Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дайджест геополитика.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать
  1. Источники геополитики

Появлению геополитики предшествовало длительное исследование роли географического фактора в жизни общества. К глубокой древности восходят идеи географического детерминизма, согласно которым развитие человечества во многом определяется географическими факторами, а установление государственных границ основывается на праве сильного и целиком зависит от завоеваний. Еще мысли­тели античности Парменид (VI в. до н. э.), Гиппократ (ок. 450 — ок. 370 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.), историк Полибий (ок. 200 — ок. 120 до н. э.) и другие высказывали мысль о том, что жизнь людей и обществ, их обычаи, нравы и образ правления обусловлены географической средой.

Древние греки сначала делили известный им мир в соответствии с климатическими условиями. Философ Парменид выдвинул теорию пяти температурных зон — жаркой, двух холодных и двух промежу­точных. Исходя из этой теории, Аристотель усматривал в заселении греками промежуточной зоны причину их силового превосходства над другими народами.

Позднее географические концепции античности учитывали фактор суши и моря как важнейшую характеристику государств. Об этом, и частности, писал Аристотель к «Политике». Характерна оценка им достоинств острова Крит, способствовавших ого возвышению. «Остров Крит, — констатировал Аристотель, — как бы предназначен приро­дой к господству над Грецией, и географическое положение его пре­красно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится па не­большом расстоянии от Пелопоннеса, с другой — от Азии, именно от Триопийской местности и Родоса. Вот почему Минос и утвердил спою власть над морем, а из островов один подчинил своей власти, другие населил…»

Гиппократ в сочинении «О воздухах, водах и местностях» анали­зировал влияние географических условий и климата па особенности человеческого характера и на общественный строй. Он считал, что «…большею частью формы людей и нравы отражают природу стра­ны».

Интерес древних греков к влиянию географической среды на со­циальное существование людей диктовался вполне практическими мотивами. Развитие цивилизации, рост городов-государств вызывали геополитические проблемы расширения жизненного пространства для увеличивавшегося населения, колонизации территории по периметру Средиземноморья с целью перемещения туда избыточного населения, пограничные проблемы.

Античные представления о роли географического фактора в раз­витии общества получили развитие в трудах арабского историка Ибн Халдуна (1332-1406). Он придавал первостепенное значение влиянию природных условий на историю и общественно-политиче­скую жизнь, особо подчеркивая при этом значение такого фактора, как климат. Согласно теории исторических циклов Ибн Халдуна, в странах с умеренным климатом наиболее активной силой являются кочевники, физически и морально превосходящие оседлое население, особенно горожан. Поэтому они периодически захватывают страны с оседлым населением и образуют обширные империи с деспотиче­ской формой правления. Через три-четыре поколения они утрачивают свои достоинства, и новые волны кочевников вторгаются в эти страны, устанавливая в них свое господство и начиная тем самым очередной цикл истории.

Важным этапом в развитии идей географического детерминизма явилась эпоха Великих географических открытий.

Французский ученый Жан Боден (1530-1596) в работе «Шесть книг о государстве» (1577) рассматривал географические факторы как одну из важнейших детерминант государственного устройства наряду с Божественной волей и человеческим произволом. Среди географических факторов в качестве наиболее значимого он выделял климат, а земной шар делил на три зоны — жаркую (экваториаль­ную), холодную (полярную) и среднюю (умеренную). Действию климата приписывалось физическое превосходство северных паро­дов над южными и горных — над долинными.

Боден обращал внимание государственных деятелей на необходи­мость учитывать в административной и законодательной деятельно­сти помимо социальных и климатические условия. Он особо подчер­кивал важность соответствия законов страны условиям физической среды. Его мысль о прямой зависимости силы и влияния суверенного государства от окружающих природных условий, по существу, близка к позиции современных геополитиков.

