодификация советского права 20-х гг.

20-е гг. явились периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский ( 1922 г. ), Уголовный ( 1922 г. ), Земельный ( 1922 г. ), Гражданско-процессуальный ( 1923 г. ), Уголовно-процессуальный кодексы ( 1923 г. ), Кодекс законов о труде ( 1922 г. ), разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

Гражданское право. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. состоял из общей части вещного права, обязательственного права, наследственного права. Гражданская правоспособность определялась в Кодексе как способность иметь гражданские права и обязанности и признавалась за всеми гражданами, не ограниченными в правах по суду ( ст. 4, 7 ГК РСФСР ). Гражданская дееспособность определялась как способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя обязанности ( ст. 7 ) и возникала в полном объеме с достижением совершеннолетия ( 18-летнего возраста ).

Кодекс различал 3 вида собственности: а) государственную ( национализированную и муниципализированную ); б) кооперативную и в) частную ( ст. 52 ). Земля, недра, леса, горы, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты могли находиться только в государственной собственности ( ст. 53 ). Предметом частной собственности могли быть: немуниципализированные строения, торговые и промышленные предприятия с числом наемных рабочих, не превышающим установленное особым законом; орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги и прочие ценности, в том числе золотая и серебряная монета и иностранная валюта, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления, товары, продажа которых не запрещалась законом, любое имущество, не изъятое из частного оборота ( ст. 54 ).

Предприятия с числом наемных рабочих выше установленного законом, телеграф, радиотелеграф и другие сооружения, имеющие государственное значение, могли быть предметом частной собственности «не иначе, как на основании концессии, испрашиваемой у правительства» ( ст. 55 ГК РСФСР ). На основании договора концессии, получившего широкое распространение в период НЭПа, государственное имущество передавалось в пользование частных лиц. Близким к договору концессии был арендный договор на государственные промышленные предприятия. Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок, договор мог предусматривать снабжение предприятия государственным сырьем. Вместе с тем договор аренды определял, какого рода изделия и в каком количестве должен вырабатывать арендатор; определялась доля продукции, обязательная для сдачи государству; на арендатора возлагалась обязанность поддерживать предприятие на должном техническом уровне.

В соответствии со ст. 57 ГК РСФСР законно существующие кооперативные организации могли владеть «всякого рода имуществом наряду с частными лицами». В собственности кооперативных организаций могли состоять промышленные предприятия независимо от числа занятых на этих предприятиях рабочих.

Собственнику принадлежало в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом ( ст. 58 ГК ).

Обязательства могли возникать из договоров и других указанных в законе оснований, в частности, из неосновательного обогащения или причинения вреда другому лицу. Договор признавался заключенным, когда стороны выражали друг другу в требуемой законом форме согласие по всем существенным условиям ( предмет договора, цена, срок и другие, определяемые предварительным соглашением сторон ).

Земля объявлялась достоянием государства и не могла быть предметом частного оборота ( ст. 21 ГК ). Владение землей допускалось только на правах пользования. В связи с отменой частной собственности на землю упразднялось деление имущества на движимое и недвижимое.

Земельное право. Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие в декабре того же года.

Составной частью Земельного кодекса стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из основных положений и 3 частей: I. О трудовом землепользовании; II. О городских землях и государственных земельных имуществах; III. О землеустройстве и переселении.

Кодекс «навсегда отменял право частной собственности» на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР ( п. 1 Основных положений ). Все земли сельскохозяйственного назначения составляют единый государственный земельный фонд, находящийся в заведовании Народного комиссариата земледелия ( Наркомзема ) и его местным органам.

Право непосредственного пользования землями сельскохозяйственного назначения предоставлялось: а) трудовым земледельцам и их объединениям; б) городским поселениям; в) государственным учреждениям и предприятиям ( п. 4 Общих положений ). Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, совершенные в нарушение этого запрета сделки считались недействительными, а лица, виновные в их совершении, подвергались уголовному наказанию и лишались земли, находящейся в их пользовании ( п. 27 раздела I Земельного кодекса РСФСР ).

Применение наемного труда допускалось в тех случаях, «когда трудовое земледельческое хозяйство по состоянию своей рабочей силы или инвентаря не может выполнить своевременно необходимые сельскохозяйственные работы» ( п. 39 раздела III ). Наемный труд мог быть допущен только при условии, когда все наличные трудоспособные члены хозяйства принимают участие в его работе наравне с наемными рабочими ( п. 40 раздела III ).

Трудовое право. Кодекс законов о труде РСФСР ( КЗОТ ) был принят в ноябре 1922 г. и тогда же вступил в действие. Он состоял из 17 глав.

В общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение.

Представление работы гражданам РСФСР в порядке добровольного найма осуществлялся через органы Народного комиссариата труда ( Наркомтруда ). До 1925 г. наем осуществлялся при обязательном посредничестве бирж труда. В особых случаях ( борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий ) СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности ( п. 11 раздела III КЗОТ ).

Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры.

Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положение нанимающихся сравнительно с условиями, установленными законами о труде, а также условия, «клонящие к ограничению политических и общегражданских прав трудящихся».

Устанавливался в качестве общего правила 8-часовой рабочий день ( п. 94 раздела Х КЗОТ ). Запрещался прием на работу лиц моложе 16 лет.

Размер вознаграждения за труд определялся коллективными и трудовыми договорами и не мог быть ниже обязательного минимума оплаты труда, установленной для данной категории труда государством ( раздел VIII КЗОТ РСФСР ).

