Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Самородов. УМК по ИОГП для бакалавриата (новый)...doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

Управление национальными окраинами Российской империи в XIX в. Финляндия. Польша.

В XIX в. в состав России были включены Финляндия (по Фридрихсгамскому мирному договору 1809 г. со Швецией после русско-шведской войны), Польша (по решениям Венского конгресса европейских держав 1815 г., завершившего эпоху наполеоновских войн), Кавказ (первая половина XIX в.) и Средняя Азия (60 — 80-е гг. XIX в.).

В управлении отдельными регионами Российской империи имелись существенные особенности. Самой большой степенью автономии обладали Польша и Финляндия.

Царство Польское с 1815 по 1830 г. имело свою конституцию. Российский император был одновременно польским царем и осуществлял верховное управление через наместника. Законодательная власть принадлежала Сейму. Одна его палата назначалась царем, другая — избиралась местными дворянами и городской верхушкой. В административном отношении Царство Польское подразделялось на воеводства и поветы и имело собственную армию.

После восстания польской шляхты 1830 — 1831 гг. польская конституция и Сейм были упразднены, а воеводства и поветы переименовывались, соответственно, в губернии и уезды. На территории Польши была размещена действующая русская армия. В 1874 г. была упразднена должность наместника, свидетельствовавшая об особенном устройстве края.

Финляндия имела статус великого княжества (ее великим князем был российский император). В ней также существовал свой законодательный орган — Сейм, избиравшийся сословиями. Верховную российскую власть в Финляндии представлял генерал-губернатор. Финляндия имела таможенную границу с Российской империей. Ее население не подлежало призыву в российскую армию. С конца 80-х гг. усилилось наступление правительства Российской империи на финскую автономию.

В 1822 г. была проведена реформа управления Сибирью. Она включала изменение административно-территориального деления (два генерал-губернаторства, четыре губернии и две области), упорядочение препровождения и размещения ссыльных каторжан и принятие Устава об инородцах. По этому уставу все нерусское население Сибири подразделялось на три категории: бродячее, кочевое и оседлое. Для бродячих народов была сохранена сложившаяся система взаимоотношений царской администрации с местной родоплеменной верхушкой. Кочевые народы, стоявшие на более высокой стадии социально-экономического развития, получили трехзвенную систему управления: родовое управление — учреждалось на каждое стойбище, улус или род, имевший не менее 15 семей; инородная управа — административно-полицейское, судебное и хозяйственно-финансовое учреждение, создававшееся на несколько стойбищ или улусов; степная дума — сословный орган управления для отдельных народов, состоявший из местной знати. Для оседлого нерусского населения вводилась волостная система. В 80-х гг. XIX в. в сибирских губерниях постепенно вводится общероссийское устройство, с некоторыми ограничениями там распространяются и судебные учреждения.

С 1801 по 1876 г. три прибалтийские губернии — Курляндская, Лифляндская и Эстляндская — объединялись в единое Прибалтийское генерал-губернаторство. После его ликвидации в прибалтийских губерниях началось формирование общероссийских городских и судебных учреждений, которые в течение длительного времени сосуществовали вместе с сословными органами управления и суда немецких баронов и бюргеров.

Из присоединенной к России в 1812 г. Бессарабии была образована Бессарабская область, переименованная в 1873 г. в Бессарабскую губернию. В 1856 — 1878 гг. южная часть Бессарабии временно входила в состав Молдавского, а затем Румынского княжества.

Наибольшей сложностью отличалось управление Кавказом. Присоединение Кавказа к России растянулось более чем на полвека. В 1801 г. в состав России вошла Восточная Грузия. Для управления ею было учреждено верховное грузинское правительство во главе с главноуправляющим, которым стал П. Д. Цицианов. В 1804 г. Россия установила протекторат над Западной Грузией, в 1810 г. вошедшей в ее состав в качестве Имеретинской области. В результате русско-персидских войн 1804 — 1813 гг. и 1826 — 1828 гг. и русско-турецкой войны 1828 — 1829 гг. вся территория Закавказья вошла в состав России. На присоединенных землях упразднялись феодальные государственные образования и создавались новые административные единицы и учреждения. В 1819 — 1864 гг. Россия воевала с горцами Чечни и Дагестана в целях окончательного покорения Северного Кавказа.

В 40-х гг. XIX в. Кавказским комитетом и Шестым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии была подготовлена административная реформа для Кавказа. В соответствии с ней в 1844 г. учреждалось Кавказское наместничество. Наместник, являвшийся одновременно главнокомандующим Отдельным кавказским корпусом (с 1857 г. - Кавказская армия), обладал обширными полномочиями в области гражданского и военного управления и суда. При нем функционировал совет, состоявший из губернаторов губерний наместничества и других чиновников, назначенных императором. Наместническое управление Кавказом просуществовало до 1881 г. и было восстановлено во время Первой русской революции (1905 — 1907 гг.).

В ходе присоединения к России Средней Азии из большей части ее земель было образовано Туркестанское генерал-губернаторство (1867), преобразованное в 1886 г. в Туркестанский край. Туркестанский генерал-губернатор подчинялся Военному министерству, области края возглавлялись военными губернаторами. Генерал-губернатору было дано право «принимать все меры, какие он признавал полезными и неотложно необходимыми по местным условиям». Он также мог вступать в непосредственные сношения с правительствами Персии, Афганистана и пограничными владениями Цинской империи.

В процессе присоединения Средней Азии по дипломатическим соображениям было решено сохранит местные государственные образования — Бухарский эмират и Хивинское ханство, правда, в сильно урезанном виде. Бухарский эмир и хивинский хан оставались у власти, но были вынуждены признать вассальную зависимость от российского императора.

Общий взгляд на систему управления окраинами Российской империи не подтверждает широко распространенного в недавнем прошлом мнения, что Российская империя являлась тюрьмой народов. Региональное управление отличалось достаточной гибкостью, хотя и было подчинено в конечном счете целям российского самодержавия.