Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к материнству -Мещер...docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
40.07 Кб
Скачать

Коэффициенты корреляции между показателями готовности к материнству и показателями эффективности материнского поведения на разных этапах первого года жизни ребенка

Этапы

Показатели

Суммарный показатель уровня психологической готовности к материнству

Коммуникативный опыт в раннем детстве

Переживания в период беременности

Установки на стратегию воспитания

Послеродовой

0,573**

0,502**

  0,234

0,448*

Первые дни дома

0,422*

0,247

  0,241

0,415*

1 мес

0,329*

0,311*

–0,078

0,285

3 мес

0,611**

0,532**

  0,455**

0,192

6 мес

0,619**

0,370*

  0,482*

0,347*

9 мес

0,473*

0,404*

  0,178

0,409*

12 мес

0,596**

0,395*

  0,384*

0,468*

 

 

* — значения p<0,05; ** — значения p<0,01.

Качественный анализ данных анкетирования и обследования выявил следующие характерные особенности отношения к ребенку и взаимодействия с ним матерей из разных групп.

Матери из первой группы в режимные моменты мало разговаривали с ребенком, не использовали «детскую речь», не комментировали свои действия и действия ребенка, редко употребляли ласковые слова; часто затруднялись в определении причины плача ребенка, не выражали ему сочувствия, иногда даже поддразнивали; при пеленании редко учитывали движения ребенка; практиковали кормление не на руках, а подкладывая бутылочку в кроватку; при укладывании спать редко напевали и укачивали малыша.

В общении с ребенком не употребляли ласковых интонаций, были мало эмоциональны, чаще всего использовали формальные обращения, обычно касающиеся режимных моментов («наелся?», «не выспалась?»). Часто не замечали или игнорировали инициативные проявления ребенка, не соотносили свое поведение с поведением малыша, не повторяли за ним звуков, не побуждали к улыбкам. Во время игры с предметом не стремились заинтересовать ребенка игрушкой и сами не проявляли к ней интереса, не стремились к сопереживанию, обычно молча демонстрировали игрушку и молча наблюдали за ребенком. Крайне редко играли с ребенком в эмоциональные игры и игры с предметами; редко привлекали ребенка к совместной деятельности, предпочитали оставлять его наедине с игрушками.

Во втором полугодии жизни стремление ребенка присоединиться к матери в каком-либо деле расценивали как помеху; не умели занимать партнерскую позицию, предпочитали обучать ребенка и руководить его действиями; оказались более склонными к запретам и порицаниям, чем к поощрениям; поощряли преимущественно действия ребенка, причем только вербально; крайне редко адресовали похвалу личности малыша. Характеризуя его, они предпочитали называть нейтральные качества, например, «спокойный», «энергичный»; преимущественно выделяли и ценили физические умения и навыки самообслуживания.

В таком поведении матерей и их отношении к ребенку преобладает объектная ориентация, и оно является недостаточно эффективным с точки зрения создания условий для развития младенца. Резкий контраст с первой группой демонстрирует третья группа матерей.

25

Матери из третьей группы при выполнении режимных моментов много разговаривали с ребенком, комментировали все его и свои действия, активно использовали «детскую речь», часто употребляли ласковые обращения, стремились поймать взгляд ребенка; чутко реагировали на плач малыша, точно определяли его причину, старались успокоить ребенка, выражая сочувствие. При пеленании приноравливались к движениям младенца; при кормлении поощряли его ласковыми словами, из бутылочки кормили всегда на руках; при укладывании напевали колыбельную, укачивали.

В общении с ребенком были эмоциональны, обращались к ребенку с оживленной мимикой, улыбками, ласковыми словами, стремились к сопереживанию, содержание высказываний обычно имело личностную направленность и похвалу («ты мой дорогой!», «как хорошо ты разговариваешь!»). Они были высоко чувствительны ко всем проявлениям ребенка, всегда откликались на его инициативу и поддерживали ее, повторяли за ребенком все звуки, побуждали к улыбкам и вокализациям, приурочивали свои воздействия к поведению ребенка.

Во время игры старались использовать самую занимательную игрушку, привлекали внимание ребенка к ней словами, выразительной мимикой, демонстрируя все ее качества, побуждали ребенка к рассматриванию, при этом стремились поймать взгляд малыша и разделить с ним впечатления, сами были увлечены игрой. Во втором полугодии жизни малыша охотно играли с ним в эмоциональные игры и игры с предметами, всегда находясь в партнерской позиции.

В совместной деятельности действовали согласованно; поощряли ребенка за любое достижение, адресуя похвалу его личности, подкрепляя ласковые слова поцелуями, объятиями; редко использовали порицания и запреты. Матери этой группы склонны с самых первых дней жизни ребенка усматривать в нем положительные личностные качества (например, «добрый», «ласковый»); наряду с личностными качествами они выделяют и ценят коммуникативные и познавательные способности, игровые умения, а не только физические и бытовые навыки ребенка.

В таком поведении матерей и их отношении к ребенку преобладает субъектная ориентация, и оно наиболее эффективно для развития детей младенческого возраста.

Матери из второй группы вели себя неоднозначно: в режимные моменты они вступали в общение с ребенком, изредка комментируя свои действия, разговаривали с ласковой интонацией, но сдержанно, «детскую речь» использовали редко; чутко реагировали на плач ребенка, но не были склонны выражать сочувствие, иногда поддразнивали малыша; при пеленании не всегда учитывали движения младенца; при кормлении из бутылочки чаще брали ребенка на руки, но иногда подкладывали бутылочку в кроватку; при укладывании спать иногда укачивали малыша.

В ситуации общения они использовали «детскую речь», называли ребенка ласковыми словами, но не всегда откликались на инициативу ребенка, общались преимущественно по своей инициативе, не старались приурочить свои воздействия к поведению малыша, редко поощряли его действия, не повторяли за ним звуков, к улыбкам и вокализациям побуждали нечасто.

В игре пытались вызвать интерес к игрушке словами, но демонстрировали ее однообразно, редко стремились поймать взгляд ребенка и разделить с ним впечатление, были склонны наблюдать за малышом со стороны, не включаясь в игру.

В игре и в совместной деятельности с ребенком старше 6 мес стремились постоянно руководить его действиями, навязать ему свою волю, активно пользовались порицаниями и поощрениями. Характеризуя ребенка, они примерно в одинаковой пропорции упоминали нейтральные и положительные качества, а также, в отличие от других групп, отрицательные (например, «вредный», «ленивый», «капризный»).

В поведении матерей этой группы и их отношении к ребенку сочетается субъектная и объектная ориентации.

Особенности развития и поведения детей из сравниваемых трех групп также подтвердили данные о соответствии психологической готовности к материнству и эффективности материнского поведения. Различия между детьми этих групп проявились уже в трехмесячном возрасте.

26

Таблица 3