Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНИК ЗАЕМСКОГО - ООН и миротворчество.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

Восточный Тимор

В ночь с 19 на 20 мая 2002 г. была провозглашена независимость государства Демократическая Республика Восточный Тимор. Ключевую роль в обретении суверенитета Восточного Тимора сыграла ООН, в частности через учрежденную 25 октября 1999 г. миротворческую операцию ООН – Временную администрацию ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ).

Ее мандат, выданный Советом Безопасности по главе VII Устава ООН, включал в себя задачи обеспечения безопасности и поддержания правопорядка, создания эффективной администрации, формирования потенциала самоуправления и становления демократических институтов. Фактически Миссия ООН получила полномочия по осуществлению всей законодательной и исполнительной власти, в том числе и на отправление правосудия.

Пример операции в Восточном Тиморе, где в 2000 году разворачивавшаяся Временная администрация ООН получила до 70 % военного персонала предшествовавшей ей операции коалиционных сил, считается достойным подражания.

ВАООНВТ возглавил специальный представитель Генсекретаря ООН Сержио Виэйра де Мелло (Бразилия). К началу 2001 года, по мнению международного сообщества, достигнутый прогресс в становлении основ государственности Восточного Тимора поставил в повестку дня вопрос об ускорении передачи власти восточнотиморцам и сокращении международного присутствия на территории. Вместе с тем, учитывая критически важное значение деятельности Временной администрации ООН для обеспечения жизнеспособности и стабильности нового государства, признавалась необходимость продолжения миротворческой операции ООН и после провозглашения независимости.

На всех этапах ооновского присутствия в Восточном Тиморе Организация уделяла приоритетное внимание решению исключительно важной гуманитарной задачи, обеспечивая безопасное существование лагерей для беженцев. Дело в том, что сотни тысяч людей (по некоторым оценкам, до 90 % восточнотиморцев), включая около 250 тыс. человек, ставших беженцами в Западном Тиморе44, покинули места постоянного проживания ввиду реальной угрозы их жизни после оглашения результатов референдума о будущем статусе Восточного Тимора, на котором идея независимости получила безоговорочную поддержку. Лагеря беженцев располагались на территории Западного Тимора и в течение длительного времени оставались объектом террористических вылазок со стороны интеграционистской «милиции».

В представленном Совету Безопасности в октябре 2001 года докладе Генсекретаря ООН45 подчеркивалось, что преждевременный отказ от международного присутствия может оказать дестабилизирующее воздействие на обстановку и поставить под угрозу успех всей операции ООН в Восточном Тиморе. СБ согласился с тем, что последующую миссию ООН будет возглавлять специальный представитель Генсекретаря ООН и что она будет состоять из военного компонента (сокращаемого почти наполовину от изначального уровня, до 5000 человек), компонента гражданской полиции (1240 человек) и гражданской администрации (до 100 человек). Впоследствии численность новой Временной администрации сокращалась поэтапно по мере укрепления государственных структур государства Восточный Тимор.

Принципиально важным оставался вопрос о финансовых последствиях ооновской миротворческой операции в Восточном Тиморе. Текущий бюджет Восточного Тимора в размере 65 млн. долл. США финансировался на 90 % за счет учреждений системы ООН, международных финансовых институтов, региональных механизмов и стран-доноров. Сокращение поступления этих финансовых средств имело бы значительные последствия для функционирования всей экономики Восточного Тимора.

Россия последовательно придерживалась позиции, что в содействие Восточному Тимору должен быть вовлечен широкий круг организаций и учреждений системы ООН. Региональные структуры, международные финансовые институты и индивидуальные страны-доноры должны подкрепить усилия ООН, которой будет принадлежать координирующая роль в этом процессе.

В мае 2002 года вместо ВАООНВТ была учреждена Миссия ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ)46 сроком на 12 месяцев, в задачи которой входило оказание всесторонней помощи молодому независимому государству. Возглавил миссию специальный представитель Генсекретаря ООН К. Шарма (Индия). Ее мандат был тесно увязан с поэтапным решением задач миростроительства, после выполнения которых присутствие ООН планомерно сокращалось. Впоследствии СБ ООН47 рекомендовал Генеральной Ассамблее принять Восточный Тимор в члены ООН, что и было сделано 20 сентября того же года. Россия была представлена в МООНПВТ пятью гражданскими полицейскими, двумя военными наблюдателями и рядом российских граждан в гражданской администрации.

В ноябре 2002 года Генсекретарь ООН представил доклад48, в котором рассматривалась деятельность МООНПВТ в контексте становления государственности Демократической Республики Восточный Тимор. Отмечались первые практические шаги всех ветвей власти молодого государства, осуществляемые при поддержке ООН, ее учреждений, фондов и программ, а также донорского сообщества. Деятельность МООНПВТ подавалась под углом реализации трех программ, составляющих мандат миссии. Среди гражданского компонента МООНПВТ, отвечавшего за осуществление Программы I (стабильность, демократия и правосудие), выделялись меры по обучению и подготовке местных управленческих кадров, формированию независимой системы правосудия, реформированию существующей пенитенциарной системы. Основные проблемы: недостаточное финансирование со стороны доноров, отсутствие прогресса в заполнении судебных и прокурорских вакансий, нехватка специальных ресурсов, необходимых для расследования тяжких преступлений.

Численность компонента гражданской полиции, выполняющего Программы II (общественная безопасность и правоохранительная деятельность), была сокращена в соответствии с имеющимся графиком на 1/3 и составила 741 человек. Ооновские полицейские постепенно передавали полицейской службе Восточного Тимора ответственность за обеспечение правопорядка в различных районах страны. В этом контексте выделялись усилия МООНПВТ по отбору и базовой подготовке сотрудников полиции среди местного населения. Особое внимание уделялось проблеме низкого уровня материально-технической базы национальной полиции, что препятствовало поддержанию правопорядка.