По сравнению с КЗОТ РСФСР 1918 г., предусматривавшим порядок государственного социального обеспечения ( из централизованного страхового фонда ), КЗОТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования в государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных, частных предприятиях, учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватывало все виды выплат ( по болезни, беременности, инвалидности и т. д. ), которые производились из средств данного предприятия или лица ( нанимателя ).

Уголовное право. Первый Уголовный кодекс РСФСР вступил в действие в июне 1922 г. Он состоял из введения и 2 частей: общей и особенной.

Под преступлением кодекс понимал «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени» ( ст. 6 раздела II УК РСФСР ).

Провозглашенными в Кодексе целями наказания были: а) общее предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества; б) приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия; в) лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений ( ст. 8 ).

Назначение наказания производилось судебными органами по их социалистическому правосознанию с соблюдением руководящих начал и статей УК.

При отсутствии в Уголовном кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись согласно статьям УК, предусматривающим «наиболее сходные по важности и роду преступления»

( ст. 10 УК РСФСР ), т. е. использовался принцип аналогии, что давало судам широкие возможности толкования закона.

При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности как самого преступника, так и совершенного им преступления ( ст. 23 ). Предполагалось, что наказание должно быть «целесообразным», что также определял суд, но в то же время оно должно было быть «совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий» ( ст. 26 ).

Кодексом устанавливались следующие виды наказаний: а) изгнание из РСФСР на срок или бессрочно; б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; в) принудительные работы без содержания под стражей; г) условное осуждение; д) конфискация имущества – полная или частичная; е) штраф; ж) поражение прав; з) увольнение от должности; и) общественное порицание; к) возложение обязанности загладить вред. По делам, находящимся в производстве у революционных трибуналов, впредь до отмены ВЦИК, в качестве высшей меры наказания применялся расстрел ( ст. 32 УК РСФСР ).

Кроме наказаний, в УК РСФСР были перечислены меры социальной защиты, которые могли применяться по приговорам судов вместо наказания или вместе с ним. К ним относились: а) помещение в учреждение для умственно или морально дефективных; б) принудительное лечение; в) воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом; г) удаление из определенной местности.

Система преступлений по УК РСФСР 1922 г. включала: 1) государственные преступления; 2) преступления против порядка управления; 3) хозяйственные преступления; 4) имущественные преступления; 5) воинские преступления.

К государственным преступлениям относились, в частности, контрреволюционные преступления. Контрреволюционным ( ст. 57 ) признавалось «всякое действие, направленные на свержение завоеванных пролетарской революцией власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского Правительства», а также «действия в направлении помощи... международной буржуазии». К контрреволюционным действиям, в частности, относились 1) организация в контрреволюционных целях вооруженных восстаний, вооруженных отрядов или банд; 2) участие во всякой попытке в тех же целях захватить власть в центре и на местах или насильственно отторгнуть от РСФСР какую-либо часть ее территории; 3) сношение с иностранными государствами или их отдельными представителями с целью склонения их к вооруженному вмешательству в дела Республики, объявлению ей войны, организации военной экспедиции... в чем бы это способствование ни выразилось ( ст. 58 – 59 УК РСФСР ).

По состоянию на 01. 07. 1938 г. ст. 58 УК РСФСР «Контрреволюционные преступления» включала 14 пунктов, по существу являясь отдельной главой УК. К контрреволюционным преступлениям, в частности, относились: измена Родине ( п. 58-1а), вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях ( п. 58-2), сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями ( п. 58-3), шпионаж ( п. 58-6 ), подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы ( п. 58-7 ), совершение террористических актов против представителей советской власти ( п. 58-8 ), пропаганда или агитация, содержащая призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти ( п. 58-10 ), недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении ( п. 58-11 ), контрреволюционный саботаж ( п. 58-14 ).

По данным Справки, направленной на имя Н. С. Хрущева в феврале 1954 г. за подписями Генерального прокурора СССР Р. Руденко, министром внутренних дел СССР С. Круглова и министра юстиции СССР К. Горшенина за период с 1921 по 1 февраля 1954 г. за контрреволюционные преступления было осуждено Коллегией ОГПУ, «тройками» НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией Верховного Суда СССР, судами и военными трибуналами 3 777 380 чел., в том числе приговорено к смертной казни 642 980 чел., к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2 369 220 чел., к ссылке и высылке – 765 180 чел.

Наказания не применялись к малолетним до 14 лет ( ст. 18 УК РСФСР ).

Процессуальное право. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был утвержден ВЦИК в феврале 1923 г.

В соответствии со ст. 2 УК РСФСР преступность и наказуемость деяния определялась уголовным законодательством, действовавшим в момент совершения преступления. Законы, устраняющие преступность деяния или смягчающие его наказуемость, имели обратную силу.

В ст. 19 Кодекс закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность ( кроме дел, содержащих военную, дипломатическую или государственную тайну или сведения об интимной стороне жизни граждан ).

Суд не ограничивался формальными доказательствами и сам осуществлял их отбор ( ст. 57 ). На предварительном следствии должны были выясняться и исследоваться все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого ( ст. 111 ). Присяга как доказательство не допускалась.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят в июле и введен в действие с сентября 1923 г.

Кодекс обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела.

Суд мог приступить к рассмотрению дела не иначе, как по заявлению заинтересованной в том стороны. Прокурор имел право как начать дело, так и вступить в него на любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс ( ст. 2 ГПК РСФСР ).

«За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства» ( ст. 4 ГПК ). В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны» дело могло слушаться в закрытом заседании.

Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.