Проблема влияния географических факторов на политику зани­мала сущестственное место в работах французского философа-просве­тителя Ш. Монтескье (1689-1755). В труде «О духе законов» (1748) он вслед за Боденом пытался объяснить характер, правы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй географическими условиями, особенно климатом. При этом особо подчеркивалась не­обходимость соответствия законов страны этим условиям. Большое значение Монтескье придавал и влиянию политического фактора, прежде всего формы государственности, на географическую среду.

Влияние природных условий на общественно-политическое раз­витие изучалось немецкими учеными И. Гердером (1744-1805), А. Гумбольтом (1769-1859), философами И. Кантом (1724-1804), Г. Геге­лем (1770-1831), английским географом Г. Боклем (1821-1862) и др.

По мнению Иоганна Гердера, развитие цивилизации осуществля­ется под воздействием внутренних и внешних факторов. К послед­ним он относил физическую природу и, в первую очередь, такие ее элементы, как климат, почва, географическое положение.

Александр Гумбольт полагал, что география должна давать целост­ную картину окружающего мира и служить конкретным социальным, политическим и экономическим целям человека.

Иммануил Кант в лекции по географии высказал мысль о влия­нии физической среды на «моральную географию» (национальный характер), на политическую географию, на «торговую географию» (экономику) и на «теологическую географию» (территориальное распространение религий).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель в «Философии истории» указы­вал на детерминированность истории разных народов географиче­скими факторами. В разделе лекций по философии истории под названием «Географическая основа всемирной истории» он усматривал в жарком и излишне холодном климате «те естественные свойства стран, которые раз и навсегда исключают их из всемирно-историче­ского движения…».

Гегель выводил общественный строй из трех «географических раз­личий» земной поверхности, которыми являются:

безводное плоскогорье со степями и равнинами;

низменность, переходная страна, орошаемая реками;

прибрежная страна, непосредственно примыкающая к морю.

В XIX веке сторонники географического детерминизма анализи­ровали воздействие на общественную жизнь не только климата, но и всей совокупности условий географической среды, транспортных магистралей и пр. Это направление географического детерминизма наиболее полно отражено в трудах английского географа Генри Томаса Бокля. В течение XIX века школа географического детерминизма посте­пенно перемещалась в Германию. Свое наивысшее развитие она по­лучила на рубеже XIX и XX веков. Особую роль в разработке идей географического детерминизма и создании нового научного направле­ния — политической географии — сыграл Фридрих Ратцель (1844-1904).

Кроме географического направления в социальной мысли, неко­торые исследователи относят к числу источников геополитики цивилизационные и военно-стратегические концепции. В этой связи особо отмечается вклад в разработку цивилизационного подхода к истории Н. Я. Данилевского (1822-1885), русского философа К. Н. Леонтье­ва (1831-1891), немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936), русского ученого-евразийца П. Н. Савицкого (1895-1968), его уче­ника и нашего современника Л. Н. Гумилева (1912-1992), англий­ского историка и социолога А. Тойнби (1889-1975), современного американского ученого С. Хантингтона (р. 1927). Из создателей военно-стратегических концепций, оказавших наиболее значитель­ное влияние на геополитику, называют немецких военных теоретиков К. фон Клаузевица (1780-1831) и X. И. Мольтке (1848-1916).

Представляется, что к числу предшественников геополитического направления могут быть отнесены мыслители и иных школ и течений общественной мысли. Так, в работах итальянского ученого и полити­ческого деятеля Н. Макиавелли (1469-1527) высказаны суждения вполне геополитического характера — о расширении границ и при­соединении новых земель мирными и военными средствами на ос­новании предварительной сравнительной оценки реальной мощи государств; о сохранении господства над вновь приобретенными тер­риториями посредством создания колоний, переноса туда столиц и их изоляции от влияния соседних стран, о создании региональ­ных военно-стратегических альянсов.

Таким образом, предыстория геополитики достаточно продолжительна и разнородна. Она включает фрагментарные суждения, представления и знания преимущественно о влиянии географических условий на жизнь людей. По мере пространственного «уплотнения» планеты, с переходом пространства из разрозненного состояния к единому взаимосвязанному и взаимозависимому миру на этой основе стало возможным возникновение новой интегральной науки — геополитики.