В отношении реализации Программы III (внешняя безопасность и пограничный контроль) констатировалось дальнейшее улучшение обстановки за счет энергичной деятельности военного компонента МООНПВТ. Отмечалось, что благодаря стабилизации положения в области безопасности программа сокращения личного состава военного компонента проходит согласно графику.

Несомненно, комплекс миротворческих усилий, связанных с Восточным Тимором, - один из успешных примеров мирного разрешения конфликта вокруг статуса этой территории, осуществленного под эгидой ООН. Благодаря плотной опеке со стороны Организации восточнотморцы смогли с минимальными потерями пройти беспрецедентный путь от положения несамоуправляющейся территории через проведение референдума о статусе и до построения самостоятельного государства.

Однако трудности на этом не закончились. В частности, предполагалось, что Политическое отделение ООН в Тиморе-Лешти (ОООНТ), действовавшее там с мая 2005 года, завершит осуществление своего мандата в мае 2006 года, однако разразившийся в стране кризис, затронувший прежде всего политическую и гуманитарную области, в корне изменил ситуацию. Тиморские власти в экстренном порядке запросили военную и полицейскую помощь у Австралии, Малайзии, Новой Зеландии и Португалии.

По оценкам Генсекретаря ООН. причины кризиса уходят корнями в сложное наследие 24-летней оккупации острова: дефицит общественного взаимопонимания между теми, кто повел эти годы в подполье, теми, кто был в эмиграции, и остальным населением; традиционное соперничество между выходцами из восточной и западной частей острова; несовершенство выстраиваемой государственной структуры, а также нерешенность социально-экономических проблем, прежде всего безработица среди молодежи.

В целях преодоления кризиса к присяге было приведено новое правительство, которое провозгласило своей главной задачей объединение нации. 11 июня 2006 г. президент Тимора-Лешти, председатель национального парламента и премьер-министр обратились к Генсекретарю ООН с просьбой поставить перед СБ ООН вопрос о дальнейшем ооновском присутствии в этой стране.

Выражая свою озабоченность по поводу все еще сохраняющейся неустойчивой ситуации в области безопасности, политической и гуманитарной сферах в Тиморе-Лешти, СБ ООН в своей резолюции 1704 от 25 августа 2006 г. постановил учредить Интегрированную миссию ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТ) для оказания поддержки правительству в целях укрепления стабильности, развития культуры демократического управления и содействия политическому диалогу между тиморскими заинтересованными сторонами в их усилиях по налаживанию процесса национального примирения и обеспечению социальной сплоченности.

После кризиса в апреле-мае 2006 года национальное руководство и другие стороны предприняли шаги в направлении национального диалога и политического примирения. В ноябре 2006 года под эгидой Комиссии по проведению диалога, созданной президентом Ш. Гужмау, был организован политический диалог среднего уровня, участниками которого в основном были политические партии и организации гражданского общества, после чего состоялся диалог на высоком уровне при участии высших государственных чиновников, лидеров политических партий и командующих тиморскими вооруженными силами и национальной полиции.

Президент Гужмау открыто признал коллективную ответственность за кризис четырех институтов государственной власти – президента, парламента, правительства и судов. С извинениями от имени своих соответствующих органов по обеспечению национальной безопасности также выступили командующий тиморскими вооруженными силами (ФАЛИНТИЛ – национальные силы обороны Тимора-Лешти).

Несмотря на усилия, направленные на обеспечение национального примирения и социальной сплоченности, Тимор-Лешти по-прежнему сталкивается со многими проблемами в попытке укрепить мир внутри страны. Обеспечение торжества справедливости рассматривается в качестве главного предварительного условия для достижения прочного национального примирения.

Наряду со встречами на высоком уровне продолжался диалог на уровне общин в рамках спонсируемой правительством программы «Симу-Малу» («взаимный обмен визитами») и президентской комиссии по проведению диалога. Эти общинные мероприятия, проводившиеся главным образом в Дили, были направлены на содействие реинтеграции внутренне перемещенных лиц и решение проблемы раскола в обществе после актов насилия между выходцами из восточной и западной частей страны, а также столкновений между противоборствующими бандами в различных общинах, в частности расположенных вблизи лагерей для внутренне перемещенных лиц. Проведение вышеуказанных мероприятий содействовала ООН, причем Управление по координации гуманитарной деятельности обеспечивало координацию с международными и национальными неправительственными организациями и международными силами безопасности, которые были развернуты Австралией и Новой Зеландией в Тиморе-Лешти по просьбе правительства («международные силы безопасности»). Этот процесс, возглавляемый самими тиморцами, содействовал снижению уровня насилия между определенными кругами в некоторых лагерях для внутренне перемещенных лиц и бандами, действующими в соседних общинах.

Для того чтобы усилия в политической сфере и в сфере безопасности были устойчивыми в долгосрочном плане, необходимо, чтобы тиморские заинтересованные стороны были согласны с ними и полностью взяли на себя ответственность за их реализацию. Эти усилия необходимо также подкрепить ощутимым прогрессом и дивидендами в области экономического и социального развития. С учетом того, что в настоящее время Тимор-Лешти получает существенные доходы от экспорта нефти и газа, укрепление потенциала и процесса исполнения бюджета будет иметь решающее значение для закладки основы устойчивого роста. Однако пока для решения гуманитарных проблем у правительства по-прежнему не хватает потенциала.